Найти тему
РБК Стиль

Все фильмы Люка Бессона от лучшего к худшему

Оглавление

На протяжении длящейся почти четыре десятилетия карьеры самый коммерчески успешный французский режиссер снял 17 полнометражных картин. «РБК Стиль» составил рейтинг фильмов Бессона.

«Леон» (1994)

Бессон снял классическую историю мести и морального выбора так, что после него все фильмы на эту тему неизбежно стали сравнивать с «Леоном». Все герои — попадание в точку. 13-летняя дебютантка Натали Портман сыграла летальную лолиту и позже оправдала выбор Бессона, появившись в «Звездных войнах» и получив «Оскар». Жан Рено в роли киллера с совестью стал международной звездой, а Гари Олдман так расстарался, что его злодей оказался эталонным для более поздних исполнителей отрицательных персонажей. Это фильм про убийц, где, в общем, нет стопроцентно положительных ролей, но Бессон умеет заставить нас сочувствовать антигероям.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Никита» (1990)

«Пигмалион про шпионов», в котором уличная шпана (Анн Парийо, тогдашняя жена Бессона) превращается в киллершу высшей пробы (режиссер не упускает случая поиронизировать над тем, что в нашем обществе скорее будут принимать убийц, чем бедняков), наметил важную для Бессона тему — наваждение красивой женщиной, которая становится неуязвимой благодаря одной судьбоносной встрече. Фильм имел такой успех, что через три года вышел гораздо более слабый американский ремейк с Бриджит Фондой в главной роли, а в 1997-м — сериал с Питой Уилсон.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Подземка» (1985)

Второй фильм юного режиссера Бессона стал одной из тех картин, которые определили эстетику и темы 1980-х — живущий в метро (то есть, буквально в андеграунде) панк Кристофер Ламбер шантажирует богатую куколку (Изабель Аджани в мужском костюме по моде времени), чей сейф ограбил, и мечтает создать свою нью-вэйв-группу (с Жаном Рено на ударных!). Ничего более «восьмидесятнического» придумать нельзя.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Голубая бездна» (1988)

Родители Бессона были дайверами. Он практически вырос в воде и очень переживал, когда после травмы с мечтой продолжить дело отца и матери пришлось расстаться. История о соперничестве двух знакомых с детства дайверов, в котором важнее даже не формальные достижения, а познание себя — посвящение взрослого Бессона детскому наваждению. Его зачарованность подводными съемками, впрочем, не всегда идет фильму на пользу — режиссерская версия длится почти три часа, и это могут выдержать только самые преданные поклонники Бессона.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Люси» (2014)

Преодолев свой «детский период» в начале XXI века, Бессон вдруг с энергией и даже яростью, которых от него никто не ожидал, вернулся к любимой теме — истории девушки, которая после несчастного случая (в данном случае в теле Люси в исполнении Скарлетт Йоханссон порвался пакет с наркотиком) становится суперженщиной, чей дремавший раньше физический и интеллектуальный потенциал проявился в полную силу. Результат — самый большой кассовый успех в карьере Бессона — $463 млн в мировом прокате при бюджете всего $40 млн.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Пятый элемент» (1997)

После успеха «Леона» Бессон пошел в космос и позволил себе международный кастинг высшей пробы — Брюс Уиллис спасает мир, который получает в качестве новой кинозвезды Миллу Йовович, как раз в том году вышедшую за автора фильма замуж. Бессон показал Голливуду, что сай-фай-блокбастер может быть веселым и безумным. В любом случае это эталонный фильм, идеи которого позже разошлись по другим картинам.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Необычайные приключения Адель» (2010)

Бессон провел нулевые годы не в лучшей форме (см. фильмы ниже), но закончил их хоть и глуповатой и вроде пустяковой, но изящной экранизацией комикса Жака Тарди. В 1912-м Адель Блан-Сек пытается оживить египетскую мумию, чтобы вылечить больную сестру. Получилась помесь «Мумии» с «Ночью в музее», только с французским акцентом.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Жанна д’Арк» (1999)

После «Пятого элемента» Бессон решил снять не менее громкий проект, только с более серьезными амбициями. Историю Жанны д’Арк экранизировали великие — от Карла Дрейера до Отто Премингера. Бессон снял, пожалуй, самую масштабную версию, идеальную для международного проката конца XX века — с битвами и впечатляющим актерским составом (Джон Малкович, Дастин Хоффман, Фэй Данауэй, Венсан Кассель и тогдашняя жена режиссера Милла Йовович в заглавной роли). С одной стороны, кому еще снимать массовое кино о французской народной героине, как не Бессону. С другой, его версия получилась скорее о бремени славы в современном понимании, чем о силе духа в моменты жизненно важного выбора — Йовович так и осталась на экране моделью. После очень средних сборов в прокате Бессон не снимал как режиссер шесть лет и вернулся с гораздо более скромным проектом «Ангел А».

