Николай Алексеевич Некрасов написал свое главное произведение – поэму «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после отмены крепостного права. Но это не только историческое, но и философское и психологическое произведение.
Тонким знанием человеческих душ особенно поражает часть поэмы, повествующая о женской доле и называющаяся «Крестьянка».
Матрена Тимофеевна – собирательный образ русской женщины. Очень психологически точно подмечены ее переживания, с которыми она готовится к свадьбе, к вхождению в новую жизнь. Хотя и «пал на сердце Филипп», нет чувства более противоречивого, чем любовь, нет более противоречивой жизненной перемены, чем замужество. С одной стороны, любая девушка мечтает об этом, а с другой – жизнь круто меняется, и никто не знает, что ждет за поворотом судьбы. Так было, так есть, и так будет всегда.
Перемены, новая жизнь и вправду приносят с собой много сложностей. Матрена вынуждена приспосабливаться к родне мужа.
Семья была большущая,
Сварливая…
И то правда, в большой семье много людей, у каждого человека свои проблемы, а как итог – много скелетов в шкафу.
Повезло Матрене хотя бы в том, что с мужем у нее взаимная любовь. Но и это ни в какое время еще не гарантия счастья.
«Уж будто не колачивал?» - недоверчиво спрашивают Матрену странники, ведь это считалось неотъемлемой частью отношений.
«Раз только», - и Матрена рассказывает, что по наущению родственников даже любимый, добрый муж, судя по всему, хороший человек, побил ее, сильно и несправедливо. Просто потому, что так было положено, просто потому, что так делали все. Но ведь если вдуматься, это чудовищный обычай. А Матрена еще и прибавляет: «Не годилось бы жене побои мужнины считать…»
Странники – тоже неплохие люди, но не сочувствуют ей, высказывая мужской взгляд на ситуацию:
- Ну, женщины! С такими-то
Змеями подколодными
И мертвый плеть возьмет!
Таким образом, люди не плохие, но являются заложниками устоявшихся представлений об отношениях.
Мужчины втайне боятся, что с ними не будут считаться, что жены их обманут, предадут, боятся стать слабыми, недостойными уважения, но их никто не научил, как быть сильными, как стать настоящими героями. А женщины пытаются отстоять свое право на безопасность, защиту, заботу и любовь. Вот и получается, что никто не виноват, а всем больно. Подумайте, мальчики и девочки, может быть, и сейчас вы делаете что-то, без чего вы сами вполне можете обойтись, просто потому, что так делают все? И тем самым причиняете боль своим любимым?
Матрена продолжает рассказывать об отношениях в семье. Читатели знакомятся с новым персонажем – дедом Савелием, которого «клейменым, каторжным честил родной сынок». И опять же – к сожалению, слишком жизненная картина. Мы очень часто обижаем своих близких. Печально, но из истории каждой семьи можно вспомнить нечто подобное. Дед Савелий прожил нелегкую жизнь, он мудр, силен духом, старается всячески поддерживать Матрену. Но однажды и ей приходится назвать его «клейменым, каторжным» - старый дед не уследил за ее маленьким сыном, которого загрызли свиньи. И снова – никто не виноват, а всем больно. Савелий уходит в монастырь, замаливать грехи. Он молится, «чтоб сердце гневной матери смягчил господь».
Жизнь Матрены полна лишений, потерь и тяжких испытаний. Почему же ее считают счастливой, почему дали странное прозвище «губернаторша»? Да потому, что счастье улыбнулось ей один-единственный раз – когда мужа хотели вне очереди забрать в рекруты, Матрена сумела уговорить о помощи губернаторшу Елену Александровну. Можно ли это назвать счастьем? Только из серии: «хорошо – это когда плохо, но не очень». Но и сейчас в жизни человека очень часто называют счастливым и даже начинают ему завидовать, когда у него всего лишь не растаяла последняя надежда на спасение. Да и сама Елена Александровна, воплощение защиты, справедливости, помощи, светлой силы, - трагический образ: «Добра была, умна была, красивая, здоровая, а деток не дал бог!» Не просто так указано, что далеко не все благополучно и у губернаторши. Но разве это не жизненная картина? Чем светлее люди, чем с большей готовностью откликаются они на чужие беды, тем, как правило, сложнее их собственная жизнь.
Испытания Матрены на этом не кончаются. Ведь единственное, что никогда не закончится в жизни – это проблемы и ошибки. Крестьянка видит много непосильного труда, готовится одного за другим отдать сыновей в армию. Окончательный итог женской доле подводит совершенно другая героиня – «старушка божия». Если Матрена – земная женщина, посвятившая жизнь мужу, детям, домашнему хозяйству, то «вся жизнь убогой старицы – убийство плоти, пост». Но чему бы ни посвятила жизнь любая женщина, какой бы путь ни выбрала для себя,
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Может меняться общество, законы, но лишь женская природа, любящее женское сердце будет впитывать в себя боль Вселенной.
Выучили Некрасова?