Найти тему
СК

Возможно, экипаж готовился посадить самолет на дорогу вместо взлетно-посадочной полосы, которая была лучше освещена

Оглавление

Последний полет

Катастрофа произошла в ночь с 20 на 21 июня 2011 года.

Самолет Ту- 134 авиакомпании "Рус Эйр" летел из Москвы в Петрозаводск. Пассажиров в салоне было немного - 47 человек. 9 членов экипажа.

Полет происходил в штатном режиме на высоте 9150 метров. При подлете к аэропорту "Петрозаводск" тоже особых сложностей не возникло. Погодные условия были сложные, но не критичные. Экипаж самолета обладал достаточным опытом - и не с такими ситуациями справлялись. Причин для волнения не было.

Экипаж

Командир воздушного судна (КВС) — Александр Иванович Фёдоров (44 года). В должности командира Ту-134 — с 2008 года (до этого детал в качестве второго пилота). Налетал 8501 час, 3158 из них на Ту-134 (1627 из них в качестве командира).

Второй пилот — Сергей Николаевич Карякин (40 лет). В должности второго пилота Ту-134 — с апреля 2007 года. Налетал 2846 часов, 1099 из них на Ту-134.

Штурман-инструктор — Аманберды Атаев (50 лет). В должности штурмана Ту-134 — с марта 1985 года, а в должности штурмана-инструктора Ту-134 — с 1997 года. Налетал 13 699 часов, 13 464 из них на Ту-134.

Бортмеханик — Виктор Евгеньевич Тимошенко (56 лет). В должности бортмеханика Ту-134 — с декабря 2001 года. Налетал 11 231 час, 2494 из них на Ту-134.

До того, как стать членами экипажа Ту-134, летали на АН-24 и Як-40.

Стюардессы

На борту Ту-134 пасажиров обслуживали три стюардессы:

Юлия Сергеевна Гурина, 28 лет.

Елена Николаевна Ерофеева, 27 лет.

Юлия Сергеевна Скворцова, 24 года.

И авиатехники:

Александр Александрович Федорченко (44 года) и Михаил Никитич Карпук (57 лет).

https://s9.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/10803336/inx960x640.jpg
https://s9.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/10803336/inx960x640.jpg

"Тот самый Ту-134, который потерпел крушение при заходе на посадку в Петрозаводске. Фото: Alexey Reznichenko\RussianPlanes.net"

Замена

Первая странная нестыковка происходила с заметой борта. Пассажиры узнали о том, что вместо Бомбардье лететь предстоит на Ту-134, непосредственно перед посадкой. В авиакомпании замену мотивировали тем, что на данном направлении предполагалось увеличение пассажиропотока. На тот рейс было продано меньше 50 билетов (47). Загрузка Бомбардье - 50 человек. Так что замена борта из-за пассажиров не убедительна и потому необъяснима. Замены и раньше случались по разным причинам. Ничего криминального в этом нет. Никто не стал бы рисковать жизнью людей и самолетом, если это не терракт. А в данном случае никаких признаков терракта обнаружено не было, хотя, наверняка, следствие проверяло и эту версию. Основания для проверки были.

Аэропорт

Аэропорт, куда направлялся Ту-134 был совместного базирования. Полоса рассчитана на 150 тонн взлетного веса, могла без проблем принимать Ил-76Т (с частичной загрузкой), Boeing 737-800, Boeing 737-MAX8, Як-42, Ту-134, Sukhoi Superjet 100, Ил-114, Ан-12 и т.д. Аэродром был построен в 1939 году и с 1964 года эксплуатировался в том числе и как пассажирский аэропорт. Так вот, за это время именно здесь, очевидно, с учетом близости госграницы с Финляндией, произошло несколько случаев угона самолета.

Угоны

"10 июля 1977 года самолёт Ту-134 рейса 8710 Аэрофлота Петрозаводск-Ленинград был захвачен и, под угрозой взрыва, совершил, по требованию угонщиков, посадку в аэропорту Вантаа, Хельсинки.

21 февраля 1978 года при попытке угона Ту-134, выполнявшего рейс Ленинград—Мурманск, 16-летний Дмитриченко С. И. угрожая взорвать самолёт, потребовал лететь в Осло (Норвегия). Убедив его в необходимости дозаправится в финской Котке, авиалайнер ночью был посажен в Петрозаводске, где преступник был арестован.