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Валериан и город тысячи планет» (2017)

На фоне остальных однотипных голливудских блокбастеров космическая опера Бессона, при бюджете около €200 млн ставшая самой дорогой европейской картиной в истории, выглядит яркой и абсолютно оригинальной. Критик Indiewire Дэвид Эрлих писал, что «первые 25 минут этого фильма нужно выставить в Лувре и закольцевать в непрерывном лупе. Только тогда на планете воцарится вечный мир». Но именно эта нестандартность и сыграла с «Валерианом» злую шутку — американцы фильм не поняли, и он провалился в прокате США. За исключением дороговизны, «Валериан» — типичный бессоновский фильм — глуповатый, наивный и местами приторный в своей визуальной чрезмерности.

-10

«Малавита» (2013)

Четыре года назад Бессон переживал увлечение Мартином Скорсезе, который тут, кстати, выступил продюсером. В фарсе, где семья итальянского мафиози во главе с Робертом Де Ниро (с кем же еще?) и Мишель Пфайффер, вспоминающей тут свою роль из комедии «Замужем за мафией», бежит от мести клана во Францию, сцена, где Де Ниро смотрит «Славных парней» — одна из самых смешных. Живущий теперь в Лос-Анджелесе Бессон как никто другой компетентен в шутках о разнице в менталитете американцев и французов, так что, если бы не неизбежные штампы жанра, «Малавита» оказалась бы просто блестящей.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Ангел-А» (2005)

После шестилетнего молчания Бессон вернулся в режиссуру с историей о неудачнике, которому буквально явился ангел в виде супермодели Ри Расмуссен, выглядящей так, будто от роли отказалась Надя Ауэрманн. «Ангел-А» получился претенциозной и наивной фантазией о том, что идеальная женщина изменит свою судьбу ради любого плюгавого мужчины, с банальными диалогами о поисках истинного себя будто из селф-хелп-книг.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Последняя битва» (1983)

Возможно, черно-белый и немой дебют Люка Бессона, которому тогда было около двадцати лет, в начале 80-х, когда еще была активна старая гвардия классического французского кино, казался свежим и интересным. Теперь этот студенческий эксперимент смотрится крайне скучно, за исключением, возможно, Жана Рено, который уже в 1983-м стал альтер-эго Бессона.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Леди» (2011)

С этим байопиком о судьбе претендентки на власть в Бирме в исполнении Мишель Йео Бессон как будто решил сделать «фильм на "Оскар"». Попытка оказалась неудачной. Словно снятая на автопилоте драма, в которой Аун Сан Су Чжи показана лишенной любых характеристик, кроме любви к родной стране и мужу-англичанину, длится два с половиной часа, половину из которых главная героиня проводит под домашним арестом. История о торжестве человеческого духа не обязательно должна быть такой торжественно унылой.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

«Артур и минипуты» (2006), «Артур и месть Урдалака» (2009), «Артур и война двух миров» (2010)

У Люка Бессона четыре дочери от трех жен, но только после рождения единственного сына Мао в 2005-м он вступил в свою «детскую» фазу и экранизировал три собственные книги о приключениях 10-летнего мальчика в сказочном мире.

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

Три фильма про Артура имеет смысл рассматривать вместе — второй и третий во многих странах вообще вышли только на DVD, и в общем, они не сильно отличаются друг от друга, разве что участием разных актеров, озвучивавших героев. У «Артура» есть достоинства, которые может оценить и взрослый зритель — поп-старожил Мадонна озвучивают живущую тысячи лун принцессу, Снуп Догг — расслабленного бармена, а Лу Рид и Игги Поп — злодеев. Но в общем, прав был критик, назвавший Бессона «французским Стивеном Спилбергом без интуиции» — видно, что эти три фильма снял человек, которому нечего сказать нового миру кроме как «живите дружно.

А какой фильм вы считаете лучшим у Бессона?