Найти в Дзене
Eva Ostrovskaya

Развитие христианства на Южном Урале. Глава 3.

История жизни церквей нашего края и их служителей очень интересна и поучительна, но она еще мало записана. Будем надеяться, что к этой теме обратятся историки, писатели, журналисты. Остаются в неизвестности жития и биографии пастырей, клира, монашествующих, не исполнен длинный мартиролог невинно погибших. История их жизни, их Служения истине и Любви мало кого оставит равнодушным, однако она еще остается малоизвестной. Представители духовного сословия с первых дней истории Южного Урала и конкретно Челябинской истории были неотъемлемой частью населения. Предлагаю вам ознакомиться с историями жизни некоторых из них, сумевших остаться в истории, отдавших свои жизни на благо Служению Уралу и заслуживших вечную, добрую память. 3.1. До середины восемнадцатого века южно-уральский лесостепной край Тобольской губернии, территория нынешнего Коркино-Еманжелинского церковного округа была заселена мусульманами-башкирами. Церквей, конечно, не было. В инородческой среде они появились при строительст

История жизни церквей нашего края и их служителей очень интересна и поучительна, но она еще мало записана. Будем надеяться, что к этой теме обратятся историки, писатели, журналисты. Остаются в неизвестности жития и биографии пастырей, клира, монашествующих, не исполнен длинный мартиролог невинно погибших. История их жизни, их Служения истине и Любви мало кого оставит равнодушным, однако она еще остается малоизвестной.

Представители духовного сословия с первых дней истории Южного Урала и конкретно Челябинской истории были неотъемлемой частью населения.

Предлагаю вам ознакомиться с историями жизни некоторых из них, сумевших остаться в истории, отдавших свои жизни на благо Служению Уралу и заслуживших вечную, добрую память.

3.1. До середины восемнадцатого века южно-уральский лесостепной край Тобольской губернии, территория нынешнего Коркино-Еманжелинского церковного округа была заселена мусульманами-башкирами. Церквей, конечно, не было. В инородческой среде они появились при строительстве крепостей: в Еткульской во имя Богоявления Господня, в Еманжелинской-во имя Казанской иконы Божьей Матери и в Коельской- во имя Архангела Михаила. В Коелге было построено по очереди две церкви, вторая на месте сгоревшей на центральной площади крепости в 1794 году. Первая строилась на четыре десятилетия раньше. Много священников сменялось. В 1896 году настоятель Коельского прихода Василий Михайлович Емельянов на основании документов станичного правления составлял историческую справку о церкви, приходе и станице. Отметил, что заселение крепости и поселков проходило во времени правления императрицы Анны Иоанновны (правление было до 1741года). Переселенцев крестьян Ярославской губернии «переименовали в казаки». Писал о временах пугачевского восстания, о том, что клир «в 1777 году, 4 ноября, ходатайствует перед Тобольским археипископом Варлаамом о дозволении им ходить с книгою для сбора пожертвований на обновление храма, павшего от разрушения Пугачём».

Василий Михайлович Емельянов нес пастырские обязанности с 1893 по 1915год, то есть более двух десятков лет. Сын Михаила Алексеевича Емельянова, священника Верхнеуральской слободы(ныне Варламово), тогда ему было 23 года. Курс богословских наук он проходил в Оренбургской духовной семинарии. В 1891 году стал священником в Трехсвятительской церкви Медведевского прихода Троицкого уезда. В Коельский приход его перевели по собственному прошению. Приехал со всей семьей. В клировой ведомости есть приписка: «все отличного поведения». 28 июня 1913 года была заложена новая церковь однопрестольная каменная, на площади в центре станицы рядом со старой деревянной. В те годы благочистивый О.Василий читал проповеди, проводил собеседования в церквах и школах. Отмечались его «отзывчивость и сочувствие». Емельянов никому не отказывал в совете и помощи, умел организовать помощь вдовам, многосемейным, безлошадным прихожанам. О том, как велика и важна была пастырская деятельность Емельянова красноречиво говорят награды по духовному ведомству: набедренник, скуфья, камилавка. В 1913 году Святейший Правительственный Синод награждал дважды: наперстным крестом и палицей. За двенадцатилетнее прохождение должности благочинного сопричистили к ордену Св.Анны 3 степени. Неоднократно удостаивался он архипастырских благословений, в том числе и за изыскание средств на лечение раненых в годы Первой Мировой войны.