23 июля 1990 года — Ту-134Б (СССР-65706) с 74 людьми на борту выполнял рейс Рига—Мурманск, когда два пассажира (Кузнецов и Коваленко) угрожая взорвать самолёт потребовали следовать в Стокгольм. После вынужденной посадки в Петрозаводске угонщиков задержали.

(из открытых источников: https://ru.wikipedia.org/wiki/Петрозаводск_(аэропорт)

Ничего подобного в последнее время не случалось, а с учетом распада СССР и свободного выезда за границу кому и когда угодно, предполагать версию угона можно было только в случае "невыездного статуса" потенциального злоумышленника.

Изучение обстоятельств гибели самолета версию угона исключило.

Последние минуты

Расшифровка переговоров летчиков с авиадиспетчером дала основания для заключения о том, что виновен экипаж. Привожу запись расшифровки "черных ящиков" в полном объеме, чтобы можно было представить весь драматизм случившегося и хоть немного представить - ЧТО чувствовали летчики, когда боролись за жизнь.

23:36:07 Шт Боковое левее 4 идем пока.

23:36:12 Шт Удаление 23 километра.

23:36:14 2П ЦГИ 96-0-5, заняли 500.

23:36:16 Ди ЦГИ 96-0-5, удаление 24, левее посадочного, 500 до входа в глиссаду.

23:36:28 БМ Шасси выпускаются.

23:36:30 Шт Общее 21, подходим к курсу.

23:36:41 Шт Тут точка входа 10, левее 2 и 3, подходим к курсу.

23:37:05 Шт Левее километр и 200 метров.

23:37:08 Шт 7 километров до точки входа.

23:37:14 2П Давай 20 закрылки (нрзб).

23:37:16 КВС 370 скорость выдерживаем.

23:37:19 Ди ЦГИ 96-0-5, удаление 18, на посадочном курсе.

23:37:25 Шт (нрзб) 500, берём посадочный, 15 э… пока бери.

23:37:30 Шт Влево 3 снос.

23:37:36 Шт Ну, да, так бы, пока на 15 вывести.

23:37:41 Шт Левее 200 метров идём.

23:37:44 Шт 4 километра до точки.

23:37:46 КВС Закрылки 20.

23:37:57 Шт Влево 3 снос, на этом курсе.

23:37:59 БМ 20 выпущены.

23:38:03 Шт 2 километра до точки входа.

23:38:04 КВС Закрылки 30.

23:38:15 БМ 30 выпущены.

23:38:16 Шт (нрзб) 500 метров до точки, строго на линии щас.

23:38:20 Ди ЦГИ 96-0-5, удаление 11, на курсе, подходите к глиссаде.

23:38:25 2П Подходим к глиссаде, ЦГИ 96-0-5, 500 сохраняем.

23:38:28 Шт Точка входа 10 и 4, снижаемся, вертикальная 4 метра.

23:38:31 КВС Контроль по карте.

23:38:47 Шт Контроль закончен.

23:38:49 2П ЦГИ 96-0-5, снижаемся, к посадке готовы.

23:38:54 Шт Вправо 3 курс.

23:38:56 Ди ЦГИ 96-0-5, удаление 8, на посадочном курсе, посадку разрешаю.

23:39:03 2П ЦГИ 96-0-5, посадку разрешили, пролёт дальнего.

23:39:10 Шт Удаление 6 километров, (нрзб) вертикальная 5 метров.

23:39:11 2П Разрешили посадку.

23:39:14 КВС 5 держу, выше идём чуть-чуть, да?

23:39:16 Шт Да, выше идём, 6 метров вертикальная.

23:39:21 Шт Так, влево 5 снос, на этом курсе идём, влево не бери.

23:39:24 КВС Хорошо.

23:39:34 Шт Удаление 4, контрольная 220, пока 6 метров.

23:39:48 Шт Так, на этом курсе идём.

23:39:50 Шт Удаление 3, 150 на глиссаде.

23:40:02 Шт Удаление 2, оценка.

23:40:04 БМ 60.

23:40:05 КВС Не вижу пока.

23:40:07 КВС Смотрю.

23:40:08 Шт (нрзб) полтора километра.

23:40:10 БМ 40 метров.

23:40:12 Звук удара о сосну.

23:40:13 2П Ё… т…ю мать!!!

23:40:14 Э (нрзб).

23:40:14 Конец записи.

