Найти в Дзене

О национальной принадлежности «русских» царей Романовых

В последние годы стало принято с упоением вспоминать о временах последнего русского царя. Не вдаваясь в детали той «светлой» эпохи «России, которую мы потеряли», хотелось бы остановиться на фигуре последнего самодержца России.
Как же любят ура-патриоты восхвалять российского государя и ставить ему в противовес проклятых еврейских революционеров, которые «порушили» тысячелетнее Российское

В последние годы стало принято с упоением вспоминать о временах последнего русского императора. Не вдаваясь в детали той «светлой» эпохи «России, которую мы потеряли», хотелось бы остановиться на фигуре последнего самодержца России.

Как же любят ура-патриоты восхвалять российского государя и ставить ему в противовес проклятых еврейских революционеров, которые «порушили» тысячелетнее Российское государство.

В этой связи многие поклонники «святого» царя всегда затрудняются ответить, кем же по национальности был Николай II. Давайте попробуем в этом разобраться.

Последними великим царём нашей страны, русским по национальности, являлся Пётр Великий.

Сын Петра I от Евдокии Лопухиной –
Алексей, скончавшийся, как известно, при определённых обстоятельствах, так и не стал правителем. Зато несколько лет успел побыть во главе государства его юный сын – Пётр II, правивший в 1727-1730 годы, являвшийся внуком Петра I. Умерев в 14-летнем возрасте от оспы, он не оставил наследников. Тем самым, династия Романовых по мужской линии прервалась.

Портрет Петра I работы французского живописца Жана Марка Натье. 1717 г.
Портрет Петра I работы французского живописца Жана Марка Натье. 1717 г.

Все последующие правящие потомки Романовых – уже по женской линии. У Петра I были две дочери: Анна и Елизавета.

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны французского живописца Луи Каравака. 1717 г.
Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны французского живописца Луи Каравака. 1717 г.

Их мать, императрица Екатерина I, до принятия православия была Мартой Скавронской. Историкам не удалось точно установить национальность Марты. Она была родом из Прибалтики, по происхождению, предположительно, из литовской, латвийской, эстонской или польской семьи. В любом случае, далеко не русской крови.

Портрет Екатерины I работы французского живописца Жана Марка Натье. 1717 г.
Портрет Екатерины I работы французского живописца Жана Марка Натье. 1717 г.

Правление Екатерины I (1725-1727) открывает эпоху дворцовых переворотов. В ходе одного из них к власти приходит дочь Петра I - Елизавета.

Елизавета Петровна правила в 1741-1761 годы и умерла бездетной, передав престол своему племяннику. Её сестра Анна Петровна (будучи уже русской только на 50%) вышла замуж за герцога немецкой земли Гольштейн – Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. В этом браке и родился Карл Пётр Ульрих, ставший российским императором Петром III Фёдоровичем, правившим в 1761-1762 годы.

Получается, что в Петре III текло только 25% русской крови. Кстати он стал основателем Гольштейн-Готторпской ветви династии Романовых.

Итак, продолжим. Как известно, супругой Петра Фёдоровича стала немецкая княжна Софья Августа Фредерика фон Ангальт-Цербстская, более известная как императрица Екатерина II, правившая в 1762-1796 годы.

Кстати говоря, когда ещё правила Елизавета, она не хотела передавать престол своему племяннику Петру. Вместо этого она отобрала сына Екатерины и Петра – Павла, которого стала воспитывать сама. Императрица хотела воспитать из него настоящего российского правителя. Но, увы, не успела этого сделать. Именно поэтому после её смерти править стал Пётр III.

Потрет Петра III с женой Екатериной II и сыном Павлом.
Потрет Петра III с женой Екатериной II и сыном Павлом.

Его внутренняя и внешняя политика не устраивала верхушку дворянства, которая осуществила дворцовый переворот, в ходе которого правительницей стала его жена Екатерина II. Узурпировав власть, она удерживала её на протяжении 34 лет, не допуская к правлению своего сына Павла, который являлся единственным законным наследником престола. Именно он должен был стать императором России. Но у немецкой княжны были свои виды на престол.

После смерти Екатерины II несколько лет страной будет управлять Павел I (1796-1801). Несложные вычисления позволяют установить, что он был русским уже на 12,5%.