В 1915 году согласно прошению Емельянова переместили к Вознесенской церкви Кочкарского прихода. И тогда же приход посетил епископ Сильвестр. Благочинный сопровождал Владыку в поездке по своим приходам. Документов по Коельской станице, по Кочкарю за те годы очень мало, почти нет. Ныне в городе Пласт живёт внучатая племянница Василия Михайловича, Она рассказывает, что Василия Михайловича расстреляли в 1938 году. Почти полвека нес священник Слово Божие людям, его служение-подвиг, его имя достойно уважения и светлой памяти, молитв об упокоении души в Царствии Небесном.

В отчете о состоянии Оренбургской Епархии за 1915 год, представленном в Синод, епископ Мефодий писал: «Преосвященный Сильвестр епископ Челябинский, совершил две поездки по епархии, первую с 9 по 23 мая по Троицкому уезду и вторую с 2 по 13 июня по Челябинскому уезду. В первую поездку Преосвященным Сильвестром были посещены церкви города Троицка и двух монастырей и 22 сельских приходов Троицкого уезда. Во вторую посещено 36 приходских храмов и Серафимская женская община Челябинского уезда. Дальнейшее следование Преосвященного Сильвестра по епархии было прервано за получением известия о переводе его на Омскую кафедру». ГАОО, фонд 173, опись 5, дело 10581, стр. 9.

3.2.Священник Сильвестр (Иустин Львович Ольшевский) родился 1 июня 1860 года в семье диакона села Косовки Сквирского уезда Кировской губернии. Окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании духовной академии жизнь свою Иустин Ольшевский посвятил миссионерскому делу, обличению лжеучений сектантов. Учитель церковно-приходской школы в Киевской, преподаватель в духовной семинарии-в Полтавской епархиях. С 1889 года-епархиальный миссионер. Для интеллигенции организовал богословские чтения и Братство законоучителей и педагогов в память отца Иоанна Крондштатского. Слова и речи пресвитера во множестве печатались в церковных «Ведомостях». Назначенный епархиальным наблюдателем церковных школ, отец Иустин проявлял особое отношение к школе и детям. В 1911 году на епархиальном съезде учащихся епархиального училища были учреждены две премии имени протоирея Иустина Ольшевского- педагога-миссионера.

В декабре 1910 года Святейший Синод назначил протоирея Иустина Ольшевского епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии с подстрижением в монашество, с наречением ему имени в память о преподобном Сильвестре Печерском и в праздник Рождества Христова иеромонах Сильвестр был возведён в сан архимандрита. 13 ноября 1910 года епископ Сильвестр был назначен на Челябинскую кафедру епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии и прибыл на место нового служения в двадцатых числах декабря.

Тяжелое было время. Уже четыре месяца шла война, обрушившая на народ невзгоды и горе. Владыка посещал городские храмы, их было 19. В том числе небольшую Свято-Симеоновскую церковь, возеденную во имя угодника Божия Симеона Верхотурского. Ныне это кафедральный собор. В Челябинском уезде в те годы было особенно много закостенелых раскольников, в том числе и среди казачьего населения ,-широкое поле для миссионерской деятельности Владыки. В мае и июне он совершал продолжительные поездки по обозрению церквей и приходов Троицкого и Челябинского уездов. Указ Святейшего Синода о назначении его епископом Омским и Павлодарским встретил в пути и был вынужден прервать поездку. В Омск он прибыл 8 августа 1915 года. Преосвященный при богослужениях, в беседах, через печатные органы утешал, ободрял и вразумлял паству, наставлял и призывал клир относиться с душой к обездоленным, нуждающимся. Присоединял к Православию иноверцев, пленных воинов. В слове к земледельцам Владыка призывал помочь Родине в годину тяжелейших испытаний, обозначив это как «повелительную задачу переживаемого момента». В августе 1917 года святитель отбыл на Поместный Собор в Москву. В феврале 1918 года Святой Патриарх Тихон возвёл епископа Сильвестра в сан архиепископа. Вернувшись из Москвы, святитель организовал 10-тысячный крестный ход по городу Омску и у каждого храма отслужил молебен, а на другой день был арестован большевиками. Под давлением горожан, посылавших делегации, собиравшихся толпами у дома архипастыря и места его заключения, власти вынуждены были освободить его.

