Найти тему
Полина Рублис

Вилли, выгляни в окошко!

Оглавление

Медаль, как машина времени, переносит нас в 1970 год, в городок Эрфурт, который находился в ГДР

На моей ладони большая увесистая памятная медаль. Серебро 999,9 пробы.

На аверсе портреты двух политических деятелей — Федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта и Председателя Правительства ГДР Вилли Штофа.

Памятная медаль. Германия, 1970. Серебро. Аверс с портретами двух политических деятелей — Федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта и Председателя Правительства ГДР Вилли Штофа.
Памятная медаль. Германия, 1970. Серебро. Аверс с портретами двух политических деятелей — Федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта и Председателя Правительства ГДР Вилли Штофа.
Памятная медаль. Германия, 1970. Серебро. Реверс с картой Германии и надписью Erfurt Kassel Historische Treffen 1970 (перевод с нем. «Историческая Э́рфуртская встреча на высшем уровне 1970»).
Памятная медаль. Германия, 1970. Серебро. Реверс с картой Германии и надписью Erfurt Kassel Historische Treffen 1970 (перевод с нем. «Историческая Э́рфуртская встреча на высшем уровне 1970»).

Медаль, как машина времени, переносит нас в 1970 год, в городок Эрфурт, который находился в ГДР. Там прошла первая после войны в истории разделенного немецкого народа встреча глав правительств ФРГ и ГДР. До этого события между двумя государствами не было дипломатических отношений.

Немцы оказались невосприимчивы к политической пропаганде


Всё сразу пошло не по сценарию советских немцев. Ожидалось, что встреча только лишь подчеркнет идеологическую раздельность двух государств. В ГДР тех лет активно навязывали населению представления, что отныне нет единого немецкого народа, существуют «социалистическая немецкая нация ГДР» и «империалистическая немецкая нация ФРГ».

В Эрфурт посмотреть на Федерального канцлера Брандта съехались со всех уголков ГДР. Толпа прорвала заградительный кордон и заняла привокзальную площадь. Брандту и Штофу предстояло проследовать через площадь, на противоположной стороне которой находилось здание гостиницы «Эрфуртский двор», выбранной в качестве места переговоров.

Народ начал скандировать лозунги в поддержку Брандта. Когда лидеры скрылись в гостинице, люди стали кричать: «Вилли Брандта — к окну!» Эта фраза стала в те годы необычайно известной, а гостиницу в Эрфурте до сих пор показывают туристам, рассказывая о данном эпизоде. Именно с этого момента началось непреоборимое объединение немецкого народа, разделенного границами и идеологиями.

И не важно, что толпу быстро разогнали спецслужбы ГДР, а ее место занял митинг подготовленных сторонников Штофа. Главное было сделано — люди показали, чего они хотят. Вилли Брандт, кстати, много позже напишет в мемуарах, что этот день стал самым эмоциональным в его жизни.

Но вот что меня удивляет. Эрфурт — место явно непростое. Этот городок и раньше становился «местом силы» мировой политики. Речь идет о знаменитом «эрфуртском свидании».

За четыре года до взятия Наполеоном Москвы император Франции Наполеон Бонапарт и император России Александр Первый встретились в Эрфурте на княжеском конгрессе и попытались уладить разногласия. Да, императоры даже подписали союзный договор, но в 1812 году французский правитель напал на Россию. Это была его роковая ошибка. Уже в 1814 году русские войска маршировали по Парижу. Офицеры покрикивали на официантов: «Быстро! Быстро!» — откуда возникло название парижских бистро.

Конгресс в Эрфурте в 1808 году запомнился блестящими приемами, выездами на природу, охоту и ежевечерними театральными представлениями в эрфуртском Императорском зале, где блистали актеры «Комеди Франсез», которых привез Наполеон для развлечения Александра Первого.

Пока Александр знакомился с актрисами парижского театра, одна из которых приняла его приглашение посетить Санкт-Петербург, Наполеон упивался беседами с величайшим поэтом Германии Иоганном Вольфгангом Гёте, который тоже там был!

Полина Рублис