Найти тему
Евгений Будилов

Как выглядит Бог? Расшифровка древних текстов... 5.000 лет

Оглавление

Все религии мира описывают некоего Создателя и называют его Богом. Википедия характеризует Его как нечто сверх естественное и совершенное. Слово Бог не имеет какого либо корня и на всех языках звучит по разному. В данный момент я хочу обратиться к древнему источнику который официально признан как написанный 5.000 лет назад - Веды. О чём же они говорят?

-2

Для понимания вопроса нужно определить его статус и найти инструменты в поисках ответа. Например что бы определить наличие электроэнергии нужен вольтметр, вес- весы, длину- сантиметр, время- часы, для радиации- дозиметр, увидеть малое- микроскоп, огромное- телескоп. Инструменты разные. Теперь мы определяем каким способом будем искать Бога. Бог относится к духовной категории, но так как это материальное творение теоретически дело Его рук, значит можем найти конечный ответ и через изучение окружающего мира. Как говорится, по произведению узнаём автора. По этому мы будем использовать философию, анализ и логику. В данный момент я не буду касаться вопросов вероисповеданий а просто постепенно подведу итог. Идём в первый класс как в школе.

1 класс - УМ. Начнём с материального. Если мы посмотрим на строение клетки и гена, можно обнаружить, что всё устроено с математической точностью так же как и расположение планет с их идеальными, взаимными орбитами. Всё построено чётко и подогнано друг под друга. Материальные элементы и все законы природы подчиняются чётким действиям и по этому могут быть изучены и спрогнозированы. Чёткие расчёты Вселенского и микро масштаба. За наблюдением окружающего мира мы находим логический вывод, что всё было создано основательно а значит сознательно. Используя простую физику и математику мы приходим к выводу о наличие разума стоящего за всем этим. Среди математических наград 2008 года одним из самых удивительных событий стало присуждение польскому математику Михаилу Геллеру премии Фонда Темплтона за доказательство бытия Бога. Это первый шаг к пониманию Бога.

-3

Физика, квантовая механика и нанотехнологии это всё часть того мира который кто то создал. Просто мы как маленькие букашки изучаем этот мир двигая усиками. Дак вот эти движения есть наука. В Ведах такие движения хоть и поощряются как для определенного уровня понимания, но отвергаются на более высоком уровне, когда дело дошло уже до понимания Божественной природы и встают другие вопросы. В данный момент все науки изучают лишь материальную сторону проявления Высшей Воли, тогда как Высшая Воля это духовная энергия для изучения которой нужны другие инструменты. В Ведах даётся поэтапное объяснение Божественного. Начиная с понимания Вселенских масштабов мы постепенно переходим к вопросу о том кто всё это сделал? Если за этим стоит некий Высший разум, значит возникает вопрос: кому это принадлежит и как этот Разум выглядит? Мы понимаем, что все люди разные да так, что даже нет совпадающих отпечатков пальцев. У всех так же разный уровень развития и сознания. Изучая изделие мы можем понять и автора. По этому Веды начинают описание понимания Бога как окружающий мир.

-4

По большому счёту, если мы решим изучить хотя бы маленькую часть расстояния нашего местоположения в Млечном Пути, то мы столкнёмся с настолько громадными цифрами, что это не будет укладываться в голове. Не говоря уже о самом Млечном Пути, его микро месте в миллиметре бесконечной Галактике и Безмерное наличие таких Галактик на миллиметре отрезка во Вселенной. Понять это всё равно что рассказывать инфузории-туфельке не просто о литре воды которую она не сможет себе представить, а об озере или океане которые будут для неё непостижимым и бесконечным. То есть мы можем осознать Бога как нечто могущественное и большое. Если так, то можно понять Божественное через масштабы, силы природы и упорядоченность всего. Так же используя эмоциональный окрас всего сущего, можно испытывая благоговейный трепет перед такими масштабами, применяя свои чувства понять Бога с помощью эмоции.

-5

Второй класс - РАЗУМ. Если есть Разум значит он должен кому то принадлежать. Кому? Мы уже поняли, что Бог на столько большой, что мы не сможем увидеть даже молекулу на кончике его волоса если такой имеется. Значит наши чувства и наука с телескопами как бы они развиты не были, не способны к применению первого этапа понимания. По этому мы берём другой, более тонкий инструмент - РАЗУМ.

-6

Обращаясь к Ведическим текстам мы находим, что более чёткое описание Бога находится за пределами чувств. Чувства не совершенны. Во Вселенной действуют не только грубые механизмы в виде материальных элементов таблицы Менделеева и квантовой механики хотя теоретически и это далеко не всё, но так же есть более тонкие законы и энергии такие как время и пространство. И если Создатель имеет это в своём распоряжении значит Он ещё более тонок, потому что грубое создать тонкое не может. И если Бог бесконечно велик, значит Он может быть и бесконечно мал. Веды описывают Его как ПАРАМАТМА- Высшая, Всепроникающая душа которая находится в каждом атоме и даёт энергию всему, что не живое.

Если по мимо разных механизмов есть и эмоция, значит Бог обладает ещё более тонкой эмоциональной энергией и она так же будет нам не понятна, по этому мы отнесём её в категорию - Духовной. Придя логически к пониманию, что тема сложна для понимания и является духовной, переходим в область инструмента духовного знания. Листайте фото.

Для этого мы должны определить источник такого знания. Источников много, но все они должны иметь изначальный Источник как реки и озера берут начало с Океана. Если за всем этим стоит Бог, значит Он и есть Источник. Начало начал. Бесконечная Истина. Значит теперь мы нашли Разум и поняли, что у Разума должен быть его хозяин - Личность. Если есть личность, должны быть и качества. Теперь посмотрим на себя. Какие качества у нас есть и как мы их характеризуем? Есть плохие и хорошие. Первые приносят вред и страдания вторые благо и наслаждения. Если мы любим наслаждаться и не хотим страдать, значит Бог это наслаждающийся, а значит то место где Он находится за пределами этого мира, должно быть Совершенным и приносить только удовольствие. Если наши удовольствия грубые по сравнению с Его Высшими, значит Духовный мир это духовное наслаждение высшего порядка. На санскрите материальные наслаждения называются - Кама, духовные - Ананда. Мы пришли к выводу, что Бог должен обладать формой и качествами. Если у нас много качеств на которые мы ориентируемся как на благие, значит Бог должен быть Всеблагий, вечно молод, идеально красив, приятен и привлекателен. При этом Он должен обладать невообразимым могуществом и быть застенчив как ребёнок. Если тут работает энергия времени и всё имеет начало, продолжение и конец, значит более Высшее имеет тонкую форму, оно вечное. Духовный мир вечен, Бог вечен, в духовном мире нет времени. Значит там всё в настоящем. Трудно понимается? Согласен. Разум уже не воспринимает некоторые моменты. Такое знание выходит за рамки понимания. В данном случае используя Веды, мы находим, что для того что бы понять духовное, простого знания не достаточно. Нужен духовный опыт.

3 - 10 класс - Духовный, тонко материальный.

-8
-9

А теперь представьте себе 10-20 человек утверждающих, что они знают как выглядит Бог. Теперь тех же людей которые знают, что такое Марс. Если это будет объяснять ребенок, то он скажет, что Марс это шоколадный батончик. Взрослый человек скажет что это планета. Третий знает где она на небе, четвертый имеет телескоп и покажет вам планету ближе. Другой уже запустил туда спутник, но что то пошло не так и спутник сломался. Шестой уже имеет фото с орбиты а седьмой анализ грунта. Все они по своему правы. Понимаете к чему я веду? То же самое и с пониманием Бога... Для более тонкого опыта осознания существует множество методов. Разберём несколько из них. Первое- это изучение знания, второе- осмысление изученного, третье- действие в соответствии с изученным и понятым. Источником Осознания Бога могут быть как духовные писания так и мудрецы- те кто достиг осознания и конкретный духовный наставник к которому обращается человек. Знания и опыт так же могут отличаться друг от друга как понятие о Марсе в зависимости от степени их осознания и практики. По этой причине существуют множество философских школ и религиозных направлений которые имеют своего изначального учителя и его меру духовного осознания, соответственно определенное его опытом. Когда спросили ученики у Иссуса : " Говоришь об Царствии Небесном но не говоришь где оно? И ответил Иссус : На локоть подростки не можете, а о Царстве Небесном спрашиваете..."

