Озвучивая случившееся 6 ноября печальное событие, слова «Жванецкий умер» публично употребили многие работники газетно-телевизионного фронта и очень средних умственных способностей.
Умные и просто люди, чувствующие слово, сказали «ушел из жизни».
Жванецкий не мог умереть, потому что в нашей памяти звучит его голос, его интонации, его смешки и насмешки. Живы и с нами его книжки, видео, магнитофонные и граммофонные записи.
Помнится, какой фурор в СССР в конце 60-х годов прошлого столетия вызвала первая большая грампластинка от фирмы «Мелодия», с которой на весь Союз прозвучали голоса Виктора Ильченко и Романа Карцева. Они блистательно исполнили острые и совершенно неожиданные для того времени произведения Михаила Жванецкого.
И только после этого советский народ начал сначала догадываться, а потом узнал точно, что несколькими годами раньше сам великий Райкин не просто играл монологи очень малоизвестного автора из Одессы по фамилии Жванецкий. Но и требовал от сатирика новых произведений.
Они были не только смешные, но точные и даже как приговор категоричные: «Они действительно меня безграмотно лечили, а потом направили к ней, потому что она хороший врач... Но ведь и у плохих кто-то должен лечиться».
Кстати, все произведения сатирика перечислить, наверное, невозможно да и незачем, однако стоит отметить, что во многих из них Жванецкий оказался предсказателем.
Например, в миниатюре «Случай на участке» («Это полотенце») в рабочее время начальника производственного участка находят на пляже: «Отпустите собаку, товарищи, я уже с ним разговариваю! Отпустите овчарочку!». А лет через 15-16 во времена перестройки по указу генсека Андропова лентяев и прогульщиков в СССР стали отлавливать не только на пляжах, но и в кинотеатрах. Может быть, даже с овчарками…
О нашем сегодняшнем времени, то есть о карантине или режиме самоограничения Михалыч еще в 80-х написал: «бесшабашность — куда хочу, туда хожу, кому хочу, тому звоню — порождает распущенность, которая дорого обходится всем». И чтобы как-то «дисциплинировать этот дурной поток», надо установить на улицах турникеты.
Думается, если бы не заболел Жванецкий, он бы мог добавить – «А в метро только в масках и по пропускам»!
И последнее. Поэт позапрошлого века Семен Надсон написал четверостишье посвященное поэту Алексею Апухтину.
Стихотворение это 40 лет назад подошло Владимиру Высоцкому. А теперь эти слова относятся и к Михаилу Жванецкому.
«Не говорите мне: "он умер",- он живет,
Пусть жертвенник разбит,- огонь еще пылает.
Пусть роза сорвана,- она еще цветет,
Путь арфа сломана,- аккорд еще рыдает!»...
И самое последнее. Он умел смешно, но с любовью и лаской высказаться о женщинах. Этот талант далеко не каждому мужчине дается. Поэтому на его похоронах лица женской национальности будут в абсолютном большинстве.
Уверен