В результате начавшейся Гражданской войны Сибирь оказалась отрезанной, без связи с церковным центром, с патриархом. На территории, неподконтрольной советской власти, архипастыри собираются на совещание, учреждают Высшее временное церковное управление, а главой его избирают архиепископа Сильвестра. При отступлении Белой армии архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр преподал пастырское благословение и передал генералу Дитерехсу из Успенского кафедрального собора древнюю икону Божией Матери «Знамение», чтобы отступление проходило под покровительством Святой Богородицы. А сам не пожелал отступать, остался в городе с дорогой его сердцу паствой. Написал «Послание», призывал пастырей к церковному единению, к молитве и состраданию к ближнему. Испытывал острую горечь гонений на духовенство, на Святую церковь и Православие.

Большевики его арестовали. Держали под арестом, жестоко истязали, добивались отречения от веры Христовой и 26 февраля 1920 года, прибив его руки гвоздями к полу; прижигали тело раскаленным шомполом, а потом пронзили этим шомполом сердце священномученика. Мало кто знает о страшной гибели святителя, о месте его захоронения. В помянниках монахинь того времени дата гибели священномученика не значилась, неизвестно было и место погребения верного раба Божия. Никаких документов, письменных свидетельств мучинической кончины не находилось. И крепко были стиснуты уста людей, причастных к захоронению архипастыря.

Сокрытые временем трагические обстоятельства обнаружились летом 2005 года, когда по благословению митрополита Феодосия и по распоряжению губернатора Л.К. Полежаева началось восстановление Свято-Успенского кафедрального собора, взорванного в 1935 году. При раскопках фундамента нижнего храмового предела под плитой были найдены останки в плохо сохранившемся архиерейском облачении, с четками, «орлицом» с надписью: «…епископу Сильвестру». В 2000 году на архиерейском соборе в Москве священномученик Сильвестр был прославлен в сонме новомученников российских. В православном календаре на 2012 год отмечена дата обретения мощей святителя Сильвестра-16 июля. В стеклянном футляре хранится первый гроб, в котором хранились обретённые мощи священномученика Сильвестра. Ныне находится в Ачаирском монастыре Омской епархии. День памяти Св.Сильвестра-26 февраля.

3.3. В 30-е годы в Коркино проживало много верующих. Несоблюдение церковных обрядов было для них настоящим несчастьем. Церкви были разрушены. Крестить младенцев ездили в поселок Розу. Втайне, часто ночью. Там в келейке жил иеромонах Иннокентий (Чемовских). Иван Захарович Чемовских родился в 1888 году в небогатой семье в поселке Бектыш, близ Коркино. В нем рано появилось духовное устремление, рано начал читать религиозные книги, мальчиком ходил за книгами в библиотеку города Челябинска. Тринадцатилетним тайно от родителей ушел на богомолье в Киев. Через три года, после возвращения домой, ушел в монастырь. Послушание он нес в Крыму. Там и подстригли его в монахи с именем Иннокентий. С началом гонений на религию, по закрытии монастыря он с архимандритом преклонных лет ушел в лес. В лесу и похоронил духовного отца, который перед смертью наказывал ему возвращаться в родные места. По дороге иеромонаха несколько раз арестовывали, жестоко избивали, он бежал из-под ареста, лишился документов. До родных мест все-таки добрался. Некоторое время жил в Троицком монастыре. Затем в подвале у вдовы, приютившей его. Расширил подвал. Оборудовал молитвенную комнату. Затем перебрался в поселок Роза и там построил маленькую келейку. Два на два метра, с сенцами- один метр на два. Молился за весь мир и за своих гонителей.

С приходящими к нему за благословением или за каким-нибудь советом разговаривал ласково, вежливо. Крестил детей, служил молебны, отпевал усопших. На это у него было разрешение Патриарха. Всегда птичек кормил. Любил пение. Знал много стихов и сам писал. Когда в Коркино открывали церковь, его приглашали на должность священника. Но он отказался, очень болел. За год до смерти ездил по святым местам. Иеромонах Иннокентий умер 16 ноября 1969 года. Похоронен в поселке Бектыш.

**********

Друзья! Мои новые статьи и стихи для вас. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.