В данном случае я возьму инструмент - йогу. Йога переводится с санскрита как "соединение, связь" Как мы пользуемся сотовой связью, так и йога предназначена для связи с более тонким. По большому счёту, термином "медитациея" можно назвать любое сосредоточение на чом ли бо, в том числе на молитве. Медитация может иметь как материальный уклон для развития тонких способностей и оздоровления тела, так духовный для внутреннего созерцания Бога. Это является более тонкой частью понимания кто такой Бог. Существуют множество видов йоги, но все они произошли от одной единственной - Аштанга йоги, которая включает в себя и физические практики и философию. Автором Аштанга йоги является Патанжали. Когда он заканчивает свои сутры, он говорит, что помимо всех совершенных знаний, есть Высшее Знание йоги - БХАКТИ ЙОГА. Но он не уполномочен говорить об этом, так как это выходит за рамки его осознания. Бхакти- означает Любовь. То есть связь с Богом через Любовь в духовном отношении.

-10

Высшее образование. И так, мы пришли к выводу существования Бога и наличие у Него духовных первоначальных качеств и вторичных материальных энергий. Что с этим делать? Для начала расскажу Анекдот: СССР. Воспитательница детского сада выводит детей на прогулку и говорит: дети, кричите громко в небо - Бога нет!.. Маленький Юзеф стоит и молчит. А ты почему Юзеф не кричишь как все? Юзеф с недоумением, зачем туда кричать если там ни кого нет? А если есть, то зачем портить отношения?....

У каждого из нас есть личность на которую мы меряемся или приводим его в пример, с которым имеем отношения или хотели бы иметь. Это родители, друзья, кумиры или просто хорошие люди. Если мы можем иметь с ними отношения такие как дружеские, любовные, взаимные, подчинённые, уважительные, властные, то почему их нельзя иметь с Богом?

-11
-12

Для того что бы они были, мы должны с начала понять представление о том с кем мы их хотим иметь, но само желание возникает после того как мы убеждаемся в их необходимости. Кто не похвастается фотографией где он или она жмёт руку президенту или селфи с известной личностью? Дак вот представьте себе селфи с тем, Кто создал Вселенную. Забавно? Но вполне реально. Если Бог обладает всеми энергиями масштаба и времени, значит для Него нет ни чего не возможного, и если вы заслужили такую возможность, то почему бы и нет? Президент страны для простого гражданина в не зоны досягаемости. Но если гражданин совершил подвиг, то он может встретиться с президентом и получить из его рук награду. Веды описывают разные формы отношений с Богом. На санскрите они называются- РАСА (вкус). Духовные отношения с духовным Богом имеют духовный вкус, но не тот который мы испытываем благодаря языку а вкус эмоциональный. Разные религии дают разные Расы, но в своём большинстве эти расы имеют окрас "слуги" из за богобоязни. Мы же постараемся не много открыть и другие отношения, в соответствии с Его качествами, но как и было запланировано этой статьёй, для начала определим Его как Личность.

Духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Аспирантура. Медленно но верно мы подошли к описанию самого Бога. В данном случае для этого я воспользуюсь древними Ведами. Я приведу Его описание взятое из различных Ведических источников.

У нас у всех есть свои имена и фамилии которые мы получаем при рождении от любящих родителей. Если рассматривать имена, то они имеют латинские или греческие корни. Допустим Александр- защищающий людей, Евгений- благородный, Наталья- родная. Бога мы так же можем назвать по Имени которое соответствует Его качествам. У Бога бесконечное количество качеств и всех их можно определить в одно: "Всепривлекающий". То есть всё, что самое-самое, оно привлекает и "Всепривлекающий" это венец всех остальных качеств. На примере санскрита мы можем увидеть как Бога называют разными именами в соответствии с Его качествами. На пример Говинда- защитник коров, Рама- Всерадующий. Кришна- Всепривлекающий. Аллах- Единственный и т.д.

-14

Уровень богопознания доступен только тем, чье сердце абсолютно свободно от зависти. Восприятие Бога как Верховной Личности считается в Ведах вершиной духовного знания. Человек, который достоин получить это знание, должен хотя бы теоретически понимать отличие тела от души и не питать зависти к Богу. Если человек еще не различает тело и душу, он будет считать, что духовное тело Бога сродни его материальному. И если человек не избавился от зависти и материальных желаний, то личностный образ Бога будет в лучшем случае источником исполнения его корыстных желаний. Таким образом, раскрытие личностного аспекта Бога допускалось после определенной подготовки под руководством духовного учителя.

Духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Веды описывают Бога как Верховную Божественную Личность. Он изначальная Личность – самый прекрасный, самый знающий, самый отрешенный, самый могущественный, источник всех миров, способный на самую чистую, возвышенную любовь. В «Шветашватара-упанишад» говорится: «Нет никого равного Ему. Нет ничего, что было бы меньше или больше Его. Он – единственное, высшее, индивидуальное Существо, в совершенстве создавший всё сущее» 

Согласно Ведам, Абсолютная Истина, или Бог, проявляется в трех аспектах: Брахман – безличный свет, Параматма – Сверхдуша в сердце каждого и Бхагаван – Верховная Божественная Личность.

«Трансцендентную красоту Его формы невозможно постичь материальными чувствами. Никто не способен увидеть Его материальными глазами. Только те, кто с помощью глубокой, искренней медитации осознал эту Верховную Личность, которая пребывает в сердце каждого, достойны освобождения»

«Я поклоняюсь Верховной Личности Бога, Говинде, который является источником всего сущего – недвойственным, непогрешимым и не имеющим начала. Хотя Он распространяет Себя в бесчисленные формы, Он остается изначальной личностью, и, хотя Он старше всех, Он всегда выглядит цветущим юношей»

-16

Третье проявление Бога – это Брахман, вездесущий, всепроникающий божественный свет, исходящий от трансцендентного тела Бога. На Брахмане, согласно ведической философии, покоится всё бытие

В «Мундака-упанишад» (2.2.10–12) свет Брахмана описывается следующим образом: «Он – лучезарный, свет светов, то, что воистину знают постигшие душу! Солнце, луна и звезды меркнут перед Ним, вспышки молнии тусклы – куда земному огню! Сияние всего – только отблеск Его света, светом Его озарен весь этот мир, спереди, сзади, справа и слева, снизу и сверху – всюду Он!»

-17

В «Катха-упанишад» (2.2.15) говорится следующее: «Брахман нельзя увидеть ни с помощью света солнца, луны или звезд, ни с помощью огня, ибо Он – трансцендентный и безграничный. Более того, это Он, самопроявленный Господь, создает Солнце, Луну, звезды и все творение. Даже нескончаемый поток слов не способен описать его полностью»

По мере продвижения человека по духовному пути сердце его очищается от грязи, и он обретает способность увидеть в своем сердце другой аспект Бога – Параматму. Но Веды предупреждают об одной опасности на этом уровне. Если йог занимается медитацией без должного руководства, то, увидев прекрасный облик Сверхдуши, он может по ошибке подумать, что видит себя. Это отождествление себя с Богом описывается в Ведах как последняя ловушка иллюзии (майи), задача которой – препятствовать возвращению души в духовный мир.

