Праздник, отмечаемый 4 ноября, имеет официальное название «День народного единства». Только если попробовать задать вопрос, например, прохожему, о том, чему посвящён праздник и что мы отмечаем, в большинстве случаев последует многозначительное молчание.
Праздник достаточно молодой. Отмечается он только 15 лет. Олицетворяет собой единение народа в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века в ходе освобождения от них Москвы в 1612 году. С предложением ввести такой праздник выступили религиозные организации в 2004 году. И уже в 2005 году праздник отмечался в качестве государственного. Постойте, а при чём тут религиозные организации и светский праздник? Вопрос уместный.
Дело тут в том, что изгнание польских интервентов-католиков вторым народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и старосты Кузьмы Минина сопровождалось присутствием православной чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
После победы над поляками, по инициативе князя Дмитрия Пожарского, 22 октября (4 ноября) было установлено местное празднование дня этой иконы, по случаю избавления Москвы от поляков. В 1649 г. царь Алексей Михайлович повелел отмечать праздник Казанской иконы в этот день по всей России, как символ освобождения столицы от иноземных захватчиков.
На первый взгляд вроде бы всё логично и понятно. Правда если копнуть чуть глубже, то вырисовывается много интересных деталей.
Прежде чем перейти к этим деталям, необходимо вспомнить узловые события, которые привели к Смутному времени и понять значение 1612 года.
После смерти Ивана Грозного в 1584 году у него остаётся два сына – блаженный и болезненный Фёдор и малолетний Дмитрий. 15 мая 1591 года в Угличе при странных обстоятельствах погибает царевич Дмитрий. Ходили слухи, что ему помогли уйти из жизни.
Специально созданная правительственная комиссия по расследованию этого дела, возглавляемая Василием Шуйским, вынесла своё заключение: Дмитрий погиб в ходе несчастного случая. Он играл в ножички и в этот момент у него случился припадок падучей болезни (эпилепсии), в результате чего он сам себя и зарезал. Это был шаг к пресечению династии.
Отправной точкой Смутного времени считается смерть сына Ивана Грозного – царя Фёдора Иоанновича в 1598 году. В связи с тем, что после своей смерти он не оставил детей, династия Рюриковичей на нём прервалась.
Встал вопрос о том, кто будет новым правителем. Земский собор, являвшийся в то время высшим сословно-представительным учреждением, избирает царём шурина Фёдора Иоанновича – боярина Бориса Годунова, который ещё в годы жизни последнего, являлся фактическим правителем страны. Несмотря на противоречивое изображение Годунова, он был довольно талантливым управленцем, которому просто не повезло с историческим периодом.
Когда Борис Годунов взошёл на престол, он освободил заключённых, простил недоимки по налогам и податям, дал некоторые льготы служилым и посадским людям. Неурожаи вызвали большой голод в 1601-1603 годах. Началась спекуляция хлебом. Несмотря на попытки царя Бориса, бороться со спекулянтами, ему не очень удавалось. К голоду ещё прибавились эпидемии. Ели кошек и собак, местами даже началось людоедство.
Борис Годунов организовал государственные работы (например, завершение строительства колокольни Ивана Великого в Москве), но, увы, спасти от голода огромную массу населения они не могли. Только на трёх кладбищах Москвы в это время было похоронено около 130 тысяч человек, а всего в столице, как предполагает ряд авторов умерло около полумиллиона человек.
При этом спекулировали не только купцы, но и представители духовенства. В Кирилло-Белозерском монастыре было 250 тысяч пудов хлеба, которого хватило бы на то, чтобы прокормить 10 тысяч человек на протяжении года. Был хлеб и в других монастырях. В Соловецком монастыре монахи занимались откровенной спекуляцией – покупали хлеб по рублю за четверть (около 200 кг, до голода она стоила 15-16 копеек), а продавали по цене до полутора рублей. Так же поступали и монахи Троицкого монастыря. Сам патриарх Иов ждал повышения цен и не продавал свой хлеб, хотя и возносил молебны и служил панихиды по умершим от голода.олод при царе Борисе Годунове.
В условиях ужасов голода, эпидемий и народных волнений по стране пронеслась весть о чудом спасшемся младшем сыне Ивана Грозном царевиче Дмитрии, который войдёт в историю как Лжедмитрий. Им был беглый монах Чудова монастыря, заручившийся поддержкой поляков. Весной 1605 года внезапно умирает царь Борис.
Следующим правителем становится его сын Фёдор Борисович. Шестнадцатилетний юноша был образованным для того временем человеком. Им была составлена первая отечественная карта России (до этого карты составлялись иностранцами). Конечно, она была не без ошибок, но сам факт её появления вызывает восхищение. Таким образом, он вписал своё имя в историю российской картографии. Из Фёдора Годунова мог бы получиться прекрасный правитель. За 1,5 месяца своего царствования он учредил Каменный приказ, который ведал всеми строительными делами в стране.
В связи с приближением к Москве Лжедмитрия I при подстрекательстве бояр москвичи арестовали царя Фёдора, а через некоторое время он вместе со своей матерью, вдовой Бориса Годунова, Марией Григорьевной был убит.
В июне 1605 года Москва торжественно встретила Лжедмитрия I. 20 июня при огромном стечении народа, в сопровождении звона колоколов, радостные крики толпы и благословение церковных иерархов, Лжедмитрий I со своими польскими сподвижниками вошёл в столицу. Чтобы никто не сомневался в подлинности царя Дмитрия Ивановича, спустя почти месяц после приезда в Москву, на глазах у тысячной толпы состоялась встреча Лжедмитрия с последней женой Ивана Грозного – Марией Нагой, которая была матерью настоящего царевича. Она в нём признала своего сына, боясь за свою жизнь. Хотя она уже и проживала много лет в монастыре, постригшись в монахини, но, она, по крайней мере, жила, поэтому и пошла на этот обман.
Затем Лжедмитрий I женился на дочери польского воеводы, помогавшего ему прийти к власти – Марине Мнишек. Таким образом, она стала первой женщиной в России, венчанной на царство.
На самом деле фигура Лжедмитрия I была очень противоречивой. При обычно отрицательной оценке этой фигуры, стоит согласиться, что у него были весьма интересные государственные задумки.
Он реформировал Боярскую думу в Сенат. Почти регулярно присутствовал на его заседаниях. Большое внимание уделял принятию жалоб от населения. Нередко лично их принимал, а то и гулял по посаду, беседуя с простым людом, пытаясь узнать об их тяготах и невзгодах.
Чтобы уменьшить злоупотребления при взимании налогов, Лжедмитрий обязал сами «земли» отправлять с выборными людьми соответствующие суммы в столицу. Взяточников он наказал водить по городу, повесив на шею денежную мошну, меха, жемчуг – или даже солёную рыбу – то, чем бралась взятка, и бить палками.
Также самозванец обложил налогами монастыри, которые ранее от них были освобождены.
Но правление Лжедмитрия I в Москве продолжалось непродолжительное время. Ситуация, при которой поляки хозяйничали в Москве, оттеснив русскую знать, не могла не вызывать у представителей последней возмущений. Поэтому уже в мае 1606 года он был свергнут теми же боярами, что и встречали его хлебом-солью. Лжедмитрий I был убит, а Марине удалось спастись. Трупы Лжедмитрия и его сподручного Басманова были преданы публичному поруганию на Лобном месте.
После нескольких дней глумления над телами, их закопали. Через некоторое время ударили необычайные морозы. Суеверные люди связали это явление с колдовством мёртвого самозванца. После этого тело Лжедмитрия I выкопали, сожгли, смешали с пеплом, зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришёл...
Окончание следует…