(из открытых источников: https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Ту-134_под_Петрозаводском)

Катастрофа

Первое касание шасси деревьев (вершины сосны высотой 25 метров) произошло в 23:40:12 в 1260 метрах от торца ВПП на высоте 32 метра на скорости 280 км/ч.

Самолет стал разваливаться еще в воздухе. При ударе о землю оставшееся топливо сдетонировало и взорвалось. Начался пожар.

Самолет упал на дорогу в пятидесяти(!) метрах от дачных домиков поселка Бесовец.

Первая пожарная машина (аэропортовская) была возле самолета через несколько минут.

Воспоминания очевидца

С одним из очевидцев трагедии мы пообщались этой осенью и вместе приехали посмотреть на памятник жертвам катастрофы.

- Я в тот день работал, в охране. Только хотел зайти в свою будку - взрыв. Так ахнуло, аж присел. Давай осматриваться, что рвануло. То, что был взрыв, понял сразу и подумал про аэродром. А что еще-то - он, в километре. Глянул в ту сторону - зарево. Я ноги в руки и туда. Потом вернулся, вспомнил, что не закрыл двери на объект. Не буду говорить какой, тогда нарушил что только мог. И сразу почувствовал запах керосина, может ветер с той стороны. Добежал минут за десять, может меньше. Вижу, что горит ближе к дороге. Я туда. Бегу мимо дома, а там - огромные шасси! Прямо в огороде. И вокруг все завалено, не пойму чем. А дальше меня тормознули. Все оцеплено. Как они так быстро туда примчались, не знаю. Но там уже было не подойти. Видел только, что людей много было. Кто командует, кто спасает - не понятно. Но, вроде, слышал, что есть живые. Скорые тоже были, эмчеэсники, пожарные... Народ возле меня собрался, их тоже не пустили. Простояли так часа два и стали расходиться. Светало. Пожара уже не было. Только запах гари. Я уже побежал в обратном направлении - меня ж могут хватиться, слух о том, что случилось, наверняка уже разнесся по Петрозаводску. Днем сменился и хотел еще раз сходить на место катастрофы. Все еще было оцеплено. Одна часть самолета, фюзеляжная, еще была там, обгоревшая вся, перекрученная. И вот тогда в первый раз подумал, что как-то странно он лежит, будто на дорогу садился!

https://i.ytimg.com/vi/_d8yLYjgH9M/maxresdefault.jpg
https://i.ytimg.com/vi/_d8yLYjgH9M/maxresdefault.jpg

https://ptzgovorit.ru/sites/default/files/original_nodes/_mg_8357.jpg
https://ptzgovorit.ru/sites/default/files/original_nodes/_mg_8357.jpg

Вспоминают жители Бесовца

Первыми на место катастрофы прибежали жители поселка.

"- Мы только подбежали – и слышали, как в самолете люди кричат, – рассказывает Евгений. – Но все вокруг горело, мы просто не могли подойти к самолету.

https://static.mchs.ru/upload/site44/iblock/820/820280c7318a20ae3b7b5143bfb97556.jpg
https://static.mchs.ru/upload/site44/iblock/820/820280c7318a20ae3b7b5143bfb97556.jpg

https://www.elpais.com.co/files/article_multimedia_main_gallery/uploads/2017/02/28/58b5f9cea708a.jpeg. На этом месте стоит та самая пирамида, которая указывает направление движения самолета перед столкновением с землей (авт)
https://www.elpais.com.co/files/article_multimedia_main_gallery/uploads/2017/02/28/58b5f9cea708a.jpeg. На этом месте стоит та самая пирамида, которая указывает направление движения самолета перед столкновением с землей (авт)

Евгений живет в дачном поселке в сотне метров от места крушения.

Около 12 ночи я смотрел телевизор, вдруг – грохот, мне показалось – взрыв, – вспоминает он. – И тут же свет погас. Я в окно выглянул – а там все полыхает…

Евгений и трое его соседей увидели пламя на шоссе и бросились туда. На дороге полыхали обломки самолета, упавшего кверху шасси.