-18

Шримад Бхагаватам 5.15. Все эти планеты, о повелитель, пребывают в тебе, и все живые существа также появляются на свет благодаря тебе. Таким образом, ты являешься причиной этой вселенной, и каждый, кто постоянно медитирует на тебя, получает право на преданное служение.

Шримад Бхагаватам 6.14. О мой Господь, поскольку Ты постоянно погружен в блаженство, которое черпаешь в Самом Себе, Ты всегда остаешься недосягаем для волн материальной природы. Поэтому я в почтении склоняюсь перед Тобой. Ты — верховный повелитель чувств, обладающий бесчисленными формами. Ты величайший, и потому я в почтении склоняюсь перед Тобой. Верховный Брахман исходит из Верховной Личности Бога и, как небо, простирается повсюду. Он внутри и снаружи всего, но не соприкасается ни с чем материальным. Его невозможно ощутить или постичь с помощью ума и разума, посредством чувств или жизненной силы. Я в почтении склоняюсь перед Ним.

-19

О трансцендентный Господь, живущий на высшей планете духовного мира! Сонмы Богинь Удачи неустанно растирают две Твои лотосные стопы своими нежными, как лепестки розы, ладонями. Ты — Верховная Личность Бога, исполненная шести совершенств. Ты — Верховная Личность, воспетая в гимне пуруша-сукта. Ты — самый совершенный, познавший Себя повелитель всех мистических сил. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой!

-20

Его тело цветом походит на белые тычинки лотоса. На Нем были одеяния из голубого шелка, ослепительно сияющий венец, пояс и браслеты на запястьях и лодыжках. Лицо Господа светилось улыбкой, а глаза были цвета восходящего солнца. Его окружают лучшие из освобожденных душ. О мой Господь, все мироздание, а также его сотворение, поддержание и уничтожение — не что иное, как проявление Твоего могущества. Господь Брахма и прочие творцы — всего лишь малые частицы одного из Твоих частичных проявлений, поэтому их ограниченные созидательные способности еще не делают их Богом [ишварой]. Так что их представление о самих себе как о независимых Богах — пустое тщеславие. Это заблуждение.

-21

Ты присутствуешь всегда и во всем: и в атомарных частицах мироздания, и в бескрайних вселенных, и во всей совокупной материи — как при их возникновении, так и в момент их гибели, а также в промежутке между тем и другим. Но Сам Ты вечен, и потому не имеешь ни начала, ни середины, ни конца. Поскольку Ты существуешь на всех этапах бытия этого мира, Ты вечен и неизменен. Когда же мироздание уходит в небытие, Ты продолжаешь существовать как изначальная энергия всего сущего.

-22

Существует бесчисленное множество вселенных, подобных нашей. Каждая из них окружена семью оболочками из земли, воды, огня, воздуха, эфира, совокупной энергии и ложного эго, и каждая последующая оболочка в десять раз толще предыдущей. Но, несмотря на колоссальные размеры, все эти вселенные парят в Тебе, как атомы. Поэтому Тебя называют Безграничным

-23

О Верховный Господь, даже если человек, одержимый жаждой материальных наслаждений и богатств, начинает поклоняться Тебе, источнику всего знания, свободному от материальных качеств, он больше не рождается в этом мире, подобно тому как не дают новых всходов убитые, прожаренные семена. Все живые существа, обусловленные материальной энергией, обречены непрестанно рождаться и умирать, но эта участь минует тех, кто стремится общаться с Тобой в духовном царстве, ибо оно находится за пределами этого мира, как и Ты Сам.

-24

О безграничный Господь, Тебе, как Сверхдуше, прекрасно известны все поступки живого существа в материальном мире. Как светлячок бессилен осветить что-либо своим мерцанием при свете солнца, так и я, стоя перед Тобой, бессилен сообщить Тебе что- либо новое.

-25

О мой Господь, Ты — творец, хранитель и разрушитель проявленного мира, и все же Ты скрыт от глаз тех, кто погряз в материализме и хочет видеть мир отделенным от Тебя. Такие люди не в силах понять Твое истинное положение, и потому считают, что мироздание существует независимо от Тебя. О мой Господь, Ты — обитель высшей чистоты и средоточие всех шести совершенств. Поэтому я в почтении склоняюсь перед Тобой.

-26

Все живые существа, движущиеся и неподвижные, — это Мои отделенные проявления. Я — Сверхдуша всех живых существ, обязанных Мне своим появлением на свет. Я воплощение трансцендентного звука ОМ, Я Высшая Абсолютная Истина, и Я являюсь в двух вечных духовных образах — в виде трансцендентного звука и исполненной вечного блаженства духовной формы Божества; ни то, ни другое не материально. «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию. Помимо этой, низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией»

Академия. Далее мы подошли в плотную к теме отношения с Богом. Мы поняли, что Его могущество можно увидеть через материю, что Он личность имеющая Трансцендентные не материальные качества и соответственно с Ним можно установить отношения- Расу. Теперь что бы продолжать далее, я хочу остановиться. Вопрос отношений с Богом это другая тема которая не преследует цели этой статьи. Могу сказать кратко. Тот кого интересует этот вопрос, может начать с Бхагавад Гиты, древнего писания основанного на диалоге Бога и его друга Арджуны взятое из эпоса Махабхараты. Далее, если хватит терпения и есть желание, я выложил интересную переписку между: профессор Кавур и Гуру Хамсадута Свами, которая по мере их официальной дискуссии, была опубликована в газете " Санди Таймс" по вопросу существования Бога. Занимательна оказалась её концовка...

-27
-28

Вызов

Д-р Абрахам Т. Кавур — президент Шри-Ланкийского филиала Ассоциации рационалистов, организации, главной целью которой является опровержение существования Бога и души. 14 августа 1977 г. коломбийская газета «Санди Таймс» (Шри-Ланка) опубликовала статью д-ра Кавура под названием «Есть ли жизнь после смерти?». В своей статье Кавур утверждал, что жизнь — это высокоорганизованная химическая структура и что душа не способна пережить смерть тела, поскольку на самом деле души как таковой не существует. Эта статья вызвала горячие дебаты как в «Санди Таймс», так и в переписке между д-ром Кавуром и членами Шри-Ланкийского отделения Международного общества сознания Кришны. Ниже публикуются статьи из «Санди Таймс» и часть переписки с д-ром Кавуром.

«Санди Таймс»,

То, чего не может наблюдать д-р Кавур

[Статья Хамсадуты Свами и Махаканты даса.]

Несмотря на то, что д-р Кавур и ему подобные очень гордятся своими познаниями, необходимо указать на тот факт (ради тех читателей, которые не искушены в софистике), что люди, подобные д-ру Кавуру, выдающие себя за стражей логики, разума и научного прогресса, встают на очень зыбкую почву, когда берутся судить о вопросах, выходящих за пределы компетенции их ограниченных чувств. Это особенно касается вопроса о жизни после смерти.

В первой же строке своей статьи д-р Кавур пишет: «Я не придерживаюсь того взгляда, что моя жизнь сосредоточена в определенной части моего тела». Это утверждение, так же как и следующее за ним: «Я не верю в существование души или духа, переживающего смерть моего тела», — выдает всю зыбкость его позиции. На протяжении всей статьи д-р Кавур высказывает свои взгляды, убеждения и мнения относительно вопроса, целиком лежащего за пределами его наблюдательных возможностей, и делает попытку выдать свои измышления за непогрешимую научную истину.

При всем нашем почтении к доктору Кавуру мы позволим себе заметить, что метод непосредственного чувственного восприятия, на который он опирается, делая свои многочисленные утверждения, касающиеся жизни после смерти, очень ограничен и несовершенен.