Павел I. Художник В. Л. Боровиковский
Павел I. Художник В. Л. Боровиковский

Его супругой стала немецкая принцесса София Доротея Августа Луиза фон Вюртембергская, получившая после крещения в православие имя Марии Фёдоровны.

Кстати императрица за свою жизнь очень многое сделала для развития женского образования и системы попечения над сиротами, насколько это было, конечно, возможно в условиях царского режима.

Будучи разносторонней личностью, она увлекалась рисунком и живописью. Также одной из первых женщин той эпохи Мария Фёдоровна овладела токарным ремеслом. Она собственноручно изготавливала на токарном станке предметы из янтаря и слоновой кости: настольные украшения, чернильницы и другие изделия.

Портрет Марии Фёдоровны кисти шведского художника Александра Рослина.
Портрет Марии Фёдоровны кисти шведского художника Александра Рослина.

У Павла I и Марии Фёдоровны было 10 детей, из которых 9 выжили и выросли. Двое сыновей станут российскими императорами: Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855). В братьях русской крови уже было меньшей десятой части – 6,25%.

Женой Николая I стала дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III– принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина. В православии девушка получила имя Александры Фёдоровны. Она родила Николаю I семерых детей, старший из которых станет следующим российским правителем.

Николай I Павлович с супругой Александрой Фёдоровной
Николай I Павлович с супругой Александрой Фёдоровной

Императора Александра II Освободителя (1855-1881) можно назвать русским лишь на 3,125%.

По уже сложившейся традиции Александр II женился на немецкой герцогине Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии фон Гессенской и Прирейнской. Став православной императрицей Марией Александровной, она родила Александру восемь детей, в том числе и будущего правителя Александра III (1881-1894).

Александр II и его жена Мария Александровна. Фотография С.Л. Левицкого
Александр II и его жена Мария Александровна. Фотография С.Л. Левицкого

Хотя изначально русским императором и должен был стать его старший брат Николай Александрович. Весной 1864 года Николай Александрович посватался к датской принцессе Марии Софии Фредерике Дагмаре. До свадьбы он не дожил, скоропостижно скончавшись в 1865 году. Поэтому наследником престола был объявлен великий князь Александр Александрович. После смерти Николая Александровича возникла симпатия между принцессой Дагмарой и Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим цесаревичем Николаем.

Великий князь Александр Александрович с супругой Марией Фёдоровной
Великий князь Александр Александрович с супругой Марией Фёдоровной

На этой почве они сблизились и позднее поженились. Таким образом, принцесса Дагмара, ставшая Марией Фёдоровной, явилась исключением: до этого невесты правителей были представителем немецких династий, а тут датской. Хотя отец Дагмары, Кристиан IX, и был королём Дании, но происхождение имел немецкое. Также как и его супруга - Луиза Вильгельмина фон Гессен-Кассельская, которая приходилась бабушкой последнему российскому императору .

Несмотря на то, что Александр III был очень крупным и широкоплечим, высокого роста, этаким святорусским богатырём, русской крови в нём было чуть более 1,5%.

Мария Фёдоровна и Александр III в Дании (1892)
Мария Фёдоровна и Александр III в Дании (1892)

Их сын, последний российский император, Николай II (1896-1917), получается, был почти чистокровным немцем. Русской крови в нём меньше одного процента – порядка 0,75. Примерно столько же было прибалтийской крови (от Марты Скавронской). Остальная часть (более 98%) – немецкая.

Не нарушая уже сложившейся традиции, Николай II женился на немецкой принцессе Виктории Алисе Елене Луизе Беатрисе фон Гессен-Дармштадтской, ставшей Александрой Фёдоровной. Она подарила Николаю II четверых дочерей и наследника Алексея. В нём русской крови было уже и вовсе менее половины процента.

Николай II с супругой Александрой Фёдоровной (1898)
Николай II с супругой Александрой Фёдоровной (1898)

В этих приблизительных вычислениях нет высокой точности, но они дают возможность уяснить себе общую картину национальной принадлежности последнего российского самодержца.

Конечно, национальная принадлежность никоим образом не влияет на интеллектуальные способности или качества государственного и политического деятеля. Что, в общем-то, справедливо относится и к революционерам. Именно поэтому данный пример является яркой иллюстрацией гибельности русского национализма современных монархистов. Ибо последний «святой» русский царь на поверку оказывается наполовину шведом и наполовину немцем с микроскопической примесью русской и прибалтийской крови.