Найти тему
Олег Чекрыгин

Разборка, ев. Ин, глава 8

Оглавление
библейская космология
библейская космология

Интересна эта глава тем, что в ней продолжается и выдерживается линия пребывания Иисуса в Иерусалиме в одиночку, без учеников, «как бы тайно».

Начинается она странно – все разошлись по домам, а Иисус отправился ночевать на Елеонскую гору – места в городе не нашел, что ли? А на утро снова был в храме, чтобы опять проповедовать иудеям. И дальше – эпизод события о женщине, взятой в прелюбодеянии, явно вставленный сюда, как отдельная запись о реальном событии для оживления текста, чтобы не выглядела нарочито заунывной бесконечная распря Иисуса с иудеями, воображаемый диалог в подробностях, которые просто не могли быть дословно вспомнены лет через тридцать-пятьдесят-семьдесят после евангельских событий. Разбирать эту историю подробно не станем, она не имеет отношения к основной линии повествования и потому сразу перейдем в стих 12 и далее.

«12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» - такой призыв, похожий на саморекламу, поверить Иисусу на слово, что нужно срочно записываться к нему в ученики, своего рода вербовка последователей. Дальше с 13 по 18 опять происходит препирательство «Иисуса с иудеями» о том, можно ли Иисусу верить, истинен Иисус или не истинен. Но о чем речь, о какой истине – сторонами умалчивается. Упоминание Отца, как свидетеля истинности Иисуса выглядит, мягко говоря, малоубедительно.

«19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. 20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти?»23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» - о чем это, кто может это понять и для чего это говорится? Можно подумать, что Иисус специально дразнит слушателей, несет какую-то нелепицу про себя и своего какого-то отца, никому неизвестного, как и Он Сам. Реакция на эти речи как раз вполне предсказуемая – недоумение. Вообще, Иисус до сих пор так и не сказал по сути ничего из того, что могло бы составить представление о Его Учении – и чего ради тогда вся эта проповедь – специально подразнить, чтобы нарваться на убийство?

Разгадка в том, что это совершенно искусственная словесная конструкция, составленная много позже теми, кто закладывал в «слова Иисуса» тайный смысл сложившегося к тому времени Учения: Отец Небесный – ДРУГОЙ Бог, не Иегова, а Иисус – Сын Божий – с Отцом неразделимое Одно, кто видел и знает Сына, тот видит в Нем Отца, Бога – все это продолжение и повторение уже написанного в Прологе. Никакой проповеди иудеям в храме о другом Боге быть просто не могло и составители этого конструкта прекрасно знают об этом и все время оговариваются, во-первых, приписывая Иисусу конспиративную загадочность в речах, «чтоб враг не догадался» (но тогда зачем это все вообще?) а во-вторых, постоянно, рефреном, приговаривая, что да, убили бы, но чудом опять не убили, потому что «не пришел час Его». Кстати, именно тут появляется упоминание о «я отхожу», что ясно указывает на неуместность всего этого эпизода – видимо, все это в целом относится к единственной неделе пребывания Иисуса в Иерусалиме, закончившейся Его трагической смертью на кресте.

«25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» - на самом деле это довольно нелепый перевод с греческого, домысленный переводчиками по-своему опять-таки с целью ловко приписать Иисусу, как Единому с Отцом, общее имя еврейского бога Иеговы «Сущий» - но слово «сущий» отсутствует в греческом тексте, его просто нет там. А что есть? Вы удивитесь, дословно, по словам, получается: «Иисус сказал им: НАЧАЛО, как и говорю вам». Удивительно, что это вполне ясное указание на Себя, как на «Начало», совершенно проигнорировано в многочисленных переводах: одни пошли по лукавому пути приписывания Иисусу имени Иеговы, другие делают упор на «от начала проповеди» - и все это домыслы, толкования, и все новые канализационные отложения все новых и новых поколений горе- толкователей, многие из которых иже во святых. Так Началом чего является Иисус, о чем сказал Он? Нет, не иудеям в воображаемом авторами обличительном споре с враждебной толпой – но вдалбливал эту мысль своим ученикам до тех пор, пока она не запомнилась и не засела у них в головах настолько прочно, что они донесли ее в ев. Ин. и до нас с вами. Иисус является НАЧАЛОМ усыновления человечества Отцом Небесным, первым из людей, Усыновленных Богом, Рожденным Свыше Сыном Божиим – и вот это уже становится похожим на нечто неслыханное, что можно объявить поистине новым революционным Учением об отношениях Бога и людей. Это поистине Благая Весть, великая Тайна, сообщенная Иисусом человечеству: ваша участь – стать БОГАМИ!

«26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.27 Не поняли, что Он говорил им об Отце28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными» - что ЭТО говорил Он так убедительно, что «многие уверовали в Него»? Лично я не могу найти во всем этом заунывном многословном повторении одних и тех же загадок без разгадок ничего, во что можно было бы уверовать, никаких откровений не сообщено вообще на протяжении вот уже целых трех глав «проповеди иудеям». И кто бы стал слушать эту абракадабру? Писавшие ее имели перед внутренним взором смысл, которым для них наполнены эти повторяющиеся раз за разом словесные заклинания – но кто бы со стороны стал слушать такую «проповедь»? Это опыт и пример того, как НЕ НАДО проповедовать.

«33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» - это очень смешное утверждение тех, кто понятия не имел об иудейских реалиях: практически всю свою «историю», описанную ими в библии, евреи находились в пленении и под игом других народов и государств, куда более могущественных чем они – но это так, к слову.

«34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» - сын греха? Нелепость, не замеченная авторами, искажает смысл речения «Истина=Сын сделает вас свободными» - то есть Иисус собирается сообщить уверовавшим в Него иудеям нечто такое, что освободит их от рабства греху – но так и не сообщил. И что же это? Что можно сказать человеку, чтобы он вдруг перестал грешить? В этом смысле – ничего. Но зато Истина, которую Иисус на этих страницах так и не открывает, состоит в том, что не грех, и не грехопадение первых людей является причиной телесной смерти, которая над Духом человека, Родившегося Свыше, более не властна. Рожденный Духом уже перешел в Жизнь Вечную, и смерть тела более не тяготеет над его личным бессмертием, человек свободен Духом от оков плоти и смертности, он вечен, он – Бог, и это – Истина Иисуса, которая делает человека, познавшего ее через Рождение Свыше, свободным от смерти и личностного исчезновения.

«37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал» - ну все, опять заладила сорока Якова… Иудаизаторы на страже со своими еврейскими сказками наперевес.

«41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего» - это еще одно очень смешное утверждение, свидетельствующее о том что евангелисты ко времени написания евангелия понятия не имели об отношениях евреев со своим грозным и мстительным богом, для которого они были не детьми, но рабами, и которого ненавидели и боялись, почитая вынужденно, принудительно, как злого барина, деспотичного и мстительного. И опять – смешение еврейского бога с Отцом Иисуса, специально запутанное в словах Иисуса, тем самым якобы признающего что Бог у Него с евреями – один, все тот же Иегова. И далее Отцу Иисуса противопоставляется Им отнюдь не Иегова – но вдруг взявшийся невесть откуда дьявол:

«44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

Это очень интересное речение, остановимся на нем поподробнее.

Опровергать это утверждение устали и иудеи, и их подголоски, иудохристиане, поскольку вроде бы из него прямо следует, что бог иудеев Иегова – это на самом деле дьявол, человекоубийца «от Начала», под которым вроде подразумевается Сотворение мира в первой главе библии. И потому это речение «подавляющим большинством ученых» или игнорировалось, или опровергалось как недостоверное. Однако, загадкой при этом остается вторая часть: лжец и отец лжи, когда говорит ее. А когда говорит-то? Ну, в раю прикинулся змеем и обманул Еву. А еще? Чо-то не припомню больше дьявольских уловок в ВЗ. Да и в первой главе не дьявол а змей обольстил Еву, и о нем сказано, что он был самым мудрым из зверей, а наказан Иеговой был тем, что будет ползать на брюхе, и будет вражда между потомками его и Евы – то есть приписанное райскому змею тождество с дьяволом является произвольным толкованием иудейских и христианских сказочников.