Возьмем, к примеру, глаза. Они функционируют лишь при определенных условиях: если не будет света, я не смогу разглядеть даже собственную руку. Мы не способны разглядеть ни то, что находится ближе всего к глазу — свое собственное веко — ни то, что дальше всего от него — внешние границы этой вселенной. Воистину, наши глаза несовершенны. Подобным же образом ограничены чувства осязания, вкуса, обоняния, и ум наш тоже далек от совершенства. Следовательно, любое заключение, основанное на несовершенном чувственном восприятии, обязательно будет отмечено той же печатью несовершенства.

Исследования, эксперименты и гипотезы, основанные на несовершенном чувственном восприятии, утрачивают всякий смысл, когда применяются к предметам, не подлежащим экспериментальному изучению или умозрительному постижению. Попытка воспользоваться чувственным восприятием для постижения таких предметов была бы равносильна стараниям ребенка выяснить, кто его отец, задавая этот вопрос всем мужчинам мира, — по меньшей мере нелепая затея. Чтобы выяснить кто его отец, человек должен принять авторитет матери. Другого выхода нет. Поскольку никто не может видеть своего отца в момент своего зачатия, необходимо принять на веру то, что говорит мать. Любой здравомыслящий человек не может не согласиться с этим.

О душе и ее перевоплощениях д-р Кавур пишет: «Я не располагаю никакими вескими основаниями и доказательствами, чтобы поверить в это». Это заявление в очередной раз показывает ограниченность и несовершенство, а следовательно, бесполезность непосредственного чувственного восприятия в сфере, лежащей за пределами его компетенции. Д-р Кавур поступил бы гораздо осмотрительнее и в большем соответствии с профессиональной этикой, если бы вместо того, чтобы глупо заявлять: «Я не верю, что обладаю душой или духом, переживающим смерть моего тела», — он признал бы свою неспособность разрешить этот вопрос доступными ему методами. Существует душа, которая перевоплощается, и существует Верховная Душа — Бог. Однако мы должны отметить, что душа принципиально отлична от материи, поэтому для обнаружения души и познания ее природы не могут быть применены методы материальной науки.

Это не означает, однако, что данный вопрос открыт для выдвижения всевозможных измышлений и ни на чем не основанных предположений, как это стало модно в наши дни. Точно так же как существует материальная наука, имеющая дело с материальными явлениями, есть и духовный научный метод, позволяющий тому, кто его применяет, проникнуть за пределы грубой и тонкой материи и непосредственно убедиться в существовании души, понять, каким образом она перевоплощается и в каких взаимоотношениях она находится с Богом, Верховной Душой.

Настоящий ученый никогда не стал бы опрометчиво заявлять: «Я не верю в существование души или духа, который переживает смерть моего тела». Вместо этого он с радостью воспользовался бы общепринятыми методами, одобренными уважаемыми и признанными представителями духовной науки. Такой искренне стремящийся установить истину ученый в интересах науки поставил бы над собой эксперимент, безоговорочно подчинившись условиям, которые диктует этот метод. Только тщательно проверив под руководством авторитетного профессора духовной науки на самом себе все имеющиеся методы, он взял бы на себя смелость судить об этом предмете. Подлинная научная методология подразумевает построение теории, наблюдение и эксперимент, и все эти методы в равной мере применимы в духовной науке.

Жизнь не возникла в результате соединения химических веществ, как уверяют нас некоторые ученые. Наоборот — жизнь порождает материю. Живой мужчина и живая женщина в момент сексуального акта сатновятся причиной появления живого ребенка. Мертвый мужчина и мертвая женщина не способны дать жизнь потомству. Живое дерево может принести плод, мертвое же дерево не обладает такой способностью. Жизнь отличает от смерти присутствие души, которая описывается в «Бхагавад-гите» как высшая энергия (пара пракрти). Именно эта высшая энергия проявляет все, что доступно нашему восприятию.

Если жизнь — всего-навсего сочетание химических соединений, как предполагают некоторые ученые, то почему же наука не может ввести в мертвое тело оживляющий химический препарат и сделать человека бессмертным? Если дать ученому химические вещества, входящие в состав материального тела, сможет ли он, соединив их, создать жизнь?

В ответ на подобные вопросы ученые-материалисты обычно отвечают: «Мы пытаемся, мы сделаем это в будущем». Но это не наука. Это блеф.

Эти ученые гордо заявляют: «Души нет. Бога нет. Все возникло случайно». Но когда их просят обосновать свои утверждения, они могут предложить только чек, подлежащий оплате в будущем. «Мы пытаемся, мы добьемся этого в будущем». Будучи типичным ученым-материалистом, д-р Кавур прибегает к такому же обману, говоря: «Недалеко то время, когда человек, сможет применить свои достижения в генетике, чтобы качественно улучшить свой род».

Я бросаю вызов д-ру Кавуру. Пусть он введет в мертвое тело соответствующие химические вещества и вернет его к жизни. Или пусть введет соответствующие химические препараты в свой организм, чтобы предупредить собственную смерть и восстановить свое старое и изношенное тело, вернув ему блеск и красоту юности.

Если он сочтет эту задачу слишком трудной, то, может быть, он способен создать какую-нибудь простейшую форму жизни, скажем, комара или клопа? А еще лучше, если он заново соединит все химические вещества в теле богомола, которого обезглавил (как он поведал в своей статье), и вернет его к жизни. Или наука д-ра Кавура это улица с односторонним движением — в сторону уничтожения жизни?

Но, может быть, наука еще не готова за один прием создать жизнь в законченной форме. Если это так, то пусть д-р Кавур просто сделает пластмассовое яйцо, введет в него белые и желтые химические вещества, поместит это искусственное яйцо в инкубатор, а затем получит хоть одного цыпленка, который мог бы нести яйца и высиживать своих цыплят.

Но даже эта задача может оказаться непосильной для д-ра Кавура. Тогда пусть он попытается произвести хость каплю молока или зернышко риса с помощью химической реакции. Вот когда его можно было бы принимать всерьез.

Конечно, все знают, что эти задачи не по плечу даже самым могущественным так называемым ученым. В своем следующем выступлении д-р Кавур, несомненно, прольет на читателя целый поток витиеватых слов, чтобы скрыть за ними свой блеф. Но все его речи можно будет свести к одному: «Мы сделаем это в будущем, мы пытаемся». И какими бы словами он это ни сказал, от этого блеф не перестает быть блефом.

Хамсадута Свами

Махаканта дас

Международное общество

сознания Кришны

Д-р Кавур протестует

[Статья д-ра Абрахама Кавура]

В статье, озаглавленной «То, чего не может наблюдать д-р Кавур» («Санди Таймс» за 21 августа), господа Махаканта дас и Хамсадута Свами, последователи культа «Харе Кришна», показали свое ужасающее невежество в таких отраслях современной биологии, как биохимия, молекулярная биология, нейробиология, евгеника, генная инженерия, внеутробное оплодотворение, партеногенез и так далее.

Из их статьи становится ясно, что они приравнивают жизнь к уму и несуществующему духу или душе. Не похоже, что им известно, что умом наделены только те животные, которые имеют нервную систему, и что умственные способности животных разнообразны и находятся в прямой зависимости от степени развития их нервной системы, тогда как жизнь есть у всех организмов. Несмотря на убеждения миллионов верующих, на протяжении тысячелетий не получено никаких биологических доказательств наличия у организмов души. Господа Дас и Свами утверждают, что по мнению «профессоров духовной науки» существует душа, претерпевающая перевоплощения, и существует Высшая Душа — Бог.

