Найти тему
Даруль Фикр

Вторая основа — братание между мусульманами

Затем Посланник Аллаха ﷺ побратал сподвижников-мухаджиров и ансаров — для того, чтобы установилось истинное братство между ними. Вместе с этим между ними установилось также наследственное право — чтобы исламское братство стало сильнее родственного. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побратался с Джа'фаром ибн Абу Талибом и Му'азом ибн Джабалем, также благодаря ему стали братьями:

Хамза ибн Абдуль-Мутталиб и Зейд ибн Хариса;

Абу Бакр ас-Сыддик и Хариджа ибн Захир;

‘Умар ибн аль- Хаттаб и ‘Утбан ибн Малик;

‘Абдурахман ибн 'Ауф и Са'д ибн Раби'а, да будет доволен ими всеми Аллах. [1]

Таким образом, Пророк ﷺ связал сподвижников единым поясом братства и правом на наследство.

Это братство имело и материальную основу — право на наследование материальных благ. Такое положение сохранялось вплоть до битвы при Бадре. Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:

«Однако родственники ближе друг к другу. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах ведает о всякой вещи» [2],

после чего наследование между побратимами было отменено, а узы братства остались.

Передает Бухари от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:

«Когда мухаджиры прибыли в Медину, то ансары передали им свое наследство (предпочтя их даже перед своими родственниками (так как Пророк ﷺ установил узы братства между ними). Когда же были ниспосланы аяты
«Каждому человеку Мы определили близких, которые наследуют из того, что оставили родители и ближайшие родственники» [3],
то право наследования мухаджиров от ансаров уже было аннулировано. А фраза из данного аята
«Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю» [4]
относилась к тем, с кем был договор о помощи, поддержке и совете. Поэтому подобное право наследования не применялось более (однако мусульмане могут завещать определенную часть своего имущества друг другу).» [5]

[1] «Жизнеописание Пророка» ибн Хишама (1/504) и «Табакат» ибн Са'да (3/2).

[2] «Аль-Анфаль / Трофеи», 8:75

[3] «Ан-Ниса / Женщины», 4:33

[4] «Ан-Ниса / Женщины», 4:33

[5] Бухари в книге «Толкование Корана» (5/178).