Найти тему
Николай Кулаков

Как советские моряки спаслись из затопленной субмарины



Удивительный случай имел место летом 1941 года. Трое советских моряков сумели выбраться со дна морского и выжить, несмотря на полное затопление их подводной лодки. Речь идет о советской дизель-электрической  торпедной  субмарине «С-11».Летом 1941 года С-11 обороняла подступы к Кронштадту.  Командир ее капитан-лейтенант Анатолий Михайлович Середа в июле сумел потопить нацистский транспорт. Но после той победы удача подводникам изменила.  В  августе 41-го субмарина пыталась атаковать торпедой немецкий прорыватель минных заграждений «Sperrbrecher № 11». Атака успехом не увенчалась, лодка ушла с рубежа атаки. Она наткнулась при возвращении на базу на немецкие корабли.   С-11 сильно не повезло. Она подорвалась на выставленной с немецких торпедных катеров донной мине.
Свидетели той катастрофы так описывали момент подрыва лодки на немецкой мине: “До самого неба в воздух взметнулся столб воды вперемешку с грунтом. Находящимся внутри лодки показалось, что громадина выпрыгнула из воды точно живая, а затем с огромным креном лодка провалилась в кромешную тьму дна…. Погас свет, остановились все механизмы, зловещая тишина разлилась по всем отсекам”Был совершенно разбит глубинометр, вода в прочном корпусе заполнила весь трюм и продолжала прибывать. По переговорной трубе, связывавшей отсек с центральным постом, тоже быстро поступала  вода. Моряки успели принять ряд срочных мер: перекрыть клапана на аварийной колонке, на переговорной трубе, заделывали пробоины простынями, клиньями, одеялами.Перестукиваясь, удалось установить связь с 6 отсеком, где находился и личный состав 4-го и 5-го отсеков, от них удалось узнать, что центральный пост уничтожен взрывом, и никто не выжил. Положение людей в 6-м отсек оказалось более тяжелым – вода стремительно прибывала, посоветовавшись с товарищами, моряк Николай Никишин решил  открыть люк между 6 и 7- м отсеками.Долго не удавалось открыть люк. Ведь взрывом перекосило переборку и люк намертво заклинило. В 6-м отсеке становилось все тише. Моряки там умирали. Вскоре все там затихло, никого в живых не осталось. Моряки  Николай Никишин, Василий Зиновьев и Александр Мазнин оказались в полузатопленном носовом отсеке лодки. Они не опустили руки, боролись за выживание как могли. Краснофлотцы попробовали выбраться из лодки через торпедные аппараты. Но оба носовых аппарата были заряжены многотонными торпедами. Выстрелить из аппаратов   уже было никак нельзя, вся электрическая часть уже вышла из строя. Тогда моряки решили выдавить одну из торпед сжатым воздухом из запасных баллонов.Краснофлотцы из состава экипажа субмарины  «С-11»: В.В. Зиновьев,  Н.А. Никишин, А.В.Мазнин. 1941 год.
На эту операцию им потребовалось не менее пяти часов. Работали в темноте, вода прибывала. Но они все же освободили один аппарат от торпеды. Теперь надо было подняться по тросу сигнального буя. А дыхательные аппараты были испорчены. Спасение моряков кажется совершенно невероятным, но первым на поверхность моря вынырнули Зиновьев и Никишин.  За ними последовал и Мазин.Так через шесть часов  из лежавшей на грунте лодки выбрались трое моряков. Подводник Никишин решил доплыть к маяку на острове Даго. На это ему потребовалось почти семь часов. Все это время его товарищи боролись с морем, рискуя утонуть и замерзнуть в волнах Балтики. Обессиленного Никишина подобрали часовые у маяка. Они вызвали подмогу. Быстро к месту катастрофы был направлен спасательный катер, который и подобрал двух товарищей Никишина.Выжившие герои еще послужили на Балтфлоте, обороняли Ленинград. После 1945 года Н.А. Никишин трудился  на ленинградском заводе «Союз» мастером токарей. А.В. Мазнин работал машинистом в Подмосковье. В. В. Зиновьев служил мичманом, после увольнения из флота был строителем. В 1955 году были проведены работы по подъему со дна моря лодки С-11. Останки погибших балтфлотцев захоронили в Риге. Лодка же пошла на металлолом.