Я бы хотел знать, на основании каких объективных данных эти так называемые профессора делают свои фантастические заявления. Согласно обоим авторам, жизнь предшествует материи. Они говорят: «Жизнь возникала не в результате соединения химических веществ, как уверяют нас некоторые ученые. Наоборот, жизнь порождает материю».

Основным источником жизни на планете Земля является солнце. Солнечная энергия накапливается в зеленых растениях, а затем в результате цепи химических реакций, называемых фотосинтезом, солнечный свет преобразуется в химическую энергию. Остальные организмы, отличные от растений, получают энергию, питаясь зелеными растениями или животными, питающимися зелеными растениями. Эта пища является топливом, снабжающим организмы жизненной энергией. Энергия в пище высвобождается путем ее медленного окисления в процессе дыхания.

Дас и Свами утверждают, что в силу несовершенства своих сенсорных возможностей ученые — в отличие от «духовных ученых» — не способны постичь истинную природу вещей. Но разве сенсорные возможности этих псевдоученых превышают сенсорные возможности истинных ученых? Или же так называемые духовные ученые обладают какой-то иной формой восприятия, чем сенсорное?

Получить знание и образование с помощью медитации, являющейся лишь формой самогипноза, невозможно.

Дас и Свами спрашивают, могут ли ученые сделать так, чтобы из пластмассового яйца вылупился цыпленок.

Я не знаю, известно ли им, что ученые создали более десяти элементов, таких как фермий, плутоний и эйнштейний, которые Бог не мог создать, поскольку не был знаком с технологией, используемой для их создания. Знают ли эти двое об успехах шри-ланкийского ученого д-ра Сайрила Поннамперума и  индийского ученого д-ра Бала Гобинда Кораны, лауреата Нобелевской премии? Этим ученым удалось синтезировать аминокислоты — строительный материал живой протоплазмы — из неорганических веществ, воспроизведя условия, существовавшие в первичной атмосфере Земли. Известно ли им, что человеческая сперма может оплодотворять человеческую яйцеклетку и в пробирке, и что человеческий зародыш может развиваться в искусственной матке или в матке специально нанятой женщины?

Среди животных, эволюционировавших на этой планете, человек — единственное, которое успешно продвинулось во всех сферах деятельности. Это было достигнуто благодаря знаниям и науке. В то время как все организмы продолжают жить, как жили миллионы лет тому назад их предки, человек прошел путь от пещерного жителя до современного космонавта, используя науку и технику, не прибегая ни к помощи Бога, ни к знаниям, изложенным в каких бы то ни было писаниях!

Достижения медицины и социального обеспечения помогают все большему числу неполноценных людей выжить и произвести потомство — будущих граждан, также неполноценных. Достигая близкую цель, мы ставим под угрозу более отдаленную. Правительства будущего не собираются позволять неполноценным людям плодить неприспособленных к жизни детей под предлогом того, что жизнь, якобы, происходит от Высшей Души.

Именно благодаря своей уникальной способности творчески мыслить человек преуспел в борьбе с законами природы. Высокоразвитые полушария головного мозга и глубокие извилины на его коре дают человеку возможность мыслить творчески. Ученые, как правило, мыслят объективно, потому что в своих рассуждениях опираются на эмпирическое знание. А мистики и ясновидцы, так называемые духовные ученые Дас и Свами, обосновывают свои рассуждения субъективными ощущениями. Книги по химии, физике, математике, географии, истории, геологии, антропологии, палеонтологии, инженерии, медицине, астрономии и т.д. — плоды труда объективных мыслителей. С другой стороны, такие книги, как «Тысяча и одна ночь», «Путешествия Гулливера», сказки, «Махабхарата», «Рамайана», Библия, Коран, «Путешествия пилигрима», Джатаки, а также астрология, хиромантия, нумерология, теология, демонология и т.д., являются продуктами субъективного мышления. Первые основаны на фактах, а вторые — на вымысле.

Вот некоторые из замечательных достижений человечества за последние годы: высвобождение атомной энергии, полеты в космос, высадка на Луне, пересадка органов, спутниковая связь и т.д. Все это достигнуто благодаря науке. Повредившиеся в уме интеллектуалы не стесняются повсюду распространяться о своих галлюцинациях и часто становятся основателями и проповедниками самых разных религиозных культов.

д-р Абрахам Кавур.

«Санди Таймс»,

4 сентября 1977 г.

Вызов остается в силе

[Хамсадута Свами]

Прежде всего следует отметить, что д-р Кавур поступил именно так, как я предсказывал в своей предыдущей статье — он обрушил на читателя потоки слов и жонглировал ими, избегая ответа на главный вопрос: если жизнь произошла в результате случайных биохимических реакций, как утверждают некоторые ученые, может ли ученый Кавур, имея под рукой набор необходимых химических веществ, вдохнуть в них жизнь?

Но вместо ответа на этот вопрос он «находчиво» заявил: «Ученые создали более десяти элементов, таких как фермий, плутоний и эйнштейний».

Но этим элементам далеко до живых существ. Д-р Кавур говорит, что д-р Сайрил Поннамперума и д-р Бал Гобинд Корана, лауреат Нобелевской премии, синтезировали строительные блоки живой протоплазмы. Если это действительно так, почему д-р Кавур не примет вызова и не создаст из этих строительных блоков живой организм? Мой вызов остается в силе.

Что касается выращивания младенца в пробирке, то это осуществимо лишь при наличии спермы и яйцеклетки живых мужчины и женщины. Другими словами, так называемые ученые не в состоянии создать семя жизни, необходимое для того, чтобы произвести на свет младенца в пробирке. Тогда в чем же их заслуга, даже если они вырастят ребенка в пробирке? Бог уже производит на свет ежедневно миллионы младенцев в естественной     пробирке — материнской утробе. С другой стороны, ученые убивают тысячи младенцев во чреве матери, делая аборты, и называют это «научным прогрессом».

Утверждение д-ра Кавура о том, что «ученые являются объективными мыслителями, потому что в своих рассуждениях опираются на эмпирическое знание» только подкрепляет главный тезис о том, что душа находится за пределами возможностей ограниченного чувственного восприятия. Поэтому для ее изучения необходим совершенно иной подход. Слово «эмпирический» означает «основанный на наблюдении и эксперименте». Наблюдение и эксперимент осуществляются с помощью ограниченных чувств, поэтому выводы, сделанные на основе результатов экспериментов, также должны быть ограниченны и несовершенны. Таким образом, душа и Бог фактически недоступны наблюдениям д-ра Кавура. Отчего же он так упрямится? Чтобы понять это, достаточно обладать просто здравым смыслом, не более того.

Д-р Кавур говорит: «Именно благодаря своей уникальной способности творчески мыслить человек преуспел в борьбе с законами природы». Только глупец может сделать такое нелепое заявление. Законы природы вынуждают каждого пройти через старость, болезни и, в конце концов, смерть. Природа в облике всепожирающей смерти стаскивает со сцены жизни даже самых могущественных завоевателей мира. Станет ли д-р Кавур первым живым существом в истории, которое не умрет? Поживем — увидим.

В заключение д-р Кавур говорит: «Вот некоторые из замечательных достижений человечества за последние годы: высвобождение атомной энергии, полеты в космос, высадка на Луне, пересадка органов, спутниковая связь и т.д.». Всем известно: первое, что сделали ученые, открыв атомную энергию, — изобрели атомную бомбу и без лишних слов сбросили ее на Японию, уничтожив в один миг десятки тысяч невинных жертв. Ничего не скажешь, замечательное достижение!

