Султану Баязиду II приписывают известное изречение о том, что никто так не обогатил Османскую Империю, как Испанский Король Фердинанд, выгнавший евреев с Иберийского Полуострова в конце 15-го века. Нельзя сказать, что эти переселенцы обладали такими же правами, что мусульмане, но они, наряду с христианами, входили в категорию зимми (покровительствуемые). Османы, особенно на начальном этапе, с большим почтением относились к иудеям, ведь они обладали исключительными знаниями и навыками в разных областях, особенно медицине, финансах и торговле, причём это были не только мужчины. Мы едва ли можем с достоверностью сказать много о судьбе дочерей Айше Хафсы (мамы Сулеймана Великолепного) и при этом точно знаем о её верной помощнице, караимке Стронгиле.
Конечно отношение к иудеям менялось в зависимости от личности правящего империей султана, но в целом отличалось терпимостью и относительной свободой и, главное, миром. Особенно на фоне ужасных новостей о еврейских погромах в Европе, учинённых Богданом Хмельницким в 1648 году. Менее через 20 лет после этих событий уже по Османской Империи пронесся ураган и имя ему было -
Шабтай Цви
Сын богатого купца из Смирны, родился в 1626 году и рано получил известность как знаток Талмуда. Ближе к двадцати юноша начал изучение каббалы и перешёл к духовным практикам. Он успел дважды жениться, что крайне странно, ведь он держал аскезу и не притрагивался к женщинам. Впрочем, это не единственная его странность - временами он заявлял о том, что может левитировать. Всю жизнь его сопровождали перепады настроения - период депрессии сменялся необычайным духовным подъемом и наоборот.
Вышеупомянутая трагедия 1648 года в далёкой Европе привели Шабтая к озарению: он тот самый Мессия из Дома Давидова, который прекратит все войны, восстановит Иерусалимский Храм и создаст идеальное общество для идеальных людей. Однако эти заявления мало впечатлили его соседей по общине в Смирне. И в течение следующих семнадцати лет парень ездил по всей Османской Империи, и нигде не мог найти последователей.
Сара
Впрочем в Египте он встретил одну красивую, но такую же не от мира сего девушку-полячку по имени Сара. Ещё в Европе она рассказывала всем, что выйдет замуж за Царя-Мессию, что, впрочем, не мешало ей ложиться в постель с кем придётся. Каирский опекун Сары хотел прекратить это безобразие и выдать девушку за кого-нибудь из своих друзей с огромным приданым в качестве компенсации. Но тут появился Шабтай. Он провёл над Сарой обряд очищений, а себе на голову возложил чистый тюрбан. И третий брак уже был консумирован. Трудно сказать, была ли это любовь или же всё сделано для того, чтобы подтвердить свои притязания на мессианство.
Натан из Газы
Прорыв в "карьере" Шабтая случился вскоре после свадьбы. В 1665 году в он прибыл в город Газа. Шабтай хотел обрести "мир для своей души" у Аврагама-Натана бен Элиши-Хаима Ашкенази. Удивительно, но Натан его уже ждал - чуть ранее у него было видение мессии на божественном престоле. Сомнений быть не могло. Именно поддержка уважаемого Натана и стала катализатором волнений, прокатившихся по всему Старому Свету в течения следующих полутора лет.
Мессия?
Что больше всего удивляет в этой истории, так это то, с какой скоростью новость о новом мессии распространилась. И это в середине 17-го века, когда информация в мире распространялась очень медленно. Шабтай не был первым, кто объявил себя Мессией, но то, как быстро ему поверили впечатляет. 31 мая 1665г. Шабтай публично заявляет о себе в Газе, к лету слухи достигает берегов Англии, а к осени эту историю (очень приукрашенную) рассказывают уже по всей Европе. Гликель из Хаммельна, писавшая свои мемуары на идише в 1690-х сообщает, что её свёкор решил собрать вещи и отправиться в Святую Землю навстречу Мессии:
Многие продавали свои дома, земли и всё имущество, со дня на день ожидая избавления. Мой добрый свёкор покинул Хаммельн, оставив и дом, и двор, и красивую мебель, и переехал в Хильдесхайм. К нам в Гамбург прислал он две большие бочки, нагруженные холстом, горохом, бобами, сушёным мясом, вялеными сливами и всякими хорошо хранящимися съестными припасами. Ибо старик был готов в любой момент отплыть из Гамбурга в Святую Землю. Так лежали эти бочки у меня в доме больше года. Наконец, старики побоялись, что мясо и прочие съестные припасы попросту сгниют, и написали нам, прося открыть бочки и вынуть съестное, чтобы сохранить хотя бы холсты. Три года бочки были готовы к отплытию, и всё это время свёкор ожидал сигнала. Но Всевышнему было угодно рассудить иначе.
