Найти тему
Дмитрий Ермаков

Шукшин - Тарковский: свой путь

-2

Василий Шукшин и Андрей Тарковский – выдающиеся кинорежиссёры.

И оба не только кинорежиссёры. Шукшин: актёр, писатель, драматург. Тарковский: автор книг по теории кино и дневника.

Оба, конечно, мыслители.

В чём-то – противоположности, но в чём-то и очень схожи.

Оба неординарные, одни из самых ярких личностей своего времени. У каждого свой путь в искусство.

Шукшину надо было ещё добраться из далёкого Алтайского села до Москвы (и не только «физически», но и интеллектуально, морально, духовно дорасти до Москвы и высокой культуры)…

Тарковский же с детства жил в Москве, и в «культуре жил», казалось бы, но путь его в культуру был по-своему труден…

Почему-то утвердился слух о том, что между Тарковским и Шукшиным был конфликт… Они вместе учились, приятельски общались в молодости, а потом просто разошлись творчески и житейски. Так часто бывает. У каждого были свои планы, свои методы, своя жизнь.

Но не принимают многие поклонники Шукшина Тарковского (и не только поклонники Шукшина). Тарковский, мол, элитарен, непонятен, заумный, ещё и эмигрировал… Вот Шукшин бы никогда, ни-ни…

Да, пожалуй, Шукшин бы не эмигрировал, трудно представить его живущим на Западе… Да немного и Тарковский-то пожил…

Шукшин же, по мнению многих почитателей Тарковского, «зрителей-интеллектуалов» - слишком прост, кондов. Обвиняют его в, в есененщине, обнимание берёзок припоминают обязательно… Лубок, мол, это всё…

У Тарковского, едва ли не с детства, любимый композитор – Бах.

Шукшину же необходимы были в фильмах застольные песни или балаечник-самородок в «Печках-лавочках», которого всё равно заставили «вырезать…

Шукшин – реалист, Тарковский – символист.

Но оба и Шукшин и Тарковский шли и пришли к религиозному кино, христианскому. Как удивительным образом в то же время пришёл, почти сразу, к религиозному театру Александр Вампилов.

Хотя, что в этом удивительного: говори правду, «глаголом жги сердца людей» - и это будет нравственное, христианское кино, или литература, или театр. Главное быть в этом честным. Они были честны…

Оба пробовали себя в разных жанрах. В историческом кино: Тарковский начал Андреем Рублёвым; Шукшин мечтал и вплотную уже готовился снять фильм о Степане Разине. Оба размышляли в своём творчестве о сегодняшнем дне, оба заглядывали в будущее…

То есть, пожалуй – история, или сегодняшний день, или будущее для них лишь фон, на котором они размышляют средствами кино (или литературы).

Тарковский хотел всё сказать в кино, считая его отдельным видом искусства.

Шукшин, наверное, тоже хотел сказать всё в кино, но, пожалуй, больше сказал в литературе. И говорил, что после «Разина» полностью уйдёт в литературу. Ушёл бы? Как знать…

Впрочем, вот запись в дневнике Тарковского за 1976-й год: «Пора

отказаться от кино. Я созрел для этого. И начать книгу о детстве (сценарий «Белого дня» пойдет в дело)». А ведь впереди было ещё большинство его фильмов.

Оба нашли свой неповторимый киноязык (за который их и любят критикуют): «тарковская пауза», «шукшинские берёзки»…Проще некуда... А не повторить.

Оба ощущали свою жизнь, как служение.

«Жизнь настолько трудна, что иногда, кажется, очень жаль, что ты родился на свет. Но иногда она дарит тебя такими удивительными вещами, ради которых и стоит жить. Так что вопрос о счастье для меня не стоит. Мне кажется, что этого вопроса вообще не существует» - говорил Тарковский. Он отказывался считать «счастье» главным, тем, к чему должен стремиться человек (имея ввиду наше обычное представление о счастье)… Впрочем, так он считал только для себя и имел право так считать ибо так и жил…

А вот, кстати, Шукшин сказал в одной статье («Монолог на лестнице») про счастье: «Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души, не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье.

То есть счастье для него – отдавать что-то и видеть, что это нужно людям.

«Главная задача будущего общества заключается в том, чтобы найти средство пробудить в человеке чувство собственного достоинства. Это создаст условия, при которых его внутренний мир будет заслуживать уважения. Альтернативы не существует, вера в будущее, основанная на ложной свободе и подавлении чувства собственного достоинства человека, равносильна самоубийству», - говорил ещё в одном из многочисленных интервью Андрей Тарковский.

«Нравственность есть Правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду.

Изо всех сил буду стараться рассказать правду о людях. Какую знаю, живя с ними в одно время», - писал Шукшин. Под такими словами, пожалуй, и Тарковский бы расписался. Впрочем, каждый из них говорил и писал свои слова, снимал свои фильмы…

И ещё из дневника Андрея Тарковского:

«11 декабря 1985 г., Stockholm
Болен. Лежу. Ужасно болит внутри, в легких.
Сегодня во сне видел Васю Шукшина, мы с ним играли в карты.
Я его спросил:
— Ты что-нибудь пишешь?
— Пишу, пишу, — задумчиво, думая об игре, ответил он.
А потом мы, кажется, уже несколько человек, встали, и кто-то сказал: «Расплачиваться надо» (в том смысле, что игра кончилась, и надо подсчитать ее результаты)».

А может, и не только об игре в карты шла речь, а о гораздо более высокой «игре»: о жизни, творчестве, о пути, о невольном «соперничестве»? И вот – пора «подсчитать результаты». А результаты: два художника, два мыслителя, два русских человека проделавших свой путь к Богу и рассказавших об этом пути нам – читателям и зрителям…

Но пройти этот путь мы должны сами.