Изжил ли себя антропоцентризм (и вообще, что это такое)

1,1K прочитали

То, что людям свойственно соизмерять мир с собственной сущностью, выглядит совершенно закономерным, потому что - с чем же еще его соизмерять?! Ведь именно люди познают мир, именно люди являются субъектами не только познания, но и любой другой деятельности. Так что совершенно естественно, что они считают себя исходной точкой, неким критерием оценки всего остального. Что бы ни происходило в мире, мы в первую очередь соотносим это со своими нуждами. Нужно ли это нам? Полезно или вредно? Опасно ли? Как это отразится на нашей жизни? И т.д.

Диего Ривера. "Человек, управляющий Вселенной"
Диего Ривера. "Человек, управляющий Вселенной"

Вот эта позиция и есть антропоцентризм. И надо сказать, что он возник не сразу, не вместе с человеком. Очень долго мировоззрение людей было космоцентричным, то есть ценность окружающего мира была выше, чем человеческая жизнь. Однако уже в античности идею антропоцентризма четко и ясно сформулировали греческие софисты. В частности, Протагор обнародовал в своей сожженной книге знаменитое положение «Человек есть мера всех вещей». Книгу-то сожгли, а мысли философа остались.

Картинка из открытого источника в Яндексе
Картинка из открытого источника в Яндексе

Античный антропоцентризм связывал два космоса - микрокосм и макрокосм, человека и Вселенную, в единое целое, как отражение друг друга; отличие только в размерах. Кстати, примерно также рассуждали и древние индийцы, когда говорили о Пуруше - первочеловеке, который одновременно есть и Брахман, то есть объективно существующий дух, определяющий устройство мира.

Идея антропоцентризма не пропала и в средние века, но приобрела новый смысл. В период, когда в Европе тотально господствовала христианская идеология, то есть в средневековье, появился теоцентризм, центральным понятием стал Бог. На этом фоне антропоцентрическая идея обрела иную форму, чем в античности. Человек выделялся среди всех остальных творений Бога как существо, несущее в себе его искру.

Людмила Гужва "Танец Вселенной"
Людмила Гужва "Танец Вселенной"

В Эпоху Возрождения возродился и античный антропоцентризм, вытеснив теоцентристскую идею на второй план. Вера в мощь творческих сил человека была тогда просто колоссальной. Ее переплюнула разве что вера в мощь человеческого разума, достигшая своего апогея в Новое время. "Природа это мастерская, а человек в ней хозяин", в общем.

Сейчас оптимистические времена прошли, и люди не столь самонадеянны, как недавно, когда они буквально проникали в глубины материи и планировали менять не только свою планету, но и всю Вселенную, под себя. Оказалось, что наша щенячья активность опасна для нас самих. Появились признаки отрезвления.

Картинка из открытого источника в Яндексе
Картинка из открытого источника в Яндексе

Современный антропоцентризм ведет себя скромнее прежних своих форм. Он не замахивается на переделку всего мира, но требует соизмерять социальные преобразования с естественной сущностью человека. Еще в XIX веке Герберт Спенсер выразил эту мысль, на рубеже XIX-XX веков подобные идеи защищал Макс Вебер.

Идея антропоцентризма никуда, конечно, не ушла и сейчас. Нельзя сказать, что она себя изжила. Но благодаря тому, что кругозор людей стал шире, ошибки самонадеянного поведения очевидны, особенно в отношениях с природой, антропоцентризм сейчас соизмеряет с человеком прежде всего то, на что человек может реально влиять - общественные процессы.

Читайте еще на моем канале:

От "техники случая" к "человеку-технику": Хосе Ортега-и-Гассет

Как ваша вера в "авось" связана с внезапной оттепелью посреди зимы

Из блога мужа:

Как вы отнесетесь к бодипозитивной Золушке?