Найти в Дзене
soullaway soullaway

Многие грани музыкального таланта Майка Паттона, великого и ужасного

В новейшей истории музыки найти музыканта подобного Майку Паттону нелегко. Во-первых, уровень разнонаправленности такой, что поди повтори. Для этого однозначно нужно быть не только человеком весьма талантливым, но и очень неординарной личностью. Во-вторых, музыкальная плодотворность рано или поздно кончается – мозги не бесконечны. Но в случае Миши возникает ощущение, что конца его

В новейшей истории музыки найти музыканта подобного Майку Паттону нелегко. Во-первых, уровень разнонаправленности такой, что поди повтори. Для этого однозначно нужно быть не только человеком весьма талантливым, но и очень неординарной личностью. Во-вторых, музыкальная плодотворность рано или поздно кончается – мозги не бесконечны. Но в случае Миши возникает ощущение, что конца его звуко-музыкальному фонтану нет, и не будет. И самое удивительное, что качество музыкальных выходок товарища Паттона за долгие годы творчества не проседает, а остается на неслабом таком уровне, при этом актуализируется сообразно новым требованиям времени и места. Но всегда и постоянно причастность Майка слышна сразу – оригинальная авторская фишка присутствует.

И так начнём погружение в эту бездну музыкального высокопрофессионального хулиганства, безобразия и безостановочного экспериментального истязания эстетских ушей …

-2

Пожалуй, самый известный, хотя далеко и не первый, проект в котором был задействован Майк Паттон – это фанк-металл группа Faith No More. Именно с ней Миша, так сказать, прославился … хотя в узких кругах он был уже очень даже широко известен. Но здесь была уже такая мощная слава в кругах куда более широких, охватывающих не только тусовку экспериментальных музыкантов юга США, а выходящая далеко за пределы того самого американского союза. В конце концов, в составе этого коллектива он был трижды номинирован на «Грэмми».

Несмотря на всю альтернативность, музыка Faith No More была и есть довольно-таки попсовой. Но с приходом Майка она получила эдакий мощный заряд энергии, которого доселе не имела вовсе. И это стала уже пусть даже и поп-рок музыка, но … Миша в тексты внёс такого чёрта, а на концертах вытворял эдакое безумие, что ни о каком «поп» уже и думать не приходилось.

-3

Начав работать с Faith No More в 1988 году Майк продолжал считать основным местом своего пребывания эту чудесную во всех отношениях группу. Мол «Фейт ноу мо – это работа для денег, а Мистер Бангл – это то самое настоящее, для чего я живу». И тут действительно было чего ради жить. Во-первых, собрались в этом коллективе исключительно друзья-товарищи, имеющие абсолютно одинаковые взгляды на музыкальное вот это вот всё. Во-вторых, ребята сразу не стали играть какой-то жанр, стиль или форму – они стали делать всё и сразу (порой музыкальные жанры меняются в одной композиции до пяти раз). В-третьих, каждый концерт – это торжество карнавального безумства и сценического авангарда со строго расписанными ролями и образами.

Вольному характеру Майка именно здесь было привольно и роскошно, и он здесь шикарно выдавал, хотя не шикарно он выдавал крайне редко.

-4

В зените 90-ых как Faith No More, так и Mr. Bungle начали угасать, а потом и вовсе – того … по разным причинам, конечно же, но всё же. На волне увлечения дикой экспериментальной музыкой и минимализмом, а также под воздействием от общения с Джоном Зорном Майк совместно кс коллективом друзей создаёт своего Фантомаса. Что это за музыка такая – описать словами трудно. Можно сказать, что это джаз-кор, но это сильно не поможет в описании. Здесь надо слушать. Но лучше начать не с первого альбома – не подготовленный слушатель может поехать не в ту сторону – а с более мягкого и куда более понятного второго альбома.

-5

По сути дела – это проект Дэна Накимуро (да-да, того самого, который делал продакшн Гориллам). По факту – это толпа андеграундных электронных музыкантов, работающих … а в разных жанрах работающих. От абстракт хип-хопа до брейк-кора. Но в целом это великолепный трип-хоп с жирным саундом и складывающимся просто в эдакий аудио-мюзикл о любви, ненависти и прочих радостях жизни, происходящих между мужчиной и женщиной. А Майк же здесь зачем? Ну как же! Он здесь поёт роль Мужчины. Для фанатов «тяжёлых» проектов это было форменным откровением, порой вызывающим у них отвращение. Но у истинных ценителей этот проект ничего кроме восторга вызвать не могло. Действительно, это очень музыкально, мелодично, нежно и трогательно и во многом благодаря вокалу Майка.

-6

В некотором смысле это был возврат к традициям всё тех же альтернативных проектов Паттона, только на новый лад. Чуть более брутальнее, чем Faith No More. Чуть менее эксперементальнее, чем Mr. Bungle. Но всё так же неординарно и драйвово. А по другому и быть не могло – как и в Фантомасе, здесь опять была собрана супер-группа из аховских музыкантов. С другой стороны, а какие ещё музыканты сдюжат работу с таким мэтром, как Майк Паттон?!

