Или откуда на сцене появились морские термины...
Откуда и зачем на деревянных мостках созданных для цоканья изящных каблучков Мельпомены грохотали матросские ботфорты? Почему на сценах возведённых для сладкоголосых оперных певцов, гремели морские проклятья? И какого дьявола, тонкую ткань искусства, резали грубые палубные выражения?
Какую роль играли моряки в становлении культуры и чьи крепкие плечи на самом деле поддерживают хрупкий театральный свод ? - всё это вы узнаете из этого небольшого экскурса
О Чём вообще речь?
На самом деле, этот конечно же, громкий заголовок, не отменят стоящего за его спиной занимательного вопроса о появлении и становлении морской терминологии на театральных просторах.
Во многих театрах, в особенности это касается театров портовых городов можно заметить, не только морской флёр корабельной терминологии:
палуба - сцена
трюм - техническое пространство под сценой
паруса - мягкие декорации
мостик - железная рама для высотных софитов
реи - штанкеты
но и вполне себе корабельные приспособления и хитрости, вроде блоков, тросов и противовесов, системы флагов и повесток, А мягкие декорации завесы, кулисы и падуги — так вообще вяжут к штанкетам корабельными узлами. Эти узлы надежны, и их быстро можно развязать одной рукой.
Да и сама работа монтировочных команд, слаженностью и синхронностью человеку несведующему может напомнить работу такелажной морской команды.
Но какими чайками занесло всё это морское дело в театр? Где море, а где сцена? Где гады морские, а струны тугие?
На самом деле, всё просто и занимательно одновременно.
К слову о инженерном искусстве в общем, и инженерии театральной в частности.
Ремёсла и технологии шагают нос к носу. Полезные изобретения появившиеся в одной сфере, мгновенно тиражируются и распространяются.
Уже во времена античных театров для выразительности , убедительности и восхищения публики использовались различные машинные ухищрения.
Но даже простейшую машину для подъёма артистов, мало того что нужно возвести, её хорошо бы и кому-нибудь обслуживать.
И если для работы пары простых механизмов можно обойтись, не оскорблённым умом работягой, то для сложной синхронной машинерии уже требовалась грамотная команда специалистов.
А где же её взять?
Вариант первый - держать на службе постоянно
Держать на постоянной службе артистов и обслуживающий персонал достаточно древняя традиция. Вспомнить хотя бы римский колизей с его представлениями, или многочисленные гладиаторские арены для которых желательны были не только гладиаторы, но и декоративные заставы для штурма.
Правда тут есть один ньанс - всю эту прорву нужно содержать, а это весьма затратно и доступно не каждому бюджету.
Спартак - отличный балет на гладиаторскую тему
Вариант второй - обучить
Хороший вариант. Театральный инженер в состоянии набрать и обучить помощников-машинистов. Те, в свою очередь найдут и обучат монтировщиков и такелажников. Дальше можно содержать, такую команду пока это выгодно, затем распускать и перемещаться дальше.
Так можно обучать персонал в каждом новом городе, либо на каждом новом спектакле, что однозначно дешевле, но долго и не всегда надёжно. В среднем, выходил вариант в котором при театре находилось несколько крепких специалистов знавших всё ремесло от и до. И они по мере необходимости набирали и обучали молодняк.
Обучить это хорошо. Но что делать если нужна мощная команда здесь и сейчас?
Вариант третий - пригласить подряд
Если нет времени, но есть деньги. А это частый случай при общении с монаршими особами или государственном заказе, на любом конце земли и в любые времена - можно пригласить уже готовую бригаду.
Но кого?
Театральный инженер или на худой конец просто инженер - это первое что может придти в голову, но как правило инженеры народ занятой и расписание бывает составлено на месяцы, а то и годы вперёд, да и делить почёт и деньги любят не все.
Строители - вариант не плохой, но у дельных строителей и без всяких театров работы в достатке.
Солдаты - тоже вариант, иногда случалось, что плохие и ушлые командиры вполне могли сдавать своих подчинённых на произвольные работы, но это как правило не приветствовалось и каралось. Да и солдаты народ не только подневольный, но и ненадёжный, первый военный приказ- да поминай как звали.
Ещё один важный момент. Бригада должна быть дисциплинированной и сплочённой. Почему? Один малейший провал - спектакль под угрозой срыва.
Так и выходило, что самым подходящим вариантом сплочённой бригады с военной дисциплиной, строительными навыками и умениями обращаться с такелажными и инженерными механизмами становились морские корабельные команды.
При наличии порта поблизости, разумеется. Но как правило крупные портовые города, это центры торговли, а с ними изобилия и достатка который необходим для существования театра
При острой нужде в работниках, можно было придти в порт, найти капитана и выписать команду вместе с боцманом. Матросы отлично действовали в команде - это просто залог выживания в море, понимали команды и знали такелажные приёмы.
А зачем это капитану?
Если корабль стоит на приколе, ремонтируется в доках или попросту долго грузится, то списанная на берег команда - настоящая головная боль, для капитана. Пьянства, драки, убийства настолько существенно могли проредить экипаж, что к отплытию половину приходилось набирать и обучать заново. А тут и экипаж при деле и звонкая монета в кармане.
Так и повелось, что вместе морскими экипажами в театр проникали морская культура и технологии. Те, кто вчера тянул канаты и резал глотки - вязали узлы, и поднимали декорации, а вчерашние рубайлы и морские волки, становились планшетными крысами и оседали в театрах.
Конечно такое формирование справедливо не повсеместно, но естественная ротация корабельных специалистов , в театры и дальше, все же значительно сказалась на театральной культуре.
Поэтому когда в следующий раз взглянете на расписные декорации к какому-нибудь балету корсар -
Корсар - балет про тех, кто пиратил до модных пиратов
вспомните, что они привязаны к штанкету тем самым узлом, которым вполне возможно, какой нибудь остепенившийся морской разбойник - вязал кулису пару сотен лет назад, прихлёбывая терпкий ром и браня церемонийме́йстера отборной морской бранью.
Эта статья вдохновлена морским духом театра, занимательной книгой Эдуарда Кочергина "Записки планшетной крысы" и Леркой советчицей
Читайте также: