О чём мы думаем, когда слышим слово "Самурай"? Наверняка мы представляем войнов в доспехах и с катаной на поясе. Такой образ был, есть и будет, но сегодня речь пойдет о переосмыслении самураев на новый лад.
Со временем грани традиционного воина-самурая стираются и во второй половине 20 века появляется совершенно новый герой, непохожий на тех, кто был ранее. Такой персонаж представлен в фильме Жан-Пьера Мельвиля "Самурай" 1967 года выпуска.
Для того чтобы разобраться в чем произошла трансформация каноничного героя сперва обратимся к бусидо. Бусидо - самурайский кодекс, которым должен следовать каждый воин.
Основные положения бусидо:
- быть безоговорочно преданным господину;
- признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай;
- совершать самоубийство если честь самурая запачкана;
- запрещена ложь в любых проявлениях;
- запрещена жажда денег.
«Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что, может быть, одиночество тигра в джунглях»
Бусидо — кодекс самурая.
В фильме Мельвиля Жеф Костелло (Ален Делон) — наёмный убийца, которому всё равно, кого он убивает. Девушка ему нужна для того, чтобы обеспечить себе алиби, а пачка банкнот за выполненный "заказ" — чтобы поиграть ею с птицей в клетке.
Жеф Костелло — первый в истории кино киллер, убивающий без страсти мстителя. Он не убийца, он — несущий смерть.
Зная постулаты кодекса Бусидо, можно подумать, что хладнокровного убийцу и настоящего самурая ничего не объединяет, но это не так.
– Нечего сказать?
– Я никогда не веду бесед, под дулом пистолета.
– Это что, принцип?
– Привычка.
Их разговор записывают на пленку полицейские. Они изначально узнают о готовящемся убийстве, поэтому Жеф загнан в угол. После убийства заказчика Оливье Рея, герой отказывается ждать момента, когда его сдаст пианистка. Он едет в ночной клуб.
В клубе он заходит в зал, надевает белые перчатки и на глазах у всех подходит к Валери, играющей на органе. Жеф говорит, что новый заказ — это её смерть. Жеф достаёт револьвер и падает, убитый полицейскими, которые всё это время были в клубе.
Жефа Костелло, как настоящий самурай, всегда помнит, что смерть может прийти в любой момент, и если наступит время умирать, то сделать это самурай обязан с достоинством. Герой Делона предпочитает смерть, а грех убийства он перекладывает с себя на комиссара — пистолет был пуст.
Спасибо за просмотр! Подписывайтесь на канал и комментируйте! Всем Great Scott!