Морские порты России сегодня это- 67 морских портов суммарной производственной мощностью 1,13 млрд. тонн, более 900 портовых комплексов.
Для эффективной работы портов имеется соответствующая инфраструктура:
· подходящие к портам автомобильные и железнодорожные магистрали с высокой пропускной способностью,
· соответствующие логистические узлы,
· комплексы и терминалы по обработке и хранению грузов.
В 2019 году объем перевалки грузов через российские порты составил 881,3 млн.т.
Много это или мало? Смотря с чем сравнивать.
Вот как менялся этот объем за последние 30 лет.
Первый столбец (красный)- это данные за весь Союз. «Это не показательно- скажут вдумчивые читатели- промышленность уже просела. Перестройка постаралась».
Максимального показателя в советское время грузооборот достиг в 1984 году- 456,0 млн.тонн. Побольше, но не намного.
С чем связан провал в последующее десятилетие? Лучшие портовые мощности, которые создавались усилиями всей страны, оказались в сопредельных государствах.
России достались не самые лучшие. Количество незамерзающих портов, кроме портов Черного моря) можно пересчитать по пальцам одной руки. Напомню, что незамерзающими считаются гавани, ледовая проводка к которым требуется менее 2-х месяцев в году.
После 2000 года начался ощутимый рост грузооборота через морские порты России. С чем это было связано?
В 2000 году Президентом России стал В.В.Путин. Одним из первых указов нового Президента стал Указ о развитии морской деятельности. Вскоре была утверждена Морская доктрина Российской Федерации.
В этих документах были определены ключевые вопросы развития морских портов, включая развитие портовых мощностей за счет строительства новых и модернизации действующих портов и терминалов, обеспечением ее сбалансированного функционирования и развития, созданием современных транспортно-логистических центров за счет строительства и реконструкции подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог, развитием и реконструкцией действующих и строительства новых гидротехнических сооружений и других объектов прибрежно-портовой инфраструктуры, облегчением формальностей в портах и требований в отношении документов и процедур при приходе, стоянке и отходе судов. Серьезное внимание уделялось и предотвращению экологического ущерба, связанного с портовой деятельностью.
И главное. Были определены не только цели и задачи. Началась активная работа по их реализации, чему немало способствовала созданная в 2001 году Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации, как единый орган ответственный за координацию и развитие морской деятельности в России.
Безусловно, на развитие портовой деятельности России влияют объективные обстоятельства: особенности климатического и географического положения отечественных портов (ледовая обстановка, мелководные акватории, протяженные подходные каналы).
Тем не менее, принятые решения и рекомендации позволили существенно нарастить мощности отечественных портов, повысить их конкурентоспособность.
Напомним, что в одобренной Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации 28.09.2012 "Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года" была поставлена задача достижения миллиардного рубежа по объему перевалки грузов в российских портах.
В целом решена поставленная в Стратегии задача «Переключение части объема внешнеторговых потоков Российской Федерации в порты России из Украины и стран Балтии и сокращение доли сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов до 5 и менее %»: доля объемов перевалки российских грузов через порты сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов: с 16% в 2010 году до 5% в 2019 году.
Так что необходимо для дальнейшего развития морских портов России?
Нельзя сказать, что морские порты перегружены. В целом, коэффициент использования портовых мощностей по итогам 2019 года составил 74,3%. (по данным ЦНИИМФ).
При этом, если сравнить грузооборот морских портов России и нашего восточного соседа Китая, то разница составит 15,8 раз. Не в нашу пользу.
Удивительно? Нет.
Развитие портов в определяющей степени определяется наличием соответствующих грузопотоков. А грузопотоки определяются общим состоянием экономики и системным развитием международных и национальных транспортных коридоров.
Если поместить рядом картинки состояния экономики и грузооборотов портов двух стран- вопросов не останется.
Если бы была выполнена провозглашенная десять лет назад программа- 2020, столбики на левой и правой картинках были бы примерно на одном уровне.
Не все гладко и с развитием транспортных коридоров. Провозглашенные транспортные коридоры север- юг, запад- восток реализуются без особого энтузиазма.
Так что для дальнейшего развития морских портов России надо всего ничего. Лишь два пункта. Первое- поднять экономику. Второе: решить одну из двух главных проблем России- построить дороги. С севера на юг и с востока на запад.