-7

Йон Эрик Кода – это прекрасный норвежский музыкант-мульти инструменталист и композитор, работающий в жанре электронной неоклассики, экспериментального трип-хопа и много чего ещё. Выпуская его диски на своём лейбле Майк не смог удержаться от соблазна поработать вместе с Йоном. В итоге получилась вот такая прекрасная штука. Как это поточнее описать – я не знаю. Очень своеобразная музыка. При этом весьма мелодична и красива. Именно слушая эту работу, уж даже и не знаю почему, я понял, почему Майк Паттон своим любимым певцом современности называл Принца.

-8

До этого рэп был полная фигня, пока задело не принялся … нет, не Шнуров – после него рэп каким был, таким и остался. А вот когда за дело принялся товарищ Паттон, тот который Майк, то тут да – поменялось много. Как минимум в рамках одного релиза уж точно. Сама тематика уже располагает – эдакий стёб над ганста-войнами, перенесёнными в конву реальных войн. Ну а музыкальная составляющая просто на высоте! Чего стоят скрэтчи в сопровождении знаменитого Паттоновского гортанного писка! Коллаж из старых кинолент, военной пропаганды, шума улиц, радио шумов в сопровождении многогранного голоса, а местами даже и вокала, Майка создаёт прекрасную атмосферу … не побоюсь этого словосочетания, но хип-хоп военщины, не меньше.

-9

По мнению Майка именно такой должна быть современная поп-музыка … ну на тот момент времени современная. Сам проект реализовывался очень неординарно: различным далеко не попсовым музыкантам были разосланы по электронной почте заготовки (кому только вокал, кому только биты и фон), к которым им предлагалось добавить что угодно от себя, только с соблюдением требований – это должна была быть поп-музыка. Учитывая, что в проект были включены такие мастера, как Амон Тобин и Кид Коала, Массив Аттак, Даб Три и тому подобные авангардные музыканты, то сами понимаете, на сколько попсовым вышел релиз.

-10

Этот проект был создан в качестве колоборации Майка с DEP. Для знатоков математического грайнд-кора последние – не пустой звук. Релиз, конечно, тяжеловат как по звуку, так и по изобилию музыкальных технических изощрений. Зайдёт далеко не всем. Тем не менее, его значимость для мира музыки трудно переоценить – оказалось, что Майк Паттон может в принципе спеть что угодно и под каким угодно углом, а ребята из DEP способны сыграть хоть чёрта лысого и вкупе всё это будет не только интересно, но и душевно.

-11

В каком-то интервью, ещё году в 2001-02 Майк говорил, что вот это вот эксперементальное, брутальное и всё такое – напускное, маска и не более. На самом деле он очень любит итальянскую эстраду 50-60-ых, слушает в основном её и ну просто мечтает петь её.

К 2009 году мечта сбылась – собрав ансамбль и переодевшись в смокинг Майк таки начал исполнять итальянскую эстраду. Успех, фурор, авиации были гарантированы – Мишель и в этом жанре показал высокий уровень мастерства и (прости господи за термин) глубокое понимание материала. В 2010 году всё это было записано на плёнку и осталось на века.

-12

Это очень странная музыка. Очень. Фактически весь проект напоминает ранние сольные альбомы Мйака, которые я не стал включать в подборку из соображений безопасности неподготовленного слушателя. В данном случае всё почти точно так же, только более продвинуто, значительно слушательно и хотя б местами гармонично – компания соучастников видимо оказала свое воздействие. Не вставить его я не мог – он очень хорошо отражает способность товарища Паттона на высоком уровне выдавать и дичайших нойз.

-13

… и опять попытка сделать актуальную на тот момент времени поп-музыку Майку удалась. В сотрудничестве с Адамом Дрюкером (cLOUDDEAD) и Тунде Адебимпе (TV on the Radio) товарищ Паттон изначально делал индитронику. По большому счёту она и получилась. Только с очень своим неповторимым колоритом.

-14

Этот проект Майк фактически не инициировал – его сюда пригласил его старинный приятель Дейв Ломбардо. Сразу было ясно, что пацаны будут рубить мясо, даром что басист и гитарист в этой супер-банде – члены Retox. Мясо действительно было нарублено, но в целом получилось весьма себе вкусно – Майк как всегда смог сделать тупую долбёжку музыкой.

-15

Ну и, конечно же, как не отметить участие Майка в разнообразных проектах Джона Зорна. Только почти все они на особенного слушателя. Хотя конкретно вот этот концерт, в котором кроме Майка ещё много разных прекрасных музыкантом, очень себе мелодичен, музыкален и невероятно душевен. На нём на сегодня и поставим точку.

В заключение могу уверенно сказать, что музыкантов подобных Майку планета не видела и не факт, что увидит. Такие гении редко рождаются, а нам так вообще повезло – ведь мы его современники. На сегодня же у меня всё. Спасибо за внимание и до новых встреч.