Ценой миллиардов и миллиардов долларов, многих лет исследований и напряженного труда ученые якобы побывали на Луне. Разумеется, все, что они «привезли» оттуда — это несколько расплывчатых фотографий, горстка камней и сообщение о том, что на Луне ничего не растет. А теперь они хотят еще больше денег, чтобы отправиться на Марс. Что в этом замечательного? Это полное безумие. На нашей планете Земля миллионы людей не имеют пищи, крова и не получают элементарного образования. Ученые заслуживали бы большего уважения, если бы вместо того, чтобы тратить миллиарды долларов на доставку камней с Луны, использовали заработанные тяжелым трудом деньги налогоплательщиков для облегчения положения людей на Земле. Камни остаются камнями, откуда бы их ни привезли: из Китая, с Луны или с Марса. Или, может быть, наука способна с помощью химических препаратов превратить камни в хлеб и сыр?

Теперь о главном: д-р Кавур спрашивает, на основании каких объективных данных мы делаем фантастические заявления о том, что и жизнь, и материя происходят из жизни, что существует душа, которая перевоплощается, и Высшая Душа, Бог. Как говорят, клин клином вышибают. Поэтому я могу просто отослать д-ра Кавура к авторитетным, рациональным и сугубо научным данным, полученным тремя исследователями, имеющими докторские степени и являющимися сотрудниками Института Бхактиведанты. Изучив представленные ими доказательства*, истинный рационалист согласится с их выводами о том, что жизнь никогда не возникает из материи, а только из жизни.

* Монографии Института Бхактиведанты: 1. «Что такое материя и что такое жизнь?» 2. «Использование теории информации для доказательства того, что жизнь не может возникнуть из материи». 3. «Сознание и законы природы».

Хамсадута Свами

ИСККОН, Шри-Ланка

После того, как «Санди Таймс» поместила эту полемику на своих страницах, движение Харе Кршна публично бросило вызов д-ру Кавуру, предложив доказать свое утверждение о том, что жизнь возникает в результате случайных биохимических реакций. Международное общество сознания Кришны предложило д-ру Кавуру пятьсот тысяч рупий (шестьдесят тысяч долларов) за создание любой формы жизни — мыши, кошки, комара или другого видимого невооруженным глазом существа — из химических соединений. «Санди Таймс» поместила следующую заметку:

«Первосвященник рационалистов Шри-Ланки, д-р Абрахам Кавур, который в течение десятилетий бросал людям вызов, требуя доказательств существования Бога, души и ее перерождений, переживает сейчас трудные дни.

ИСККОН (Международное общество сознания Кришны) бросает вызов д-ру Кавуру, предлагая ему аргументировать свое утверждение о том, что жизнь произошла из материи.

,, Мы, участники движения Харе Кришна, открыто бросаем ему вызов и предлагаем произвести любую форму жизни, хотя бы комара, смешав между собой любые реактивы. Если он не сможет подкрепить свою теорию доказательствами, он должен замолчать навсегда“, — заявляют члены ИСККОН.

Они будут ждать д-ра Кавура в Холле Миссии Рама-кришны 20 сентября в половине седьмого вечера. Вход бесплатный».

Пока газеты обсуждали это событие, Хамсадута Свами и д-р Кавур снова скрестили шпаги, вступив друг с другом в личную переписку. Часть этой переписки публикуется ниже.

Хамсадута Свами доктору Каверу. 6 сентября 1977 г., Шри-Ланка

Хамсадута Свами — д-ру Кавуру

Дорогой д-р Кавур!

Подумав, я решил написать вам еще несколько слов относительно существования Бога, души и ее перерождения. Я полагаю, эти соображения будут вам интересны.

Самая большая болезнь, овладевшая умами ученых, — это то, что они не верят в реальность какого-либо явления, пока она не доказана научными экспериментами. Когда ученый утверждает что-либо и подкрепляет свое утверждение научным экспериментом, ни у кого не остается сомнений в его правоте и все вопросы отпадают. Когда мы говорим таким ученым о душе, как правило, они задают один и тот же вопрос: «Как можно обнаружить присутствие души?» Поскольку им все время приходится иметь дело с приборами, их интересует можно ли обнаружить душу с помощью научных экспериментов. Однако ученые должны согласиться, что даже в их собственной сфере, науке, многие факты невозможно доказать экспериментально. Душа существует — это факт, но чтобы понять это, мы должны получить знание из компетентных источников — от Шри Кршны (Бога) или Его представителя в цепи ученической преемственности, то есть от духовного учителя.

В научных кругах каждому известно, что математики оперируют мнимой единицей i, являющейся квадратным корнем из минус единицы Этого числа нет в натуральном ряду чисел (1, 2, 3 и т.д.). Однако такие важные разделы математики, как, например, теория аналитических функций, основаны на мнимой единице. Без помощи этого раздела математики невозможно обосновать различные сложные теории и решать сложные математические проблемы. Таким образом, никто не может подвергать сомнению существование этого числа, однако это невозможно подтвердить экспериментально. Другой аналогичный пример: в статистической механике ученые для обоснования своих теорий также используют разные умозрительные модели, к примеру, ансамбли. Все это выходит за пределы экспериментальной науки. Если ученые согласны принять эти воображаемые и умозрительные модели, то почему им трудно принять совершенное знание, исходящее от Господа  Кршны, высшего авторитета в науке?

Еще одной научной теорией, не поддающейся экспериментальной проверке, является принцип неопределенности Гейзенберга. Этот принцип гласит, что невозможно одновременно определить положение и количество движения какого-либо объекта. На языке математики это утверждение звучит следующим образом: произведение погрешностей в измерениях положения объекта и его момента (произведение массы объекта на его скорость) не может быть меньше постоянной Планка. Ни одним из существующих экспериментальных методов невозможно доказать этот принцип. Однако ученые всего мира принимают это утверждение как факт, отдавая себе отчет в том, что его экспериментальное доказательство невозможно. Аналогично этому, никакими научными экспериментами невозможно доказать Третий закон термодинамики. Этот закон в формулировке Планка гласит, что энтропия идеального кристалла при абсолютном нуле равна нулю. На самом деле невозможно непосредственно измерить абсолютную величину энтропии. Следовательно, доказательство этого закона выходит за пределы возможностей экспериментальной науки.

Следует также отметить, что так называемые научные теории постоянно меняются. Например, в начале девятнадцатого века (1808 г.) Джон Дальтон, развивая свою атомистическую теорию, утверждал, что атомы неделимы. Однако к концу  девятнадцатого — началу двадцатого века было доказано, что атомистическая теория Дальтона больше не может считаться верной. Наблюдения показали, что атомы в свою очередь состоят из таких элементарных частиц, как электроны, протоны и нейтроны. Было также установлено, что некоторые атомы способны испускать альфа- и бета-частицы, превращаясь таким образом в новые атомы, и т.д. Фактически так называемые атомные бомбы — результат этих открытий. Другой пример: на протяжении восемнадцатого-девятнадцатого столетий законы ньютоновой механики имели огромное влияние на умы ученых, поскольку они приложимы к макроскопическим материальным объектам. Но в начале двадцатого столетия с открытием элементарных частиц стало ясно, что механика Ньютона непригодна для описания движения этих чатиц. Тогда для объяснения этих явлений была разработана квантовая механика. Эти теории полны предположений и постоянно меняются. Нетрудно догадаться, что будущие научные теории ожидает та же судьба, что и теории прошлого и настоящего: они тоже будут меняться.

Это лишний раз доказывает, что умы высокоуважаемых ученых несовершенны, в результате чего теории, выдвинутые ими, обречены на несовершенство. На самом деле совершенное знание не может меняться, но для того, чтобы его получить, необходимо обратиться к совершенному источнику. Этим источником является Кршна и ведическая литература. Конечно, человеку с научным складом ума, как у вас, привыкшему все проверять с помощью научных приборов и так называемых логики, разума, дедукции, гипотез и теорий, это утверждение может показаться неправдоподобным, но тем не менее это факт. Это может понять всякий, кто обладает достаточно научным складом ума, чтобы поставить эксперимент на себе, под руководством осознавшей себя души следуя принципам, рекомендованным Ведами.