Вглядимся, однако, в это речение более пристально – что видим? Если принять изложенное выше, то получается, что Иисус, во-первых, верит в библейское сотворение мира и проч., а во-вторых, в самого дьявола как реальное существо, действующее в мире и за его пределами, а не в сказочного персонажа. Дело в том, что дьявол, как и другие сверхъестественные существа, появился в библии путем постепенной трансформации из языческих «младших богов» являвшихся поклоняемыми идолами языческих пантеонов, и изначально имеет, как и все они, природу сказочного персонажа древних суеверных сказаний. Более того, фигура дьявола (клеветника, лжеца, наветника, а правильнее - ἐχθρός, врага) в еврейской библии появилась позже других сказочных персонажей: ангелов, архангелов, бесов, демонов, херувимов, серафимов, и проч. – поскольку происходит не из ханаанских и угаритских сказаний, но имеет вавилонскую, персидскую природу и происхождение. Само слово «дьявол» является (неправильным) переводом на греческий еврейского слова Сатана (враг), и впервые появляется в Септуагинте. А персонаж дьявола-сатаны ведет свое начало от зороастрийского злого бога Ангро Майнью, был впитан иудейскими языческими верованиями во время вавилонского пленения, как и много другое (кстати, оттуда же началась зороастрийская по сути идея иудейского монотеизма), и в послепленной иудее постепенно преобразовался в злого божественного библейского персонажа, и Ездрой был вписан в еврейскую библию в качестве сатаны, врага еврейского бога Иеговы.

У Сергея Петрова есть отдельный текст, разбирающий трансформацию сатаны "по должности" в самостоятельного носителя зла:

"Начало превращения «сатаны» в самостоятельную злую силу можно заметить в Книгах Паралипоменон, датируемых эллинистическим временем. Более древняя девтерономическая история содержит рассказ о переписи израильтян царём Давидом, провести которую его побудил сам Яхве: «Гнев Яхве опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: “Пойди, исчисли Израиля и Иуду”» (2 Цар. 24, 1). Хронист приписывает это злое деяние уже не Яхве, а «сатане»: «И восстал противник (śaṭan) на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1 Пар. 21, 1, 7). Слово śaṭan здесь, в отличие от Зах. 3 и Иов. 1-2, употребляется без артикля, т.е. может пониматься уже как имя собственное, а не как обозначение должности" С. Петров "Сатана в ветхом завете"

Итак, если принять, что Иисус всерьез упоминает Сатану или дьявола, то придется признать, что Он с Отцом – не Одно, как Он постоянно утверждает на этих страницах, и Божественным Всеведением не обладает, но Сам находится во власти древних суеверных заблуждений. Если же Он и Отец – Одно, то придется признать, что речение стиха 44 – на радость всем иудействующим – ошибочно, ложно или вообще должно быть отвергнуто, как недостоверное. Выбор только из двух.

Из двух ли? Я уже предлагал вглядеться в это речение попристальнее. И на один вопрос мы так и не ответили: когда же отец лжи говорит свое, ложь в настоящем времени, не в раю Еве, а где-то еще?

Я лично считаю, что Иисус обладал отменным чувством юмора и любил пошутить – недаром описано, как он буквально издевается над иудеями на протяжении глав и 6, и 7, и разбираемой нами восьмой – видимо, свидетели Иисуса запомнили это Его качество, и оно нашло свое отражение в частности в описаниях Его споров с иудеями.

