Владимир Семёнович Высоцкий - хулиган и балагур, в каком-то смысле «герой своего времени» и уж точно кумир у миллионов людей со всего мира, он стал неотъемлемой частью истории как шестидесятых так и семидесятых годов прошлого столетия.
Ф.Абрамов (писатель) очень ярко и четко высказался высказался по этому поводу: « Горлом Высоцкого хрипело и орало время».
Семидесятые - последнее десятилетие в жизни поэта, актера, певца, великолепного артиста и вообще незаурядного человека, чья жизнь так рано, так безвременно оборвалась, оставив поклонникам бесценное сокровище, нетленное годами - его творчество.
О Высоцком можно говорить много и долго и это, конечно же, не формат одной статьи. Сотни книг, газет, журналов было посвящено жизни и творчеству этого прекрасного человека. Гонимый и почитаемый одновременно, великий и гениальный: Высоцкого можно любить или не любить, но равнодушным он точно никого не оставит.
А.Володин (драматург) писал о Высоцком: «Вот придет такое время, когда будет неудобно и неприлично писать об искусстве этого времени и не упомянуть Высоцкого. Это время придет…"
В сороковую годовщину его смерти предлагаю ещё раз вспомнить об этом выдающемся человеке, рассмотреть интересные факты его жизни.
Владимир Семёнович родился 25 января 1938 года в семье военного и переводчицы. Родители его развелись, когда Высоцкому было всего 5 лет. В дальнейшем поэт повторит поступок своего отца, так же оставив свою жену с детьми и уйдя к другой. В дальнейшем маленький Володя не поладит с будущим мужем матери и будет жить с отцом и мачехой, с которой у него сложились очень хорошие дружеские отношения.
- Судьба с самого детства испытывала Высоцкого, он столько раз мог погибнуть! А он как будто играл с ней, не жалея себя и не боясь опасностей. Однажды, будучи ещё мальчишкой, во время очередной прогулки с друзьями они нашли боеприпасы, которые решили бросить в костёр. Взрыв ослепил всех присутствовавших, пощадив лишь одного Высоцкого.
Потом будет ещё много случаев с риском для жизни. Это и любовь к быстрой езде с неоднократно разбитыми автомобилями и лопнувший в горле сосуд в 68 году.
Владимир Семёнович не сразу поступил в МХАТ. Сначала, поддавшись советам и уговорам родных, он начал учебу в МИСИ на механическом факультете, но, проучившись один семестр, при подготовке к сессии, принял резкое и волевое решение бросить учёбу в инженерно-строительном институте и поступать в МХАТ.
Высоцкий был любителем выпить. Кто-то его называл алкоголиком, кто-то просто запойным, но умеющим жить в «завязке» человеке. Как бы то ни было, проблема с выпивкой была одной из самых острых в жизни поэта. Он, как мог, боролся со своей зависимостью, лежал в клиниках, делал переливание крови, но победить своё злополучное пристрастие так и не сумел.
Судьбу Высоцкого сравнивают с судьбой О.Даля. Они оба не имели официального признания властей в творческой жизни, оба страдали из-за невозможности выразить полностью себя в искусстве, глушили свою внутреннюю боль огромными дозами алкоголя, и оба ушли очень рано, один в 42, другой в 39. Они не часто виделись друг с другом, но чувствовали родство душ, что-то невидимое, неосязаемое всегда объединяло их. Последняя их встреча произошла менее, чем за 3 месяца до смерти Высоцкого. 1 мая 1980 года Даль приехал к Высоцкому в гости и тот читал ему свои стихи. После смерти Высоцкого Даль начал «угасать на глазах». Он часто говорил, что его очередь следующая, ему даже снился сон, в котором Высоцкий звал к себе. В итоге, не прошло и года после похорон Владимира Семёновича, как Олег Иванович последовал за ним.
Незадолго до своей смерти Даль написал стихотворение, посвящённое Высоцкому, в котором называет его братом.
В своих стихах, в своих песнях Владимир Высоцкий выражал настроения людей 60-70 х годов СССР. Он пел голосом народа. Он не мог жить, он не мог петь по-другому.
Он был слишком честный, слишком правильный, слишком свободолюбивый и непокорный, чтобы и дальше существовать в том мире лжи и бюрократической фальши, сжимавшей его всё сильнее и сильнее в своих тисках цензуры. Он жил в надрыв, он пел навзрыд, он все эмоции, все переживания изливал в своих стихах и песнях.
Ни для кого уже не секрет, что Высоцкий был заядлым наркоманом. Вкупе с алкоголем - это был жуткий, убийственный «коктейль», приведший в итоге к смерти поэта. Да, именно поэтом, а потом уже актёром и эстрадным исполнителем, чаще всего хочется называть Высоцкого. Ведь, он так хотел быть признанным именно в этом направлении своей деятельности.
- При жизни Владимир Семёнович так и не увидел ни одного сборника своих стихов и так и не был принят в Союз Писателей СССР. Он очень переживал за официальное замалчивание его произведений, за непризнание, переживал за то, что власти чинили всевозможные препятствия для развития его творчества, переживал за отрицательно настроенные против него статьи в газетах, он переживал и изживал себя, заглушая тупую боль изрядными порциями алкоголя.
