Здравствуйте, мои постоянные читатели и редкие гости страницы. В поисках материала для очередной статьи пересматриваешь сотни фотографий. Порой натыкаешься на снимки, которые вызывают острый приступ ностальгии, смешанный с тоской и грустью. Сегодня будет публикация, сплошь состоящая из таких фотографий. Апрель 2013 года, Володя заканчивает интернатуру, свободного времени полно. Выбрав ясный и погожий день, взяв товарища, отправляюсь в ближайший пригород, почти, что в мой второй дом – Станицу Луганскую.
До поселка не доезжаешь каких-то 4-5 километров. Остановка «Ближние дачи», выходишь из заполненной маршрутки, подставляешь лицо свежему весеннему ветерку. Фотоаппарат в руках, глаза в поисках удачного кадра. Можно и не удачного, только поймать момент, оставить его в памяти. Спустя годы пересматриваешь снимки и думаешь: «Да, так было!» Беда и печаль в том, что сейчас – совсем не так, все абсолютно по-другому. Остались ориентиры, остался лес и трава. Однако, сюда пришла война в самом прямом смысле. Она изменила многое, оставив на земле неизгладимые шрамы. Так пусть же этот фоторепортаж будет одой жизни.
Наше путешествие начинается с памятника князю Игорю. Он был открыт в 2005 году, вместе с новой дорогой в обход Станицы Луганской. Приезжал тогдашний президент, была огромная шумиха. О том, что на приведение кургана в божеский вид задействовали местных школьников, которые трудились в три смены в ущерб урокам, власть имущие благоразумно умолчали.
По какой причине именно князь Игорь и именно здесь. Считается, что где-то здесь войско Игоря переправлялось через Северский Донец во время похода против кочевников. Момент спорный, ибо многие серьезные ученые утверждают, что с географией вышла промашка и переправа располагалась выше (или ниже) по течению. Точных данных не имеет никто, чем и воспользовались. Дабы у непосвященных не возникало сомнений, у основания кургана поместили камень с цитатой из «Слова о полку Игореве».
Кстати, с памятником связана любопытная история. Первоначально лошадь, на которой восседает князь, была мужского пола. Скульпторы очень внимательно подошли к изображению соответствующих признаков, полагающихся коню, сделав их максимально выразительными. Сей факт по достоинству оценили некоторые индивиды, среди которых были и охотники. В результате, памятник был повреждён, конь, фигурально выражаясь, кастрирован. При реконструкции вскрылись новые факты. Оказалось, что Игорь ездил на кобыле. Путём нехитрых манипуляций с молотком и ремонтной смесью, памятник обрёл современный вид. Теперь объектом мужененавистников стал торчащий вверх меч. Эта деталь так просто уничтожению не поддавалась. По ней стреляли, на неё вешались здоровые дядьки, ничего не выходило. Не гнется, и тем более не обламывается. Единственное, что вандалам удалось, так это сделать щербинки дробью. Ну а что, так даже больше исторической достоверности получилось. Боевой меч весь в зазубринах ведь.
Вообще, здесь должен был быть целый историко-архитектурный комплекс. Его предварительный план размещён на бигборде. Задумка интересная и при воплощении могла иметь успех. Увы, подвела бюрократическая волокита, а затем нежелание инициаторов морочить себе голову. Остался только памятник. На прилегающей территории один или два раза провели фестиваль казачьей песни «Любо» и на том культурная программа завершилась.
С вершины кургана открывается вид на Станицу. Посмотрите на эту красоту! Террасы небольшой возвышенности, которые местные именуют Змеиной горой, спускаются к дороге, а затем еще ниже, к реке. Деревья обступили нашу главную речку – Северский Донец. Поле-луг, а за ним посёлок. Водонапорные башни свечками выпирают из малоэтажной застройки. А дальше – лес, лес и лес.
Еще один вид. Новая дорога, первый путепровод железнодорожный. Затем дорога изгибается и виднеется мост через реку. Справа посёлок, слева – пруды рыбного хозяйства. На линии горизонта голубое небо встречается с зеленью хвойных лесов. Дух захватывает, когда смотришь!
