Найти тему
СОСмыслом

Как понять про что Довод?

Оглавление

Уверен, что у большинства людей во время просмотра кинофильмов Кристофера Нолана, появляется множество вопросов.
Некоторые вопросы находят ответы практически сразу, другие в конце фильма, а некоторые вопросы остаются с нами даже после ухода из кинотеатра.

Итак, давайте вместе постараемся разобраться в самом запутанном на мой взгляд фильме режиссёра "Довод".

На самом деле сюжет не важен

Важнейшая часть фильмов Нолана (я буду обобщать, хотя естественно я не имею ввиду трилогию "Темный рыцарь" и "Дюнкерк") это философские мысли, которые фильм оставляет в вашей голове после просмотра. Он будто предлагает нам задуматься о вопросах, на которые сам не знает ответ.

Есть множество разборов данного фильма, и они все распутывают сюжет и переплетения временных линий. Я бы хотел найти ответ на вопрос: "Про что-же всё-таки довод?" не в сюжете, а в главных вопросах, которые режиссёр задаёт нам, внутри своей картины.

Кристофер Нолан фаталист?

Нил не раз на протяжении фильма рассуждает на тему свободы воли и временных парадоксах. Именно его персонаж идёт по предначертанному пути прямиком к своей гибели, и несмотря на это, он не пытается как то изменить такой исход событий. Когда он прощается с протагонистом, говорит, что это конец прекрасной долгой дружбы, но только для него. Нил отдаёт свою часть алгоритма и уходит для того, что бы пожертвовав собой спасти протагониста, да и весь мир в целом.

*Ссылку на график в хорошем качестве я оставлю ниже
*Ссылку на график в хорошем качестве я оставлю ниже

На этом графике, который сделал @cookpete и я перевёл, мы можем увидеть, что в одно и то же время существует несколько одинаковых личностей. Таким образом нам показаны возможности главного таинственного устройства, и мы сами можем домыслить, каким образом протагонист познакомится с Нилом.
Я вижу два возможных исхода и оба они просто безумны. В первом и самом логичном герой Джона Дэвида Вашингтона после того, как спасает Кэт и Макса инвертирует себя и возвращается в прошлое, что бы создать организацию "Довод" и все события произошли в том же ключе. Но тут и самая главная неувязка, если он вернулся в прошлое и создал tenet, то где тогда он сам?

Теория о том, что Нил это Максим.

Другая наиболее интересная на мой взгляд теория, заключается в том, что протагонист после того, как спасает Кэт и Максим продолжает жить с ними. Он растит его как сына и в это и заключается их прекрасная, долгая дружба. Далее протагонист с помощью средств общения с прошлым (в фильме не раз говорится, что люди из будущего могут контролировать прошлое) создаёт организацию, куда и вербует людей, в том числе и сам себя.

В этом случае инвертировать себя, чтобы вернуться в прошлое приходится Максиму или в дальнейшем Нилу. На это нам намекает не только внешняя схожесть персонажей, а ещё и имена героев. Если прочитать наоборот имя Maximilien получается Neilimixam, сокращённо Neil. Не зря же режиссёр разбросал по всему фильму отсылки к квадрату Сатора.

Что такое квадрат Сатора?

Перед вами один из первых палиндромов, состоящий из пяти слов. В этом квадрате вы можете читать слова слева направо, справа на лево, сверху вниз и снизу в верх. ROTAS - это компания, которая работала с Сатором. OPERA - одно из главных мест, где происходят действия фильма. TENET - организация спасающая мир от уничтожения. AREPO - имя любовника Кэт, который создаёт искусные подделки картин. Ну и SATOR - фамилия главного злодея Андрея Сатора.

sator arepo tenet opera rotas
sator arepo tenet opera rotas

Точного перевода данного палиндрома нет, у лингвистов есть только предположения, как его можно перевести. Примерный смысл может звучать так: "Великий сеятель помогает работе, вся работа в руках великого сеятеля".

На мой взгляд это показывает нам, что Нолан не может принять отсутствие свободы личности до конца. Здесть мы видем хорошую аналогию с сеятелем. Нил идущий на смерть, знает, что он должен погибнуть спасая своего друга, но так-же он знает, что это именно его выбор, несмотря на то, что это уже произошло.

Почему главного героя зовут Протагонист?

На этот вопрос есть ответ в самой киноленте. В самом начале фильма, герой ничего не знает про тайную организацию и алгоритм. В этот момент он является на одном уровне со зрителем, чувствуя себя недостаточно осведомлённым в происходящих событиях. Когда он впервые разговаривает с Прией, она ему говорит, что он не протагонист.

Но почему? Что это значит для неё? Протагонист это центральное действующее лицо, главный герой. Прия уже в организации, и для неё персонаж Джона Вашингтона, всего лишь пешка в большой игре. Она недооценивает его роль, ведь он ничего не знает и ничто не контролирует.

-4

Прия говорит протагонисту, что только «fresh-faced protagonist» сможет подобраться к Сатору, при этом, подчеркивает, что он им не является. На самом деле парадокс тут в том, что она права в своих словах. К моменту их диалога он является зрителем, а уже только в конце автором.

Таким образом, став в дальнейшем протагонистом и действуя из тени, он смог подобраться с Сатору в лице ранней версии себя.

И в заключении хотелось бы всё-таки вернуться к вопросу, является ли Нолан фаталистом и считает, что всё уже предрешено, либо всё в руках великого сеятеля?

Однозначного ответа нет, но вспоминая другие фильмы режиссёра, я могу прийти к выводу, что он как минимум является поклонником фатализма и ему нравится строить причинно-следственные связи в которых есть автор, управляющий крупным действием издалека или из будущего.

Например в фильме "Интерстеллар", (далее спойлеры к этому фильму) главный герой, которого зовут Купер, отправляется на космическую миссию, и попадает в черную дыру, точнее говоря, он попадает в "тессеракт", место созданное людьми из будущего и находясь в этом месте он получает возможность отправлять послания себе и своей дочери в прошлое.

Тессеракт
Тессеракт

Именно благодаря этому он узнаёт координаты места, куда должен поехать, чтобы отправиться в космическую миссию, благодаря которой он попадёт в это место.

Ничего не напоминает?

Как бы там не было, хочется сказать огромное спасибо Кристоферу Нолану за такую прекрасную кинокартину, и будем надеяться, что дальше он не будет сбавлять темпы, и продолжит радовать нас шедеврами с завёрнутым сюжетом.

Автор: Якубов Александр

Как и обещал ссылка на график