То, что людям свойственно соизмерять мир с собственной сущностью, выглядит совершенно закономерным, потому что - с чем же еще его соизмерять?! Ведь именно люди познают мир, именно люди являются субъектами не только познания, но и любой другой деятельности. Так что совершенно естественно, что они считают себя исходной точкой, неким критерием оценки всего остального. Что бы ни происходило в мире, мы в первую очередь соотносим это со своими нуждами. Нужно ли это нам? Полезно или вредно? Опасно ли? Как это отразится на нашей жизни? И т.д.
Вот эта позиция и есть антропоцентризм. И надо сказать, что он возник не сразу, не вместе с человеком. Очень долго мировоззрение людей было космоцентричным, то есть ценность окружающего мира была выше, чем человеческая жизнь. Однако уже в античности идею антропоцентризма четко и ясно сформулировали греческие софисты. В частности, Протагор обнародовал в своей сожженной книге знаменитое положение «Человек есть мера всех вещей». Книгу-то сожгли, а мысли философа остались.
Античный антропоцентризм связывал два космоса - микрокосм и макрокосм, человека и Вселенную, в единое целое, как отражение друг друга; отличие только в размерах. Кстати, примерно также рассуждали и древние индийцы, когда говорили о Пуруше - первочеловеке, который одновременно есть и Брахман, то есть объективно существующий дух, определяющий устройство мира.
Идея антропоцентризма не пропала и в средние века, но приобрела новый смысл. В период, когда в Европе тотально господствовала христианская идеология, то есть в средневековье, появился теоцентризм, центральным понятием стал Бог. На этом фоне антропоцентрическая идея обрела иную форму, чем в античности. Человек выделялся среди всех остальных творений Бога как существо, несущее в себе его искру.
В Эпоху Возрождения возродился и античный антропоцентризм, вытеснив теоцентристскую идею на второй план. Вера в мощь творческих сил человека была тогда просто колоссальной. Ее переплюнула разве что вера в мощь человеческого разума, достигшая своего апогея в Новое время. "Природа это мастерская, а человек в ней хозяин", в общем.
Сейчас оптимистические времена прошли, и люди не столь самонадеянны, как недавно, когда они буквально проникали в глубины материи и планировали менять не только свою планету, но и всю Вселенную, под себя. Оказалось, что наша щенячья активность опасна для нас самих. Появились признаки отрезвления.
Современный антропоцентризм ведет себя скромнее прежних своих форм. Он не замахивается на переделку всего мира, но требует соизмерять социальные преобразования с естественной сущностью человека. Еще в XIX веке Герберт Спенсер выразил эту мысль, на рубеже XIX-XX веков подобные идеи защищал Макс Вебер.
Идея антропоцентризма никуда, конечно, не ушла и сейчас. Нельзя сказать, что она себя изжила. Но благодаря тому, что кругозор людей стал шире, ошибки самонадеянного поведения очевидны, особенно в отношениях с природой, антропоцентризм сейчас соизмеряет с человеком прежде всего то, на что человек может реально влиять - общественные процессы.
Читайте еще на моем канале:
От "техники случая" к "человеку-технику": Хосе Ортега-и-Гассет
Как ваша вера в "авось" связана с внезапной оттепелью посреди зимы
Из блога мужа:
Как вы отнесетесь к бодипозитивной Золушке?