Урожайность зерновых в 80-е годы добивались в основном , только за счет применения большого количества удобрений. Хоть агрономы и пытались создавать видимость севооборотов, чтобы земля отдыхала от одних и тех же зерновых культур, но большую часть посевных площадей занимала пшеница и кукуруза. О том, чтобы оставить землю под пары, агрономы даже и не мечтали, так что только удобрения помогали не снижать показатели по урожайности.
Весной по подготовленной и забороненной пашне, вначале пускали сеялки груженые в оба отсека удобрениями. Это был действительно каторжный труд. С утра всем коллективом бригады грузили в тракторные телеги пятидесяти килограммовые пластиковые мешки с удобрениями, которые были свалены в складах бесформенными кучами. Часть мешков была рваная, содержимое мешков слежавшееся.
И все эти камки удобрений нужно было загрузить в сеялки, а затем в процессе высева долбить молотками, чтобы хоть что- то сыпалось в семяпроводы. Агрономы знали об этих проблемах и старались не появляться на поле, где сеяли удобрения. Скорее не сеяли, а разбрасывали вручную слетавшиеся камки. Сеялки, подготовленные и отремонтированные в зимний период, частенько выходили из строя, рвались цепи, зубчатые валики регулировки нормы высева, полностью закатывались налипшими удобрениями, общем, одно издевательство над сеялками.
Но, вот подходили сроки высева зерновых, сеялки в авральном порядке, отмывали, ремонтировали и смазывали, так как после удобрений, все железные части быстро ржавели и валы могли присохнуть намертво. Все, можно начинать сеять пшеницу, но вот тут приезжает в поле молодой агроном и начинается нервотрепка с установкой нормы высева.
Чтобы показать свою грамотность, молодой специалист проверяет наличие на всех сошниках язычков – отбойников зерна. Затем привязывает мешочек к семяпроводу и просит тракториста протащить сцеп на нужное ему количество оборотов приводного колеса сеялки, потом, что то взвешивает, подбивает рычаг регулировки и процедура повторяется. Время идет, а засеянных гектаров не прибавляется.
Наконец, тракторист Александр Васильевич и его севач Федька, с которым они уже не один сезон отработали на посевной вместе, просят специалиста не мешать и сами по своим меткам, нацарапанным на секторах регулировки, выставляют норму высева. Видя, что он пытается протестовать против такого метода, убеждают его, что в процессе работы доведут норму высева до нормальных значений.
Оно и действительно, сколько не вешай мешочков на семяпровод, каждая секция сеялки будет расходовать семян по-разному, но в процессе работы севач добивается синхронного расхода семян на всех сеялках. В чем и добивался агроном, прокатившись с Федькой на сцепе сеялок по полю от заправки, до заправки. Такая дотошность в работе специалиста, которая вначале вызывала раздражение, теперь вызвала уважение – старается парень.
Да и человеком он оказался не плохим, любил и понимал шутки, не боялся испачкаться, помогая механизаторам загружать сеялки.