Этот процесс действительно очень практичен. Духовный учитель предписывает метод духовной дисциплины, и ученик практикует его, следуя данным ему предписаниям. Если ученик на своем опыте убеждается, что это приносит предсказанные результаты, он делает вывод, что духовный учитель прав. Если духовный учитель истинный, то результат будет положительным. Такой подход сравним с тем, как добросовестный ученый сообщает о полученных им результатах, обязательно при этом приводя методику эксперимента. Тот, кто хочет проверить его результаты, может сам поставить тот же эксперимент. Когда один и тот же результат воспроизводится несколькими исследователями, его принимают за научный факт.

В заключение я бы хотел отметить, что если человек верит в то, что жизнь происходит из материи, а не из духа, то его значительно меньше заботят вопросы нравственности. Если жизнь — это всего-навсего сложное сочетание случайных химических реакций, и не существует ни верховного сознания, ни творца, ни верховного властителя, то какой смысл следовать моральным ограничениям? Эта философия не нова. Эпикур в древней Греции утверждал, что все сущее — лишь комбинация атомов и пустоты. Сегодня эпикурейцем называют того, кто главным образом наслаждается вкусной пищей и вином. Сам собой напрашивается вывод: философия, утверждающая, что случайные биохимические реакции являются источником жизни, ведет к неограниченным чувственным наслаждениям, но это ни в коей мере не научно. Ярким примером того, насколько деморализующа и порочна эта философия, является повсеместно распространившаяся практика абортов. Поскольку людей убедили в том, что эмбрион фактически является не живым существом, а всего лишь сгустком безжизненных химических соединений, они безжалостно убивают своих неродившихся детей в утробе.

Мне было бы очень интересно узнать, что Вы думаете по этому поводу, и если у Вас все еще есть какие-нибудь сомнения, я готов продолжать дискуссию.

Надеюсь, это письмо застанет Вас в добром здравии.

С уважением,

Хамсадута Свами

Д-р Кавур — Хамсадуте Свами

10 сентября 1977 г., Шри-Ланка

Уважаемый м-р Хамсадута Свами!

Из Вашего письма становится ясно, что мне, чья философия опирается на имеющиеся в распоряжении науки данные, и Вам, чья вера основана на сомнительных писаниях, называемых Ведами, бесполезно пытаться убедить друг друга.

Если Вы настаиваете на том, чтобы я обосновал свое мнение о происхождении жизни из инертных веществ в результате химической эволюции, проходившей в подходящих для этого условиях, продемонстрировав это публично, я тоже вправе попросить Вас обосновать Вашу точку зрения о том, что «все существующее является творением Бога и что процесс созидания не прекращается ни на мгновение», продемонстрировав это публично. Пока Вы с вашим «Богом» не продемонстрируете это, не ожидайте этого и от меня.

Что касается моих взглядов, то я уверен, что вселенная — это всего лишь материя и энергия во времени и пространстве. Вопрос о творце лишен смысла, поскольку материя, энергия, пространство и время не имеют ни начала, ни конца. Разнообразные формы земных организмов, как вымершие, так и ныне существующие, являются продуктами длящейся миллионы лет биологической эволюции макромолекул белка, образовавшихся на земле в результате химической эволюции, проходившей при определенных благоприятных условиях.

Можете ли Вы мне сказать, кто сотворил Вашего «Бога», и где он был до создания вселенной?

Ваш в поиске истины

д-р Абрахам Т. Кавур

Хамсадута Свами — д-ру Кавуру

15 сентября 1977 г., Шри-Ланка

Дорогой д-р Кавур!

Я получил Ваше письмо от 10 сентября 1977 г. и внимательно прочел его.

Вы говорите, что нам бесполезно пытаться убедить друг друга в своих взглядах. Если это так, то какой смысл в Вашей науке, рационализме и поиске истины? Последние слова вашего письма — «Ваш в поиске истины» — указывают на то, что Вы еще не нашли истину... В этом Ваш недостаток: еще не найдя истины, Вы держитесь и говорите так, будто она вам известна.

Первый афоризм «Веданта-сутры» гласит: атхато брахма-джиджнаса — «В человеческой форме жизни надо вопрошать об Абсолютной Истине, Боге». Вы не знаете, кто такой Бог, но несмотря на это пишете: «Вопрос о Творце лишен смысла... Разнообразные формы земных организмов, как вымершие, так и ныне существующие, являются продуктами длящейся миллионы лет биологической эволюции макромолекул белка, образовавшихся на земле в результате химической эволюции, проходившей при определенных благоприятных условиях». Проще говоря, Вы хотите сказать, что жизнь является продуктом случайных биохимических реакций. Если это факт, и, утверждая это, Вы хотите укрепить свою репутацию рационалиста, ученого и искателя истины, то почему Вам никак не удается смешать несколько химических веществ и оживить их, как я неоднократно Вам предлагал?

Вы утверждаете, что Ваша философия основана на «имеющихся в распоряжении науки данных». Но какие научные данные доказывают то, что жизнь произошла из химических веществ? Смешайте эти вещества и докажите это! Вы говорите: «Что касается моих взглядов, то я уверен, что вселенная — это всего лишь материя и энергия во времени и в пространстве». Но откуда берется эта материя и энергия? Не приводя никаких доказательств, Вы утверждаете: «Вопрос о Творце лишен смысла, поскольку материя, энергия, время и пространство не имеют ни начала, ни конца». Но следом за этим сами задаете мне вопрос: «Кто сотворил вашего Бога, и где Он был до создания вселенной?» Ваши утверждения непоследовательны. Сначала Вы говорите, что «материя, энергия, время и пространство не имеют ни начала, ни конца», а затем спрашиваете меня: «Кто сотворил вашего Бога, и где Он был до создания вселенной?» Это очевидное противоречие. Оно показывает, что Вам еще предстоит долгий путь в поисках истины.

Итогом всех поисков истины должно быть понимание того, что вершиной всех знаний является мудрость Вед. Слово веданта и означает «венец знаний».

Вместо того, чтобы доказать свои фантастические утверждения, Вы пытаетесь затуманить предмет нашего обсуждения, бросая нам ответный вызов и призывая Бога сотворить жизнь. Это тактика нищего, который, представ перед судом, требующим указать источники его дохода, настаивает на том, чтобы сначала правительство указало источники своего дохода. Такое требование едва ли будут принимать всерьез.

Согласно римскому, греческому, английскому, американскому и международному праву, приводить доказательства должен истец, а не ответчик. Вы обвиняете Веды в том, что знания, изложенные в них, сомнительны, Бога в том, что Он плод воображения, а тех, кто идет за Богом и Ведами — в умственной неполноценности, глупости, лжи, догматизме и фанатизме. Но Вы обязаны доказать все это. Не представляя никаких доказательств, без всякого на то основания Вы заявляете: «Вопрос о Творце лишен стысла... все является результатом случаных биохимических реакций». По-вашему, я должен слепо соглашаться с этим? Вы обязаны привести доказательства. Смешайте химические вещества и создайте жизнь. Вот это будет научным доказательством. Но ни один ученый не может создать из химических веществ даже ничтожного комара. Таким образом, выходит, что не мы, а Вы умственно неполноценны, глупы, лживы, догматичны и фанатичны.

