Кевин Мунро, директор FUTURASKOLAN INTERNATIONAL BERGTORP, рассказал об особенностях работы школ в Швеции.
Все школы Швеции раньше находились под управлением местных муниципалитетов и правительства, работали согласно Шведской национальной системе образования. Но с 1992 года в результате проведенных реформ стали появляться частные (свободные) школы. К 2018-2019 учебному году 20% школьников Швеции уже обучались в этих школах. Каждый учащийся может самостоятельно выбрать школу, в которой будет учиться. Шведское правительство выделяет свободным школам по 6-8 тысяч евро на обучение каждого студента 6-9 классов, и до 12 тысяч евро на обучение студентов 10-12 классов. По мнению многих критиков в Швеции частные школы просто хотят заработать деньги, другие же говорят, что конкуренция между свободными школами очень сильно улучшила качество предоставляемых образовательных услуг.
По словам Кевина Мунро, главная особенность шведского образование – это то, что оно ничего не стоит для школьников и их родителей, всё оплачивает государство. Школы предоставляют учащихся учебники, бумагу, принадлежности, которые необходимы при обучении, а также ежедневные школьные обеды.
В Швеции школьная система разделена на 4 части: начальная (до 4 класса), младшие классы средней школы (4-6 классы), средняя школа (7-9 классы), гимназия – старшие классы средней школы (10-12 классы).
В школе Кевина обучаются дети с 6 по 9 класс и изучают 17 предметов. Основными предметами являются математика, шведский и английский языки; точные науки – физика, химия, биология; гуманитарные науки – география, история, религиоведение и социология (гражданское право); практические предметы – искусство, творчество, шитье, работа с деревом, домохозяйство и музыка; современные иностранные языки – испанский, французский и немецкий (на выбор). Спорт и здоровье – последний и очень важный предмет в этой школе. Кроме этого, учащиеся могут изучать свой родной язык, если он не является шведским, ученический состав школы многонациональный. Не плохо! Не правда ли? В 10-12 классах студенты выбирают специализацию и изучают только выбранные предметы. Шведские школьники сами влияют на процесс своего обучения и постановки социальных целей в рамках учебного плана. План изучения предмета получает каждый студент в начале учебного года и знает, чем он будет заниматься на данном курсе.
Учебный день с 8 утра до 3 часов дня. В среднем школьники посещают по 6-7 уроков в день (1 урок - от 40 до 60 минут), после - факультативы.
Учителя школы следуют учебному плану LGO 11, который создает Министерство образования. В нем содержится перечень изучаемых тем и критерии оценивания достижений ученика. Первые оценки учащиеся получают только в 6 классе, до этого используется словесная (письменная) оценка. Система оценивания представлена в виде 7-ступенчатой шкалы от А до F. Оценка «А» равна 20 баллам, «В» - 17,5 баллам, «С» - 15 баллам и т.д.. Для перехода на следующий этап обучения сумма оценок должна быть 340 баллов. В Швеции очень серьезная политика относительно плагиата, списывания запрещены и серьезно караются.
В шведских школах учащиеся называют учителей и директора просто по имени и не носят школьной формы. Это очень по-шведски! Здесь низкая степень иерархии в обществе.
А теперь немного о самой школе. Основными приоритетами в развитии студентов FUTURASKOLAN INTERNATIONAL BERGTORP являются:
· Хорошее знание языков;
· Умение работать в команде;
· Развитые коммуникативные навыки (умение выражать свои мысли и уметь слушать);
· Открытость и гибкость (умение не бояться изменений в мире, быть к ним готовым);
· Установление межпредметных связей (применение знаний в реальной жизни).
Ценности школы: прогресс, энергия, уважение.
Программа IMYC- Fieldwork Education является основой всей работы школы, но она адаптирована под условия шведской системы образования. В процессе учебы ставиться не только обучающая цель, но и личная. Цель работы FUTURASKOLAN INTERNATIONAL BERGTORP подготовить студентов к тому, чтобы стать хорошими гражданами мира. Именно мира!!! По словам Кевина Мунро люди не должны фокусироваться на том, что «кто-то ест еду вилкой, а кто-то палочками», в мире есть гораздо более важные вещи, которые нас объединяют. Студенты должны обращать внимание на вопросы реальной жизни.
В школе действуют клубы в формате ООН, где студенты могут посмотреть на проблему с разных сторон, и выяснить какое влияние она окажет на Швецию, Европу и на весь мир в целом. Иметь международный склад ума необходимо (видеть больше, чем можешь в своей местности). Во-первых, студент должен уметь анализировать свою точку зрения, во-вторых, уметь оценить другие культуры, другие цивилизации и их поведение в той или иной ситуации.
