Найти тему
IxD Capital

Импакт-инвестирование в странах Африки южнее Сахары

Ценность импактных инвестиций для развивающихся рынков заключается в способности направлять помощь в проблемные области, где государство не может справиться с обеспечением граждан качественными услугами и товарами. Сегодня Африка занимает третье место в мире по объему привлеченных инвестиций. По оценкам Global Impact Investment Network, в 2018 году на долю африканских стран пришлось более 14% мирового рынка инвестиций, то есть более 18 миллиардов долларов. Более 40% ведущих мировых импакт - инвесторов имеют региональные офисы в Африке.

Как и в случае с глобальными инвестиционными тенденциями, практика импакт-инвестирования только зарождается в Африке, но имеет потенциал для роста и значительного вклада в достижение целей экономического роста и развития континента.

Правительства африканских стран исторически дополняли государственные расходы притоком официальной помощи в целях развития от развитых и других развивающихся рынков в целях удовлетворения основных потребностей своего населения. Финансовый кризис 2008 года и вызванная им неустойчивость притока инвестиций сделали правительства многих африканских стран уязвимыми перед непредсказуемыми колебаниями имеющихся государственных расходов.

Исследования показали, что сокращение объема инвестиций приводит к последующему сокращению государственных расходов на приоритетные направления развития, что потенциально может поставить под угрозу способность бедных домашних хозяйств получить доступ к необходимым базовым товарам и услугам. Поэтому частные источники капитала могут играть более значительную роль в улучшении доступа к этим услугам в Африке.

Считается, что с 1990 по 2017 год по официальным каналам в Африку было направлено 33% всего глобального финансирования на цели развития, что составило более 870 млрд долларов. Повестка Целей развития тысячелетия (2000–2015) также имела фокус, направленный на Африку.

Динамика и объемы финансирования проектов в странах Африки с 1990-х годов привели к формированию экосистемы финансовых институтов, некоммерческих и сервисных организаций, развитию экспертного сообщества, повышению осведомленности финансового сообщества.

За последние 20 лет Африка существенно улучшила свои социоэкономические показатели, особенно в сфере здравоохранения и образования, однако в 2015 год, когда ООН приняла Цели устойчивого развития, регион вошел со многими нерешенными проблемами. Более 40% населения Африки к югу от Сахары все еще проживали в условиях крайней нищеты, и за последние четыре года ситуация радикально не изменилась. Более 50% людей, находящихся за чертой бедности (с доходом менее 1,9 доллара в день), все так же проживают в Африке. Каждый третий африканец сталкивается с угрозой продовольственной безопасности.

Африканский рынок импакт-инвестиций, так же как и глобальный рынок в целом, сформировался в последнее десятилетие. За этот период частные финансовые потоки в Африку начали расти, увеличившись с 63% от общего объема внешних ресурсов в 2002–2006 годах до более 70% в 2010–2014 ­годах.

Анализ отчетов Глобальной сети импакт-инвесторов (GIIN) за 2015 и 2016 годы показывает, что в общей сложности около 5,6 млрд долларов (78%) было направлено в регион Южной Африки.

В Африке продолжается глобальный тренд на преобладание импакт-инвестиций в микрофинансовом секторе, что отражает недостаток доступного финансирования в регионе, а также низкую готовность импакт-инвесторов участвовать в рискованных сделках в других сферах. В сельском хозяйстве импакт-инвесторы вкладываются в малые агробизнесы, но для них характерны неэффективные цепочки поставок и низкая производительность – это снижает потенциал для масштабирования.

-2

Можно предположить, что частные импакт-инвестиции направляются именно в те страны Африки, которые демонстрируют наиболее низкие показатели социально-экономического развития, однако это не так.

Несмотря на то что базовые человеческие потребности населения таких африканских стран, как Джибути, Гамбия, Гвинея-Бисау, Лесото или Того, не удовлетворены и они находятся в самом низу рейтинга социально-экономического развития, каждая из этих стран получила менее 5 млрд долларов внешней финансовой помощи развития за 27 лет, с 1990 по 2017 год.

Капитал постоянно течет в Африканский континент. За последнее десятилетие общий объем инвестиций, направленных в этот континент, неуклонно рос, отчасти благодаря интересу к природным ресурсам. В плане частных импакт-инвестиций можно выделить четыре «горячие» зоны внутри региона Африки к югу от Сахары – ЮАР, Кения, Уганда и Танзания.

Например, приток в Восточную Африку в целом увеличился благодаря недавним открытиям нефти и газа в Кении, Уганде и Танзании. Некоторые потоки в страны Африки к югу от Сахары в настоящее время ориентированы на потребителей, а не на добывающие отрасли, а также на страны, непривычные к такому капиталу, такие как Эфиопия и Мозамбик. В 2014 году также наблюдалось повышение доверия инвесторов к странам, ранее затронутым арабской весной 2011 года. Хотя в 2014 году, в частности, наблюдалось некоторое замедление глобальных инвестиций из-за слабого экономического роста, что негативно сказалось на инвестиционных потоках в Африку в этом году, общий уровень притока оставался выше уровня до 2008 года.

Следует отметить, что и ЮАР, и Кения исторически имели более высокий уровень развития – об этом, в частности, свидетельствуют значения Индекса гуманитарного развития за 1990 год. Экономическое здоровье ЮАР создало предпосылки для появления сильных корпораций и финансовых институтов в стране, и именно эта «зрелость» рынка повлияла на развитие необходимой экосистемы. Свыше 67% всех импакт-инвестиций было направлено непосредственно в ЮАР. Более 100 различных игроков экосистемы работают в поддержку импакт-инвестиций и социального предпринимательства в этой стране, включая различные инкубаторы и акселераторы, консультационные фирмы и университеты.

-3

Учитывая точки концентрации импакт-инвестиций в Африке, для развития индустрии необходимо наличие базовых факторов – относительной безопасности и политической стабильности. Это присутствует в ЮАР, Кении, Танзании и Уганде. Приток импакт-инвестиций направлен, в основном, в «мирные страны», а не в зоны конфликтов и войн. Именно наличие хорошей инфраструктуры в Кении и ЮАР, политическая стабильность с наличием комфортных вариантов жилья, современная IT-инфраструктура и многочисленное экспатовское сообщество привлекают в эти страны профессионалов импакт-индустрии.

Источники:

https://impactafricainvest.com/

https://econs.online/articles/techno/tsifrovaya-afrikanskaya-ekonomika/

https://bricsmagazine.com/ru/articles/pochemu-afrika-vyigryvaet-konkurentnuyu-borbu-za-impakt-investitsii

http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268030713/Development_Finance_Architecture.pdf

Автор: Глотова Елизавета, IxD Capital

Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “IxD Capital | Impact Channel”: https://t.me/ixdnews

#ixdcapital #impact #цур #venture #savetheearth #impinv #sustainability #sustainabledevelopment #ESG #Africa