Международная железнодорожная станция Канфранк (la Estación Internacional de Canfranc), пережившая две войны и ставшая свидетелем значимых событий XX века, не функционирует уже более 50 лет.
Это одна из самых эффектных железнодорожных станций в мире и жемчужин архитектуры Испании. Она расположена в провинции Уэска (автономное сообщество Арагон), на границе с Францией, у подножия Пиренейских гор.
▪ Начало строительства
История станции Канфранк началась еще в 1853 году, когда арагонцы обратилась с официальным запросом к правительству Испании о строительстве железной дороги во Францию через городок Канфранк. Однако прошло еще несколько десятилетий, прежде чем началось строительство тоннеля Сомпорт через Пиренеи. Тоннель протяженностью около 8 км был достроен в 1912 году, но затем работы были приостановлены из-за Первой мировой войны.
▪ Открытие станции
В 1928 году состоялось открытие станции Канфранк, которая включала в себя основное здание (241 метр в длину, 75 дверей с каждой стороны и 365 окон), товарные платформы для перевалки грузов и депо. В строительстве станции использовались характерные для той эпохи материалы: стекло, армированный бетон, камень и железо. Большая площадь станции обусловлена необходимостью решения непростой проблемы: ширина железнодорожной колеи, используемой во Франции, составляет 1.435 метров, а в Испании – 1,668 метров. Для преодоления этого препятствия приходилось производить пересадку пассажиров и перевалку грузов, прибывающих на станцию.
▪ Гражданская война и Вторая мировая война
С началом Гражданской войны в 1936 году железнодорожное сообщение с Францией было полностью парализовано, а вход в тоннель с испанской стороны – заблокирован. Затем в 1939 году Вторая мировая война приводит к приходу нацистской армии во Францию. Станция Канфранк превращается в стратегический объект, через который проходят шпионы французского сопротивления и евреи, спасающиеся от СС. В 2000 году у железнодорожных путей были обнаружены документы, подтверждающие, что немецкая армия переправила через Канфранк в Южную Америку 86 тонн золота и другие драгметаллы, украденные у евреев.
▪ Период расцвета станции
В 1948 году станция Канфранк открылась вновь и имела важное торговое значение на протяжении двух десятилетий.
▪ Закрытие станции
В 1970 году сошел с рельсов грузовой поезд, который повредил мост на французской стороне железной дороги. Это привело к концу железнодорожного сообщения между Арагоном и Францией, и несмотря на манифестации с требованием реконструировать станцию, долгое время она была заброшена. Зато привлекала многочисленных туристов.
В 80-х годах в скале на глубине 800 метров под горой Тобазо на испанском склоне Пиренеев учёные оборудовали Подземную лабораторию Канфранка. Дело в том, что горы фильтруют космическое излучение, создавая «космическую тишину», необходимую для исследования некоторых природных явлений.
И, наконец, в 2018 году на станции начались восстановительные работы! Основное здание переоборудуют в отель, депо станет музеем транспорта, а для пассажиров построят новый терминал.
Больше интересного о культуре и истории Испании - в инстаграм @explorandoespana