В Школе есть информационная платформа Admentum, в которой учащиеся могут посмотреть свое расписание, пообщаться с одноклассниками и учителями в чате, отметить свою посещаемость, видеть планирование обучения по каждому предмету и свои оценки, а также ознакомиться с меню на обед.
В школе особое место уделено международному взаимодействию. Например, школьники пишут поздравительные письмо ученикам школ в Эдинбурге, в Италии. Налажена система международного обмена студентов из Германии, работает программа Erasmus (Польша, Нидерланды, Германия, Франции, Италии и Гренландии). По словам директора школы, студенты, которые уехали учиться по обмену в другую страну, возвращаются уже с другим взглядом на мир и этому не научиться просто в стенах школы, мир нужно видеть и взаимодействовать с ним. Кроме того, учащиеся школы участвовали в благотворительной программе поддержки 7 начальных школ на Филиппинах. Это показало, что школьники хотят менять мир, хотят сделать его лучше.
В Швеции у школьников есть пример - Грета Тунберг, которая показала, что может сделать один человек, и это очень вдохновило многих на заботу об окружающей среде.
Социальные проекты активно поддерживаются учащимися школы. Есть проекты по благоустройству города (покраска стен городских зданий), сбору и переработке мусора (например, если вы вышли на пробежку и берете с собой пакет, который наполняете мусором, встретившийся по дороге), по созданию скворечников (на уроке по деревообработке) и т.д.
Внеклассные занятия (факультативы) представлены 3 профилями: коммуникация, спорт и музыка. В 2019-2020 учебном году добавлен профиль танцев. Занятия после уроков оживляют школу. Кроме того, учащиеся активно участвуют в соревнованиях и конкурсах.
Немного об учителях. "Преподаватели - самая большая ценность школы" (Кевин Мунро). Директор стремится к разнообразию в преподавательском составе (по возрасту, по специализации). Для того чтобы работать учителем в школе нужно иметь диплом по специальности (принимаются не только специалисты со шведским высшим образованием). Если Вы уже имеете диплом, но не учителя, то можно доучиться в университете, где нужно будет освоить только педагогические дисциплины. Поощряются билингвальные преподаватели, говорящие на шведском и английском. Каждый учитель должен отработать 35 часов в неделю в стенах школы и 10 часов нерегулируемого времени (например, дома) – «часы доверия». Зарплата недавно стала персонализированной (в зависимости от квалификации, опыта работы). Каждый преподаватель может заявить, что он самый лучший учитель и достоин определенной зарплаты. И если школа посчитает, что он прав, то его зарплата будет повышена. В среднем учитель работает 190 дней в году. Каждый преподаватель создает свою программу обучения, опираясь на государственную. Учителя используют программы Google-classroom. В условиях пандемии школа продолжала функционировать, но, по словам Кевина Мунро, часть учеников перешла на дистанционное обучения на платформе Google classroom.
По моему личному мнению шведская модель обучения отвечает реальным запросам общества. Что же мне понравилось?
1. установка на уважение во всех сферах жизни: к себе, к культуре других народов, к окружающим, к природе, к учителям (проявить своё уважение к учителю можно качественно выполненной работе и вовсе не важно добавил ли ученик к имени «мистер» или «миссис»);
2. подготовка к реальной жизни с ее проблемами и радостями. Система проводимых воспитательных мероприятий «бросает» учащегося в реальный мир и ему самому предстоит решать эти проблемы;
3. широкое представление практических занятий в школе. Действительно есть разнообразие. Эти жизненно необходимые навыки развиваются годами не на одном уроке «Технология» в неделю (как в школах СНГ);
4. бесплатное образование и питание в школах. Увы, но наши школы не могут этим похвастаться;
5. дружелюбная атмосфера. Я не была в Швеции, но то, что я увидела (располагающий к себе директор, готовые к разговору учителя, веселые и в меру раскрепощенные дети) подтолкнуло меня к этой мысли;
6. эмоциональное здоровье. Нет бешеной гонки за хорошими оценками. Психологический комфорт - в приоритете.
Если Вам интересно узнать о школе больше, то можете посетить их сайт https://futuraskolan.se/ или инстаграм principal_kevin_bergtorp
В завершении приведу слова директора Кевина Мунро: «Хоть в стране и активно идет процесс цифровизации, многие школы стараются сохранить баланс между новым и «старой школой». Хорошие педагогические подходы удовлетворяют нужны любого студента».
Как вы оцениваете шведскую систему образования?