В 2012 году я была в Америке с не вполне стандартным визитом - ездила туда по программе "Открытый мир", которую основали совместно академик Лихачев и директор библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон. Мы посещали разные организации, госструктуры. И представьте мое удивление, когда я увидела, что очень многие спикеры, с которыми мы встречались, рассказывали о проблемах Америки.
Так, один профессор из университета Иллинойса говорил нам, что считает США недемократической страной. Представляете, нас привезли в
Америку на деньги Конгресса и стали рассказывать, как несправедливо устроена их избирательная система. Нам говорили про манипуляции с нарезкой избирательных округов: т.н. джерримендеринг, способ для действующего президента усилить свое положение на следующих выборах путем перекраивания округов так, чтобы больший вес голосов получили округа, где его поддерживают. У нас джерримендеринг в его классической американской форме был применен только перед предыдущими парламентскими выборами, когда стали приписывать к городам сельские участки.
Нам рассказывали в Штатах о проблемах теневого финансирования избирательных кампаний, об отмывании черных касс на выборах, ведь пожертвования не облагаются налогами.
В общем, конкретно в университете Иллинойся мы встретили американскую профессуру, которая совершенно не считала, что живет в демократической стране
Тогда как раз подходила к концу предвыборная кампания Обамы, начинались дебаты (мы были там в середине октября). И вот в университете Иллинойса нам говорили о том, что демократическая партия перекраивала заранее округа в тех штатах, где у власти были демократы, чтобы черные и цветные районы получили больше веса. Об этом говорили и цветные американцы. Они - с гордостью.
Обама избрался. Потом вполне открыто писалось о том, как избирателей автобусами возили из штата в штат: были и в американской прессе рассказы о том, что нам даже не снилось. Например, из "демократического" штата везли толпу в соседний "республиканский", где Обама не добирал, чтобы там добрать. Уже тогда были многочисленные сообщения о почтовых голосованиях и манипуляциях с ними. Появлялись даже сообщения о скупке бюллетеней, то есть, электронных подписей избирателей. Все это рассказывалось открыто, , но ни разу ведь в современной истории США не шла речь о посадках и пр. Демократический электорат даже и с похвальбой мог об этом писать: ого, какие молодцы!
Не забывайте, что Обама избирался частично голосами людей без американского паспорта. Да, так была устроена система, что можно было проголосовать по правам! Голосование без гражданства - уголовное преступление, но на практике последнее расследование таких случаев проводилось чуть ли не в 1980-х
Сегодняшние новости о возможных манипуляциях в ряде штатов очень напоминают все то, что тогда уже мы читали. Ситуация отличается лишь тем, что Трамп назвал подлог подлогом и потребовал разбирательств. Почему Маккейн в 2008 году не требовал отменить результаты выборов и расследовать все сообщения о каруселях, голосовании без гражданства, переброске избирателей, скупке подписей зарегистрированных избирателей? Кстати, в США термин "зарегистрированные избиратели" имеет иное значение, чем у нас. Грубо говоря, это не все, кто имеет право голоса, а те, кто заранее зарегистрировались для учатия в электронном голосовании.
Ну так вот... Маккейн тогда не инициировал разбирательств, полагаю, потому что у республиканцев не было мобилизованного электората
А Трамп радикализовал политику, в том числе и своих избирателей. К тому же, между Обамой и Маккейном разрыв был, кажется, более существенным, чем сейчас между Трампом и Байденом.
Вообще же, то, что все это время, начиная с первых выборов Трампа, делают в Штатах демократы, очень похоже на российских демократов накануне переизбрания Ельцина. Я уже в 2010-х познакомилась с несколькими политтехнологами, пропагандистами, которые обеспечивали Ельцину переизбрания с почти нулевого рейтинга. Все они говорят, что искренне верили в красную угрозу и возвращение коммунистов, поэтому пускались на подлоги, подтасовки.
Кто-то из них сейчас прямо говорит, что на выборах 1996 года на всех этапах были махинации и чудовищное административное давление. Что подделывали результаты на участках. И что даже с такими подделками Зюганов якобы победил. И эти демократы радовались, что нашлась какая-то сила, видимо, в буквальном смысле сила - то есть, силовики, которые заставили Зюганова отказаться от победы и смириться с объявлением Ельцина победителем.
Эти люди считали, что они делают это ради демократии. Что идут на преступления, дабы всех нас спасти, потому что мы глупые и ничего не понимали, а они все поняли. И парламент в 1993 они считали нужным расстрелять в интересах демократии.
Получили демократию, да? Ну вот и американцы сейчас свою получат
Когда Трамп избирался в первый раз, я писала, что это было настоящее испытание для американской демократии. Не сама персона Трампа, а то, с каким усердием демократическая партия и ей сочувствующий электорат пытались выдавить Трампа. Демократам выбор американцев показался недемократичным, они очень старались Трампа вытолкнуть отовсюду и показать гражданам, как надо голосовать демократически. Против Трампа открыто объединилось множество СМИ, соцсети, и это было пошатывание свободы слова, которую принято считать основой Америки. Тогда американцам едва ли не впервые в истории вдруг объяснили, что иногда можно идти в обход институций, вводить цензуру, искажать данные соцопросов и ставить журналистов на пропаганду, если это во благо демократии.
Но все же тогда институт одержал верх над инициативой тех, кто во благо, как им казалось, хотел его обойти
А вот сейчас, похоже, уже демократия как институциональная основа американского государства не выдерживает. Потому что сейчас впервые открыто проговорено, кажется, то, что не комментировалось при избрании Обамы и первых выборах Трампа: что ради доброй цели можно совершить преступление против демократии и свободы слова.
Все эти заглушки на речах Трампа, блокировки республиканцев в Твиттере, прямое участие американской прессы в агитации за Байдена, покупки голосов, развозка избирателей, расхождение данных экзитполов с результатами подсчетов - это и есть расшатывание демократии в благих интересах. Это ровно то, что делали наши демократы в 1996 году, спасая нас от красной угрозы. И приведя в итоге к тому, что мы имеем.
Ах, да, подчеркну: я жила в Лондоне, была замужем за поляком и много времени провела в Польше, я побывала в десятках стран, вероятно, счет их остановился ближе к 80-ти. Европу я изъездила всю, была даже на Гибралтаре и в Андорре. Так вот, я неоднократно писала, что США мне понравились едва ли не больше всех других стран. То есть, я - совершеннейший американофил. И пишу сейчас про американские выборы с чувством сострадания американской демократии, которую снова испытывают демократы
---------------------------------------------------------------------------------------------------