- Все горело. Самолет, асфальт, трава…Мы оттаскивали подальше от огня тех, кто лежал рядом с самолетом. Сначала я увидел на земле мужчину. У него было обгоревшее лицо, он просил помощи. Когда стали его оттаскивать, он закричал, что нога еще сломана. Чуть дальше лежала женщина, тоже живая. Мы ее оттащили и бросились к другой. Тоже отнесли в сторону. Но она, как я потом узнал, «скорой» не дождалась. Знаю, что с другой стороны мужики спасли ребенка, но нам туда было не подойти из-за огня." (из открытых источников: https://iz.ru/news/492535)

Скорые не могли проехать

Первая машина скорой помощи приехала через 10 минут со стороны поселка Чална. Но они мало, что смогли сделать. Пострадавшие все были очень тяжелые. Их надо было срочно в больницу. А как проехать, если дорога завалена обломками и залита керосином и пожарной пеной. Не проехать! Потом стали подъезжать скорые со стороны Петрозаводска. Люди переносили из первой машины в другую в обход на руках, носилок на всех не хватило.

https://static.mchs.ru/upload/site44/iblock/8c9/8c960c2095661736cdb222e8cc34bd88.jpg
https://static.mchs.ru/upload/site44/iblock/8c9/8c960c2095661736cdb222e8cc34bd88.jpg

Незастегнувшаяся пряжка

Вспоминает выжившая в катастрофе Александра Каргополова.

Свое спасение она считает не случайностью, а решением бога.

" - Я все не могла понять, почему выжила? У меня было замужество, ребенок, что-то в жизни выстроено. А у детей, которые погибли в той катастрофе, ничего этого не было. Первые месяцы меня грызла только эта мысль..."

"- Все было спокойно, но в какой-то момент я поняла, что мы падаем. В этот момент в салоне наступила тишина. Ни криков, ни паники. Только лица испуганные.

- Я упала с 15 метров во вспаханную землю. Самолет горел, были взрывы, кричали люди. Человек, который меня спас, Михаил Осипов, вовремя оттащил меня с огорода. Если бы я лежала там, меня бы завалило горящими осколками после взрыва. При падении я смогла сгруппироваться, как-то подсознательно это произошло. Было много переломов, но из-за шока боли не чувствовала".

(из открытых источников: https://www.kp.ru/daily/25902/2859831/).

Каргополова спаслась только потому, что ее выбросило из самолета. Перед посадкой она замешкалась с пряжкой, которая никак не хотела застегиваться...Что тут сказать.

Выжившие

Из семи человек, кто выжил во время катастрофы, впоследствии в реанимации скончалось трое. Среди них 10-летний мальчик, которого местные жители смогли вытащить из самолета с другой стороны, где пламя было в первые минуты не таким сильным. Мальчик умер 22 июня в реанимации. Одна женщина, как рассказывали очевидны, умерла потому, что машина не смогла проехать в сторону Петрозаводска и пока приехала вторая машина и ее переносили туда, все было кончено. Более подробно выяснять обстоятельства ее смерти, видимо, и не надо, человека не вернуть, а в той ситуации все было так, как было.

Стюардесса

Юлия Скворцова пострадала меньше всех. Бортом МЧС ее доставили в столичный Центральный институт травматологии и ортопедии (ЦИТО) с сотрясением мозга, переломом ключицы со смещением и с ожогами ног. В больницу ее отвезла не скорая помощь, а таксист, который ехал как раз встречать прилетавший из Москвы самолет.

Из воспоминаний таксиста

"- Я ехал в аэропорт встречать этот самый Ту-134. Вижу - что-то горит, подумал было, фура перевернулась, подъехал поближе, увидел горящий самолет. Юлия (выжившая стюардесса) сидела на обочине. Она кричала от боли: «Отвези меня в больницу, мне страшно!». Я отнес ее в машину, дал телефон родным позвонить. Потом побежал к другим. Тем, кто шевелится, попытался помочь. К тому времени к тяжело раненым подоспела помощь, поэтому я повез Юлию в Петрозаводскую больницу. По дороге девушка рассказала, что она стюардесса. Считает, что спаслась, потому что сидела в хвосте. Очень возмущалась, что пилоты решили сажать самолет при такой плохой видимости, ведь еще в Москве было известно, что видимость над Петрозаводском очень плохая" (из открытых источников: https://www.kp.ru/daily/25707/908201/).

Компенсация

Юлия Скворцова после того, как она вышла из больницы, узнала, что авиакомпания ее уволила по сокращению. Через пол года ей выплатили компенсацию в 300 тысяч рублей. Девушка подала на авиакомпанию и страховщика в суд, требуя 7 миллионов. В итоге удалось отсудить миллион.