Сфотографировал знак на въезде в Станицу. Продолжительное время посёлок назывался Станично-Луганское и только в середине 2000-х обрёл нынешнее имя, исторически более правильное. По этой причине верхний уступ знака (где слово «Станица») выглядит непропорционально длиннее нижнего. Там было больше букв и дефис. Обратите внимание на год основания посёлка. Областной центр, город Луганск, был основан в 1795 году. Получается, что Станица на 100 с хвостиком лет старше. Звание сомнительное, ибо первыми поселенцами были беглые каторжане и прочий люд, которому не нашлось места среди цивилизованного общества.
Мы спустились вниз по дороге и поднялись на одну из террас Змеиной горы. Что можно увидеть отсюда? Дачный массив, притулившийся на берегу Донца. Железнодорожный мост. Однопутный, старый, но вполне еще крепкий. Ветка железной дороги, по которой уголь с краснодонских шахт поступал на местную ТЭЦ (а ещё по ней ездил поезд на Москву). Ну и знакомая по прошлым фото чудесная перспектива. Еще на Змеиной горе мы нашли Adonis vernalis – горицвет весенний, красно книжное растение. Товарищ сказал, что он растёт на местах, где прольётся кровь. Как же он был прав…
Могучий Северский Донец несёт свои воды вниз, чтобы через полсотни километров впасть в Дон – великую русскую реку. Фото сделано со старого автомобильного моста, а виден мост железнодорожный. Капризная это река, каждую весну ждешь от Донца сюрпризов. Был год, когда во время половодья вода подходила к самому посёлку. Заливало даже прилегающий луг, уровень поднимался на 3-4 метра. Потом вода уходила, а в «лужах» оставалась рыба, не имеющая другого выхода, кроме как попадать на стол станичникам.
Вот мы уже на другом берегу, у самой кромки воды. Выше по течению расположен природный заповедник на острове посреди реки, где водятся очень интересные животные – выхухоли. Выходцы из семейства ежей, они очень на них похожи, но не имеют колючек. Что-то среднее между ежом и крысой, с ушами и вытянутой мордочкой. Зверь редкий, охраняемый. Еще выше по течению находится дамба Счастьинской ТЭЦ. С одной стороны, она регулирует уровень воды в реке (хотя и не всегда успешно). С другой, повышает температуру воды, что не лучшим образом сказывается на флоре и фауне.
Запомнились и станичанские берёзы. Весна ранняя, листья не мешают разглядеть красивые стволы этих деревьев. Отмечу, что большая часть берёз посажена искусственно. Это сделано с одной целью – защитить Луганск от песчаных бурь. Деревья скрепляют грунт и препятствуют эрозии почв, делают ее плодородной, это раз. Лесные массивы уменьшают силу ветров, это два. До времён, когда деревья начали справляться со своей задачей, Станицу засыпало песком по самые крыши. Так-то вот.
Крайнее на сегодня фото, памятник земле-кормилице. В простонародье его называют «баба с хлебом». Станично-Луганский район знаменит еще своими полями, здесь развито сельское хозяйство. Поэтому, хлеб в руках у женщины, это не только символ гостеприимства, а и знак того, что в этих местах выращивают пшеницу. Памятник был и бордовым, и синим, и чёрным. Не знаю, из чего он сделан, но краска выгорает очень быстро.
P.S. В самый последний момент захотелось добавить еще один снимок. Он не слишком удачный, но символичный. Этого абрикоса уже не существует в природе. Не уничтожили снарядом в 2014-15 годах, так спилили в 2018 во время реконструкции дороги. Перемены – это нормально. Я понимаю, что как раньше уже не будет никогда. Но иногда хочется помечтать… Помечтать, что снова поднимешься на курган памятника князю Игорю, что пройдешь по склонам Змеиной горы, погуляешь по берегам Северского Донца. Без блокпостов, без границ, без мин, без окопов и блиндажей, без людей в военной форме. Чтобы мои дети, и дети моих детей могли любоваться абрикосовым цветом и не знать, что такое война. Никогда…