Но что конкретно должен был совершить мессия? Точного ответа не было, "показания" менялись с каждым новым откровением Натана. В сентябре 1665 он писал одному из руководителей еврейской общины в Каире:
Пришло время искупления. И любого, кто противодействует этому процессу, постигнет несчастье. В ближайшем будущем Шабтай Цви станет царём вместо османского султана и последует ряд событий, в том числе и родовые муки избавления - период великих страданий. А в ожидании все должны молиться и читать молитвы.
Натан по-прежнему оставался в Газе и оттуда вещал на весь мир о грядущем искуплении. Шабтай же совершенно уверился в собственной миссии и стал совершать странные и недопустимые для евреев вещи - произносил имя Всевышнего точно так, как оно написано, ел нутряной жир животных и другие вещи, противные Торе и Богу. Вместо обычной молитвы за здравие султана евреи империи стали молиться за Шабтая Цви, дав ему имя Амира - сокращение от фразы "Господин наш и царь, да возвысится его величество". В канун нового 1666 года Шабтай отплыл в Константинополь. Конечно, там его ждал "особый" приём.
Встреча с султаном
Турецкие власти встретили корабль и арестовали Шабтая. Но ожидаемой казни не последовало. Очень уж не хотелось османам своими руками создавать нового мученика за веру, ведь это неизбежно привело бы к волнениям по всей империи. Шабтая поместили в тюрьму в Галлиполи, где он жил в роскоши и принимал еврейских посланников со всего мира. Слава только множилась.
Нужно сказать, что не только евреи и мусульманские власти внимательно наблюдали за Мессией. Некоторые христиане считали, что в наступившем 1666 году власть христова перейдёт в руки святых, евреи вернутся из многовекового изгнания и сольются с христианами в одной вере.
Всё лето люди ожидали грядущего избавления, которое могло произойти в любой момент. И 16 сентября Шабтая привезли в Эдирне (Адрианополь), где он должен был предстать перед султаном, а тот (как мы помним) под впечатлением от святости Шабтая должен был сам передать тому свою власть. Вот только не все евреи были уверены в таком удачном исходе и серьёзно готовились к тому, что их всех казнят вслед за их Мессией.
Но то, что случилось, было совершенно неожиданным. Для всех. Султан облачил Шабтая Цви в тюрбан и дал ему новое имя - Азиз Мехмед Эфенди и...обратил того в ислам.
"Создатель сделал меня мусульманином...сотворил меня заново по воле Своей"
Шабтай Цви в письме своему брату
Реакция
Конечно, она была разной. Те, кто изначально не доверял Шабтаю, получили сильнейший аргумент в свою поддержку. Кто-то (подавляющее меньшинство) продолжал верить в мессианство Шабтая, некоторые вслед за ним стали мусульманами. Натан из Газы делал вид, что всё "идёт по плану", правда советовал всем теперь держаться подальше от Амиры в моменты озарения, ведь теперь он активно старался обратить евреев в Ислам.
Но большая часть паствы будто проснулась от коллективного морока. Смерть Шабтая в Судный День 1676 года они перенесли куда легче, чем могло быть в иных обстоятельствах. Сара умерла за три года до этого, но Шабтай успел жениться и в четвёртый раз.
Последствия
Несмотря на стремительную потерю популярности из-за отступничества Шабтая, саббатианство (движение его сторонников) продолжало жить ещё примерно 100 лет. Но в целом, отношение к Шабтаю в еврейских общинах резко отрицательное. Но в гениальности этому пройдохе не откажешь.
После бури еврейская жизнь уже не могла оставаться прежней. Считается, что все эти события повлияли на появление хасидизма - движения, родившегося на тех же кабалистических истоках, но решительно отвергающих те выводы, к которым пришло саббатианство . Но это уже совсем другая история.
Еромлка под тюрбаном
Практически единственным осколком учения Шабтая, сохранившимся и сегодня является секта Дёнме, основанная братом его последней жены. Прилюдно они живут как мусульмане, но втайне соблюдают многие еврейские обычаи и...ожидают прихода Мессии. Да, опять.
В 1999-м году сообщалось, что один из старейшин общины незадолго до рассвета отправляется на берег Босфора и произносит:
Шабтай, Шабтай, мы ждем тебя
Сейчас в Турции проживают около 2500 дёнме. Сторонники теории заговоров любят причислять к ним даже Ататюрка, великого турецкого реформатора. Но доказательств, традиционно, никаких.
Об истории Шабтая Цви я узнала из этой книги. Конечно, не все её главы такие же увлекательные, скажу честно, лично мне книга немного "на вырост". Но только такое чтение нас по-настоящему развивает.