Найти тему
⚓Блокнот капитана

Двухэтажный поезд - удобство под вопросом

Оглавление

Очередное путешествие (для простоты рассуждения, туризм и путешествие будем рассматривать как единое понятие) начинается с определения места проведения заслуженного отдыха и выбора транспорта, с помощью которого туда можно попасть. Ведь населенного пункта с названием «Куда-нибудь», равно как и вида транспорта «На чем-нибудь» не существует. Зато растет количество вариантов и предложений для перелета/переезда из пункта А в пункт Б.  Например, в системе РЖД не так давно появился двухэтажный поезд.

С одной стороны, это не является каким-то чудом техники, с другой, появление на железнодорожных магистралях страны, привыкшей к зеленым стандартным вагонам середины прошлого века, новых необычных поездов вызывает к ним законный интерес. Наконец, в-третьих, российские туристы, уже привыкшие к комфортному отдыху, довольно критично стали относится к предлагаемым услугам. Поэтому, прежде чем купить билет стоит поближе познакомиться этим предложением РЖД.

Двухэтажный поезд – из истории «2-го этажа»

Первым видом общественного транспорта стал «дедушка» всех современных автобусов -омнибус. Эти повозки, на конной тяге, вмещавшие 15-20 пассажиров, начали курсировать по крупным городам в первой половине XIX в. Родиной омнибуса считается Франция. В Санкт-Петербурге этот транспорт заработал в 1830 году и продолжал возить жителей города до 1914 года. Со временем у этого транспортного средства, который шутники называли «обнимусь», стали появляться вторые этажи (кстати, женщинам подниматься туда было запрещено). Вместимость выросла до 40 человек. Этот второй этаж назывался «империал».

ФОТО: dorognoe.ru
ФОТО: dorognoe.ru

Железная дорога, скорости, удобства, вагоны – это же часть того, что принято называть туризмом. Особенно на наших необъятных российских просторах. То есть, в общих чертах, ответ на этот вопрос дан в начале статьи. А если подробнее, то вот несколько цифр.

По статистике основные виды транспорта делят пассажирский трафик примерно следующим образом: автомобильно-автобусный – 55%, железнодорожный -35%, авиационный – 7%. Это при наших-то расстояниях и «направлениях», которые отдельные чиновники почему-то дорогами называют. Было бы странным, если руководство РЖД спокойно взирало на эти цифры и не стремилось изменить их в свою пользу.

Даже рассуждая на уровне обычного пассажира можно понять, что увеличивать пассажиропоток за счет расширения сети или продления ж.д. линий, за счет увеличения скоростных возможностей поездов или удлинения составов либо технически невозможно, либо экономически не выгодно, либо уже претворятся в жизнь. Судя по всему, аналогичные проблемы волнуют не только РЖД, но и аналогичные структуры в других странах. Отсюда, активное развитие в одних странах и реанимация в других двухэтажных,  поездов.

ФОТО: avatars.mds.yandex.net
ФОТО: avatars.mds.yandex.net

Российские двухэтажные поезда. Мнение среднестатистического пассажира

Простая, по сути, идея «2-го этажа» требует многих технических решений, в корне меняющих привычное представление о купейном вагоне. Может поэтому столько лет и столько удачных, а еще чаще неудачных, разработок лежит между вагоном, построенным тверскими мастерами в 1905 г. и поездом модели 61-4465, запущенным в серийное производство в 2011 г. на том же Тверском вагоностроительном заводе.  На сегодняшний день по российским железным дорогам курсирует несколько десятков таких поездов. А появление первых (Москва – Адлер, Сант-Петербург, Казань, Воронеж, Самара) напомнило начало 70-х, когда имена первых космонавтов знал каждый советский гражданин.

Две поездки (в Самару и в Кисловодск), как на первом, так и на втором этаже нового поезда, дает мне основание оценить его достоинства и не замалчивать недостатки. К первым можно отнести:

  • Отсутствие плацкартных вагонов, как страшного напоминания об услугах, предлагаемых советским МПС;
  • Наличие необходимых бытовых условий – три биотуалета (со всем необходимым), кулер с холодной водой в коридоре, печь СВЧ и кулер с горячей водой в купе проводников, розетки (220 Вт) в каждом купе, питание, входящее в стоимость билета, раздельные контейнеры для мусора;
  • Удобные трапы у входных дверей, облегчающие процесс погрузки пассажиров с вещами. К сожалению, их использование возможно только у высоких платформ, которыми оборудованы незначительное количество станций;
  • Наличие в купе, на лестницах, в коридорах и туалетах оборудования, обеспечивающего безопасность пассажиров: перила, приспособления для подъема на верхние полки купе и т.д.;
  • Кондиционирование вагонов и легко открывающиеся в тамбуре форточки;
  • Вагоны, в некоторых поездах, главным образом следующих на дальние расстояния, оборудованы душевыми кабинками.
Купе на 1 этаже
Купе на 1 этаже
Коридор 1 этажа
Коридор 1 этажа
Коридор 2 этажа
Коридор 2 этажа
Тамбур
Тамбур

«Главное, что едем!» как молитву повторяли пассажиры советских поездов (кроме фирменных, если посчастливилось купить билет»).  А теперь, и так должно быть, смело указываем на недостатки, в частности обнаруженные в новых поездах:

  • Половинчатое решение в использование подъемников и трапов у входных дверей, эксплуатация которых ограничивается техническими возможностями станций выполняют. Как следствие увеличение времени на погрузку пассажиров и багажа;
  • Неудачное расположение окон в тамбурах. Перемычка между окном и фрамугой на 2-м этаже находятся на уровне глаз человека среднего роста, закрывая обзор;
  • Отсутствуют привычные откидные сидения в тамбуре;
  • Значительные уменьшения всех параметров в купе, вносят заметный дискомфорт, особенно для пассажиров, купивших билет на верхнюю полку. Оптимальный вариант использования купе – семья с двумя невзрослыми детьми;
  • Много открытых металлических частей и деталей в купе, что при очень сильной «болтанке» поезда приводит к высокой травма опасности:
  • централизованное кондиционирование во всем составе – не лучший вариант обеспечения комфортных условий;
  • Крутые ступени усложняют перемещение пассажиров, особенно с багажом. Возможна их полная или частичная замена пологими спусками.

Хочется верить, что конструкторы, производители и, особенно, путейцы более критично, и уж, конечно, профессионально подойдут к изучению опыта эксплуатации двухэтажных вагонов, внесут необходимые корректировки и изменения и будут, перефразируя героя Фрунзика Мкртчана, так возить пассажиров, что им «будет приятно».

Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!