Версия о неисправности самолета

Самолет был не новый - это факт - построен в апреле 1980 года. "Регламентом для Ту-134 было установлен ресурс 40 000 летных часов, 25 000 полетов в течение 25 лет. При условии индивидуальной оценки технического состояния ресурс может быть последовательно увеличен до 55 000 летных часов, 32 000 полетов, 40 лет". (открытые источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-134). Иными словами, самолету еще было летать лет десять. Относительная низкая стоимость эксплуатации и высокая надежность этих самолетов недаром позволяли их активное использование и в ведомственной авиации.

Я на нем летал

Из интервью Валерия Севрюгова, пилота первого класса, замгендиректора по безопасности полетов компании «Татарстан»: "Я и сам много налетал на Ту-134, в том числе и этим бортом управлял. Никаких проблем с ним никогда не было".

В 2010 году самолет был продан авиакомпанией «Татарстан» авиа-компании «РусЭйр» и целый год самолет простоял в ангаре казанского аэропорта - ждал окончательного переоформления документов. Выполнять рейсы «РусЭйр» он начал в марте 2011 года.

Совпадения

Трое выживших пассажиров, если бы полетели на «Бомбардье», должны были сидеть рядом согласно проданным билетам: у Каргополовой и Бельгесова были места «11а» и «11b», Еремин должен был сидеть перед ними в 10-м ряду.

Кто виноват

В катастрофе обвиняли летчиков, авиадиспетчера и погоду.

Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин комментировал результаты расследования:

"Помимо нарушений в работе членов экипажа при выполнении посадки, установлено, что метеорологическое обеспечение полета воздушного судна было организовано должностными лицами автономного учреждения Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск" с нарушением правил безопасности полета и эксплуатации воздушного транспорта, а сертификация авиационной метеорологической станции аэропорта произведена с нарушением установленных требований".

Плохое название

Еще поговаривали о том, что во всем виновато название - Бесовец. Но аэропорт к тому времени уже назывался "Петрозаводск", а поселок Бесовец как раз уцелел при падении самолета в нескольких десятках метров до ближайших домов. Вот уж чудо, так чудо.

И наконец последняя версия - о которой официально нигде не сказано, но чаще всего называют именно ее, когда вспоминают о той трагедии.

Просто версия

Если смотреть на сделанные нами фото, видно, что самолет шел прямо на дорогу, перпендикулярную шоссе и параллельную (!) с взлетно-посадочной полосой аэропорта, который находится слева.

по этой траектории самолет снижался. Пирамида на месте падения - слева, аэропорт - тоже слева. Справа - поселок Бесовец, жителям которого в ту ночь повезло больше всех, фото автора.
по этой траектории самолет снижался. Пирамида на месте падения - слева, аэропорт - тоже слева. Справа - поселок Бесовец, жителям которого в ту ночь повезло больше всех, фото автора.

Пирамида установлена на месте падения не просто так, думаю, а чтобы спустя годы люди могли своими глазами увидеть и задаться вопросом - что на самом деле стало причиной трагедии? Не эта ли дорога, которая так похожа на взлетную полосу даже днем?

фото автора.
фото автора.

Аэропорт слева. Пирамида смотрит прямо на линию столбов уличного освещения.

А что если

... самолет уверенно шел на посадку потому, что летчики рассмотрели взлетно-посадочные огни, но перепутали их с огнями нового освещения на параллельной дороге, которая была лучше освещена! Может быть дело не в диспетчерах и летчиках, а в том, что кончился СССР и средств, в данном случае, на содержание аэропортной инфраструктуры стало резко не хватать. Доэкономились..?

Светлая память

памятник неподалеку от места падения самолета. фото авт
памятник неподалеку от места падения самолета. фото авт

Поговаривали, что летчики не просто ошиблись, а чуть ли не выпивали- так хотелось, что не могли дотерпеть пол часа. Обвинить опытных летчиков можно, они ж не могут ответить. Решение вынесут за них. Но для членов их семей это решение будет продолжением катастрофы, только с живущими. Каково это - знать, что по вине твоих близких погибло столько людей. Тяжкое бремя.

Для чего

Так , собственно, и появилось желание написать об этом статью. И если есть хоть один шанс, что летчики не виноваты, пусть эта версия прозвучит еще раз.

Они боролись за свою жизнь тоже. Почему то об этом всегда забывают, вынося вердикт о "человеческом факторе". Хотя, если подумать, назначить виновного из числа погибших - беспроигрышный вариант для того, кто хотел бы уйти от ответственности.

Светлая память

-11
-12

-13

-14

-15

В память о тех, кого обвиняли посмертно и несправедливо