Обзор фильма
Лучше погибнуть, пытаясь спастись, чем оказаться в рабстве!
Итог: «12 лет рабства» от Стива МакКуина – художественное произведение, поднимающее темы терпимости и равноправия, по всем кинематографическим лекалам. Осознание того, что оно снято на основе реальной трагедии делает просмотр особенно сложным. Не трудно догадаться, выйдя, сей шедевр на экраны в 2020-м, аккурат к очередной жертве полицейского произвола, в России он схлопотал бы рейтинг ниже, чем «отвратительно»! Тем не менее, картина 2013-го стала настоящим хитом, а рассказ чернокожего скрипача тронул сердца миллионов.Персонажи:
Соломон Нортап и Пэтси:
Фильм начинается с приятного времяпрепровождения Соломона Нортапа в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк в окружении семьи. На дворе 1841 год, Соломон – свободнорожденный афроамериканец. Его жена вместе с двумя сорванцами уезжает на подработку, а к главному герою с весьма щедрым предложением обращаются содержатели цирковой труппы, некие Браун и Хэмилтон – выступить с музыкальным номером в Вашингтоне. Ему обещают приличную плату и покрытие расходов на дорогу. Мистер Нортап соглашается. Отпраздновав, сей удачное мероприятие, Соломон теряет сознание и просыпается на полу холодной и мрачной камеры, закованным в цепи и в нижнем белье. «Хозяева» кличут его Платтом и жестоко избивают за неповиновение. Платта переправляют в Новый Орлеан и продают владельцу крупной плантации - Уильяму Форду, который обходится с ним довольно дружелюбно. После перепалки Соломона со штатным плотником, Уильям говорит, что не сможет защитить его. Так он попадает в руки безжалостного Эдвина Эппса. Нортап становится частью незавидной иерархии в числе невольников, выстроенной Эппсом, что очень дорожит самой «преданной» и прилежной Пэтси. Избегая дальнейших подробностей, Соломон всеми силами старается выжить в этом аду, дабы вновь встретиться с родными, Пэтси жаждет, лишь смерти. Наблюдать за неугасающей надеждой одного и отчаянием другой было для меня невыносимо! Мне стало ясно, насколько пустяковы мои будничные проблемы, по сравнению с их тяготами.
Эдвин Эппс:
Он проводит досуг в молитве и за чтением Библии, берет слово Божье, вырывает из контекста, оборачивая его в свою пользу и с подобным извращенным мировоззрением, идет сеять зло (напоминает судью Фролло – культового плохиша Диснеевской классики «Горбун из Нотр-Дама» (1996)). Эппс крайне суеверен и во всех своих несчастиях обвиняет рабов, коими он, по его мнению, обладает по воле Божьей. Ему самим Небом предназначено карать неугодных и непослушных, купленных им за деньги. Когда же Эдвин видит того (по всем внешним признакам «избранного»), чьи мысли идут вразрез с его убеждениями про привилегии европеоидной расы, наш «пастырь» выказывает тому явную неприязнь. Ведь принять отвращение канадца Басса к рабству, означает, хотя бы из соображения совести отказаться от нажитого капитала или обеспечить платой, жильем и едой сборщиков хлопка, на худой конец, засучить рукава и пойти на плантацию, но такие «унижения» Эдвину и госпоже Мэри противопоказаны, вот и выходит, что вся духовность и благочестие четы Эппс и выеденного яйца не стоит!
Актёрская игра:
На плечах Чиветеля Эджиофора лежала ответственная задача – донести до зрителя страх, боль и превозмогание целого этноса и Чиветель передал это идеально! Лупита Нионго, воплотившая юную Пэтси завоевала меня абсолютной искренностью. Пэтси на протяжении всего хронометража получает кнут, вместо пряника (милости «хозяина» за хорошую службу), она прекрасно понимает свое положение и не решается разорвать этот порочный круг. «Оскар» 2014-го за Лучшую женскую роль второго плана - заслуженное признание таланта Лупиты (жаль, её не удостоили должным вниманием за Аделаиду и Ред в ленте Джордана Пила «Мы» (2019)). Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт, Пол Джаматти и другие именитые звезды подарили нам незабываемые образы, отражающие менталитет и оппозиционные взгляды той эпохи.
Посмотреть трейлер 🎥🎥🎥
Посмотреть фильм 🎬🎬🎬