Как актёр Высоцкий был очень своенравен, с ним не так-то просто было работать. Он терпеть не мог снимать дубли, так как выкладывался полностью и отдавал всего себя роли, поэтому повторно переживать одни и те же чувства своего героя для него было тяжело.
Театр на Таганке стал родным для Владимира Высоцкого, его последнее актерское пристанище, где он и проработал до самой своей смерти.
Главная роль, которая сделала его знаменитым на весь союз - была роль Гамлета.
Но, Высоцкий, известный своим вольным нравом, а также периодами запойной жизни, порядком помотал нервы главному режиссеру Ю.Любимову. Однажды, после очередного срыва спектакля по вине Высоцкого, Юрий Петрович не выдержал, и был даже выпущен приказ об увольнении Высоцкого из театра на Таганке за нарушение трудовой дисциплины, а именно - систематические прогулы.
Через 3 недели, успев пролечиться в клинике, Владимир Высоцкий вернулся в театр. Играть Гамлета, как играл он, не мог никто. Его опять простили. Однако, какие бы ни были рабочие отношения, споры и пересуды между Любимовым и Высоцким, после смерти последнего, Юрий Петрович ни разу не сказал ни одного плохого слова об актёре. А сразу после известия о кончине Высоцкого режиссёр в порыве чувств даже написал стихотворение, посвящённое лучшему «Гамлету» Таганки.
Более того, Любимов первый заговорил о почтении памяти поэта артистами театра на Таганке, начав сразу после смерти Владимира Высоцкого подготовку одноименного спектакля, посвящённого творчеству знаменитого барда.
Спектакль очень долго запрещали к показу широкой публике. Любимов, глубоко подавленный утратой любимого актёра, никак не мог согласиться с этим. Он всеми возможными способами, получая, в ущерб себе, многократные выговоры от руководителей партии, двигал спектакль вперёд - навстречу зрителям.
Владимир Высоцкий был трижды женат. От второй жены, актрисы Людмилы Абрамовой, у актёра родилось двое сыновей: Аркадий и Никита. Природа в этот раз не отдохнула на детях, оба они известные, добившиеся успехов в актёрском творчестве, люди.
- Но, всё же музой Высоцкого, его вдохновительницей, стала его последняя жена - французская актриса и певица Марина Влади. И пусть в конце жизни появилась другая женщина на его пути, всё-таки образ Высоцкого в памяти людей ассоциируется именно с Влади.
Именно ей за 1,5 месяца до своей смерти Высоцкий посвятил пророческие строки своего последнего стихотворения:
«Мне меньше полувека — сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним».
(В.Высоцкий, отрывок из стихотворения)
Не так давно, если верить открытым источникам в интернете, это стихотворение было продано Мариной Влади за баснословную сумму - 220 тысяч евро.
Он жил как пел, возможно, где-то грубо, не гладко, но зато честно и открыто. По признанию самого поэта, его жизненное кредо полностью отражено в его песне «Не люблю».
«...Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют...»
(Отрывок из стихотворения В.Высотского «Я не люблю»).
Высоцкий ушёл 25 июля 1980 года в самый разгар Олимпиады, проходившей в СССР. «Неудобный» для властей при своей жизни, Владимир Семёнович стал «неудобным» и после смерти. Ни в коем случае нельзя было поднимать шумиху, дабы не спровоцировать обширный общественный резонанс. Поэтому только в двух газетах было упоминанием о столь печальном событии: Советская Культура и Вечерняя Москва, да над театральными кассами было вывешено объявление о том, что «умер Владимир Высоцкий».
Однако, новость мгновенно облетела столицу и в день похорон выстроилась 9-ти километровая очередь для прощания с народным кумиром. Всем известно, что перед Олимпиадой весь «проблемный контингент» (беспризорных, алкоголиков, хулиганов, бродяг, политически неблагонадёжных) выдворили из Москвы, иногородних также не пускали. И вот, на фоне полуопустевшей Москвы, несколько километровая очередь из людей, конечно же, не могла остаться без внимания. По подсчетам ГУВД Москвы проститься с любимым поэтом пришли более ста тысяч его поклонников.
Этот невысокого роста, крепкий человек обладал невероятным магнетизмом, его хриплый баритон был невозможно притягателен, своею жизненной правдой, своим свободомыслием, своей бескорыстной искренностью Высоцкий покорил миллионы сердец.
Позднее, в честь Высоцкого, были названы улицы и переулки, аллеи и бульвары, набережные и скверы во многих населённых пунктах России и Зарубежья (по данным 2013 года их 177) дабы увековечить память о любимом барде. Природные объекты также носят гордое имя Владимира Высоцкого - это горные перевалы, плато, пороги, каньон, ледник, скала и даже пещера. Народная любовь к Владимиру Семёновичу - безмерна.
В честь него также названы танкер, пассажирский теплоход, катер, яхта, и один из самолетов Airbus A 330 компании Аэрофлот. Всего не перечислить.
Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл в 2009-2010 годах опрос российского населения в области искусства и культуры, по результатам которого Высоцкий занял почётное второе место в списке "кумиров XX века", уступив в популярности лишь космонавту Юрию Гагарину.
А по результатам исследования Фонда "Общественное мнение" в 2011 году, было выявлено, что имя Владимир Высоцкий знакомо 98 % опрошенных россиян. Около 70 % ответили, что творчество Высоцкого стало явлением отечественной культуры XX века.