Турецкие военнопленные, в Гражданскую войну, в основном, вступали в ряды мусульманских формирований или Красную Армию, о чем есть документальные данные.
В Белой Армии их участие было единичное. Так, имеется только одно упоминание о военнослужащем-турке, воевавшем на стороне Белой Армии:
Один из офицеров Крымского конного полка, вспоминая о событиях в Крыму летом 1919 г. и, в частности, об опасной разведке Сивашской гати, выполненной группой «охотников» в ночь на 14 июня, сообщал, что среди последних был «Осман – бывший турецкий пленный, раненый в разведке и доставивший командиру полка донесение. По представлению командира полка все участники этого поиска, в т.ч. и Осман, были награждены Георгиевскими крестами 4 степени» - Крымцы Ее Величества в Добровольческой армии, Вооруженных силах Юга России и в Русской Армии. 1918–1920 годы // Возрожденные полки русской армии в Белой борьбе на Юге России / Состав., науч. ред., предисл. и комментар. С.В. Волкова. – М., 2002. – С. 229–302.
После Февральской революции турецкие военнопленные, как и другие военнопленные оказались предоставленными самим себе. Они разбрелись по всей России, пытаясь выжить в то тяжелое время.
А когда, в России заполыхала гражданская война их стали вербовать все стороны конфликта. На службу их брали и мусульманские государственные образования.
Так, турки служили артиллеристами в Республике союза горских народов Дагестана:
«одно орудие было специально набрано из пленных турецких солдат-аскеров. Это были люди уже почти обученные и единственные, кто носил подобие формы», «с нами по прежнему живут 10 турецких солдат» - Кузнецов Б.М. 1918 год в Дагестане: гражданская война // Сопротивление большевизму. 1917–1918 гг. / Состав., науч. ред., предисл. и комментар. С.В. Волкова. – М., 2001. – С. 506–537.
В Азербайджане, в вооруженных силах мусаватистов служила рота из бывших турецких военнопленных "Борчалинская". Это не считая, турецких частей, которые помогли захватить Баку у советской власти.
В Бухарском эмирате был целый пехотный полк, численностью 1 250 человек, набранный из турецких военнопленных под руководством 10 турецких офицеров. Он считался образцовым, но не оказал никакого сопротивления во время захвата Бухары советскими войсками в 1920 году.
Самые многочисленные части части из турков, были в Красной Армии. Они были представлены следующими частями Красной Армии:
- Турецкая рота 1-го татаро-башкирского батальона
- Восточный интернациональный отряд вооруженных сил Крымской Советской Социалистической республики
- Турецкая рота Отдельного персидского интернационального отряда I Армии Туркестанского фронта
- Первый стрелковый полк турецкой Красной армии
Участие они в боях принимали, но в основном, это были кадры для отправки в Турцию, где кемалисты воевали против греков. Многие были коммунистами и советская власть видно рассчитывала, что они станут ее опорой в новом турецком государстве. Ожидания, скорее всего, оправдались, и именно, эти бывшие красногвардейцы и стали скорее всего фундаментом Турецкой коммунистической партии (одно из самых мощных в Турции после кемалистов в 30-е годы 20 века).
Но, в Красную Армию, турки часто приходили, не по своей воле.
В подтверждение этому можно сослаться хотя бы на письмо Наркома Иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерина Наркому внешней торговли Л.Б. Красину от 28 марта 1923 г., в котором указано буквально следующее: «вспомните о многочисленных случаях, когда у турецких граждан отнимаются все документы, после чего местные власти заявляют, что они не могут доказать своего турецкого подданства и в результате их считают российскими подданными и зачисляют в Красную Армию…» - монография В.Познахирева "Турки на фронтах гражданской войны в России 1918–1921 гг"