Ученым нравится дискредитировать Веды, говоря, что они написаны суеверными аборигенами. Но что это были за аборигены, которые писали на языке столь совершенном по своему грамматическому, композиционному, поэтическому и метрическому строю, что ученым требуется двенадцать лет, чтобы овладеть только его грамматикой? Что это были за аборигены, которые тысячелетия назад установили единицы времени, начиная от одной тысячной секунды и кончая продолжительностью существования вселенной? Что это были за аборигены, которые тысячи лет назад смогли описать все планеты, только недавно открытые современными учеными? Где найти сегодня такого ученого, который бы так совершенно описал процесс зачатия в материнском чреве, как это сделали так называемые аборигены в ведическом обществе тысячи лет назад? Как удалось этим нецивилизованным аборигенам систематизировать и перечислить в Ведах разнообразные виды живых существ, которых в общей сложности насчитывается 8 400 000? Каким образом Веды, которые, по-вашему, являются сомнительными писаниями нецивилизованных аборигенов, могут содержать систематизированную информацию о таких предметах, как музыка, медицина, искусство, политика, архитектура, военное искусство и психология? Как могли нецивилизованные аборигены владеть искусством чтения и письма, не говоря уже о том, чтобы описывать структуру атома и атомную энергию? Как они могли описать орбиты, по которым вращаются планеты, их размеры, затмения, размеры вселенной, и как они могли дать описание души и Сверхдуши, Бога?

Если Кршна — индусский туземный Бог, тогда почему такой ученый, как Оппенгеймер, отдавал Ему должное, изучая поведанную Им «Бхагавад-гиту»? Почему Эйнштейн, Шопенгауэр, Кант, Гегель, Эмерсон, Торо, Швейцер и десятки других ученых, более крупных и знаменитых, чем Вы, читали ведическую литературу, особенно «Бхагавад-гиту», если эти книги полны суеверий и безумных идей отсталых аборигенов? Кто для Вас является авторитетом? Вы считаете себя выше Бога? Неужели Вы думаете, что эти высокообразованные и почитаемые всеми люди были глупцами и мошенниками, которым больше нечего было делать, как тратить свое драгоценное время на чтение писаний нецивилизованных аборигенов? Или, может быть, все же Веды — это книги знания, которые на заре творения были поведаны Самим Богом и передавались из поколения в поколение традиционным ведическим путем — по цепи ученической преемственности, о которой Вам, к сожалению, ничего не известно?

Как ученому, Вам следовало бы найти время для того, чтобы честно изучить Веды и оценить их по достоинству, отбросив все свои предубеждения, являющиеся результатом несовершенных предположений и экспериментов.

Как бы люди ни высказывались, за или против существования Бога, главной темой является Бог. Вы говорите: «Я надеюсь, Вы понимаете, что в науке не принято доказывать то, чего не существует...» Но мы видим, что так называемый ученый изо всех сил старается доказать, что Бога не существует. Если Бога не существует, зачем тратить свое время на доказательство этого? Согласно логике, невозможно постичь то, чего не существует. И если несуществующее явление непостижимо, то какой смысл даже обсуждать его, принимая или отвергая?

Многие так называемые ученые страдают особым видом помешательства. Оно состоит в том, что они никак не могут отделаться от мыслей о Боге, которого, по их мнению, не существует. Мы видим, что цель их научных изысканий сводится к тому, чтобы оправдать свой бунт против власти Бога и авторитета писаний, пытаясь найти альтернативную причину возникновения жизни и сотворения мира. Но как бы этим ученым ни хотелось верить, что жизнь произошла из инертных химических соединений, никто никогда не наблюдал ничего подобного. Следовательно, наука, основанная на подобных убеждениях, может быть наукой лишь негодяев и глупцов.

Мой вызов остается в силе: Вы или любой другой ученый, утверждающий, что жизнь произошла из химических соединений, должны смешать их и создать жизнь. Почему Вы не можете этого сделать? Вы говорите: «Это так, а то — эдак». Так почему Вы не можете создать жизнь? Все необходимые для этого компоненты — солнечный свет, земля, вода, воздух, огонь, а также другие составляющие, из которых Бог творит жизнь, — имеются в вашем распоряжении. Если Вы выше Бога, почему Вам не удается создать хоть что-нибудь? Какой смысл в Ваших разговорах, если Вы не можете создать жизнь? Не в Ваших силах также предотвратить старость, болезни и смерть. Ваши рассуждения — пустая болтовня. Вы ничего не можете, но несмотря на это продолжаете утверждать, что жизнь произошла из химических веществ. Вы просто разглагольствующий ученый, а я — ученый-практик. Возьмите любые вещества и избавьте себя от старости, болезни и смерти. Я просил Вас создать яйцо. Где оно? Курица и та лучший ученый, чем Вы, потому что она несет яйца и через месяц производит на свет цыплят. Вы не можете тягаться даже с курицей. Куры создают жизнь, а Вы не способны ни на что, кроме пустословия.

Ваш в служении Кришне,

Хамсадута Свами

Д-р Кавур, приглашенный на публичную встречу с просьбой продемонстрировать свою способность создавать жизнь, отклонил это приглашение, сказав, что не обязан демонстрировать создание жизни, пока Сам Бог не явится лично и не продемонстрирует то же самое. Газета «Санди Таймс» опубликовала заметку об этом под заголовком «Посрамленный Кавур перекладывает с себя ответственность». После этого Хамсадута Свами послал д-ру Кавуру свое последнее письмо.

Хамсадута Свами — д-ру Кавуру

Дорогой д-р Кавур!

Вы хотели поставить себя выше Бога, но, как справедливо отметила газета, преданные Бога нанесли Вам поражение. Я уверен, что и читатели знают теперь о том, что представляет собой теория возникновения жизни из химических веществ.

Возможно, Вам интересно будет узнать, что Вы являетесь первым так называемым ученым в мире, которому был брошен официальный вызов от имени ИСККОН,  и Вы — первый в мире ученый, публично разоблаченный прессой. Случай с Вами — поворотный момент в истории. Поскольку в большинстве духовных общин духовная жизнь давным-давно замерла, в наше время практически никто не в состоянии должным образом отстаивать теистические позиции. Однако Международное общество сознания Кришны проповедует йуга-дхарму, истинную научно обоснованную религию нашего времени: его члены совершенным образом следуют сами и обучают других принципам ведической религии. Разумеется, каждое религиозное движение претендует на истинность, но мы должны уметь отличать истинное от ложного. Ваш недостаток в том, что, неоднократно столкнувшись с обманом, маскирующимся под духовность, Вы сделали преждевременный вывод о том, что все религии лживы... Вам хочется заклеймить Бога и религию, огульно называя все это обманом, но чтобы понять, что такое обман, надо знать истину, а ее то Вы как раз и не знаете.

Я не говорю, что все ученые мошенники, но настаиваю на том, что Вы, как и любой другой, кто будет утверждать, что жизнь произошла из инертной материи, несомненно, либо глупец, либо мошенник. Фактически Вы являетесь и тем и другим, поскольку упрямо цепляетесь за глупое утверждение, что жизнь произошла из химических соединений. В чем отличие Вашей теории от теории алхимиков, которые пытались (хотя и безуспешно) создать золото из реактивов? Современные ученые насмехаются над алхимиками и в то же время собираются создать из химических соединений жизнь. Разве это не верх глупости? Я все еще готов принять факт возникновения жизни из химических соединений, если Вы приведете доказательства, сотворя жизнь из химических реагентов.

Сейчас Ваша жизнь подходит к концу, и в момент смерти, когда посланцы смерти прийдут за Вашей душой, Вы, может быть, вспомните это и все поймете. Но будет слишком поздно, потому что Вас, беспомощного, заставят родиться вновь, чтобы опять вести борьбу за существование сражаясь с рождением, старостью и болезнями. Хотелось бы надеяться, что Вы последуете этому совету.

Хамсадута Свами

Послесловие

Д-р Абрахам Т. Кавур умер 18 сентября 1978 г. на Шри-Ланке. Несмотря на то что он лечился от рака, причиной смерти, как было установлено, явилась сердечная недостаточность.