Если взглянуть на логию 44 с этой точки зрения, то легко увидеть ее иносказательность, учтя, что Иисус ЗНАЛ, что сатана – всего лишь продукт древних суеверий, как, впрочем и вся еврейская библия с ее сотворением очень маленького плоского мирка под ногами с раскрашенным небом на столбах, упертых в землю.

Что же нам сообщает Иисус в этой логии?

То, что тот, кого евреи считают своим богом, является дьяволом, сатаной, противником Отца, Бога Истинного – но при этом это вымышленный персонаж, такой же сказочный герой, как и еврейский бог. В этой логии Иисус говорит, что , еврейский Иегова – это опереточный злодей, комедийное воплощение зла, созданное, как и – позднее – дьявол-сатана, воображением иудеев во оправдание своих злодеяний, преступлений против человечности, на которые их якобы толкал и понуждал их злой бог, ничем не отличающийся от их же воображаемого сверхъестественного мирового злодея-дьявола, о чем им и сообщает Иисус в таком прикровенном виде. По сути Иегова и Сатано для Иисуса тождественны в своей сущностной безликости, они близнецы-братья, тряпичные куклы из одного сундука Карабаса-Барабаса, порождение суеверных страхов и примитивных фантазий. Иегова – такой же злой герой лживых еврейских сказок, как и Сатано, клеветник, враг их бога. Это просто литературная попытка отделить Зло от Добра, выделить зло в отдельного героя во имя оправдания злодейств «доброго» Иеговы, первая попытка иудейской ТЕОДИЦЕИ, с восторгом перенятая христианством совершенно некритично. Но при этом и тот и другой – не реально существующие личности, а всего лишь карикатура на Отца Небесного, сказочные персонажи, один из которых в этих сказках выведен, как человекоубийца и лжец, собирательный образ зла, лжи и обмана. А другой – Иегова – тем самым как бы отделен от зла, описанного в еврейской библии теми, кто желал властвовать над людьми от имени библейского злого мстительного бога-иеговы, сильно похожего на клеветника, обманщика и врага Бога Истинного – каким выглядит в глазах читателей и гоголевский гротескный черт. Именно Иегова а не дьявол-клеветник «не устоял в истине», потому что он – выдумка примитивных суеверий и никакой истины в себе не содержит, лжет в еврейской библии про Бога, прикидываясь им и, рассказывая еврейскому народу историю их «богоизбрания», говорит «свое». И тогда становится понятно, что отношение Сына Божия, обладающего божественным Всеведением, ко всей еврейской религиозной истории как истории сказочной, вымышленной, в целом просто так никогда и не вместилось в головы его учеников, продолжавших верить в сказочные божества, и упростивших подлинное речение Иисуса до уровня своих примитивных суеверных представлений о дьяволе, как реально существующем действующем лице. С которым Иисус якобы сравнивает столь же реального для них еврейского Иегову, бога НЕИСТИННОГО, но существующего – такова неискоренимая сущность суеверного религиозного сознания. Вообще, из одного этого речения можно вывести представление о подлинном положении Рожденного Свыше Иисуса-Бога, обладающего божественным Всеведением, среди дикарей-язычников, проповедавшего им Бога Истинного, Отца Небесного – Его личная трагедия «одиночества среди людей», неспособных вместить ту драматическую ИСТИНУ о заблуждении человека в отношении мира, в котором он живет, предстает перед нами в этом речении во всей своей трагической полноте. Замечу, что и сегодня религиозное сознание продолжает цепляться за эти древние сказочные самооправдания ради оправдания собственных злодеяний: «Я не виноват, это меня бесы искушают» и проч. – лишь бы не принять на себя всю полноту ответственности за провозглашенную человеку Иисусом СВОБОДУ: не будьте рабами греха, «Познайте Истину, и истина сделает вас свободными», только вы сами можете побороть зло и грех в себе, которые есть ваши и только ваши, с помощью Божией.

Идем далее.

«45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий» - опять все то же, пустые реплики для связки. Пожалуй, важным здесь является признание иудеями Его самарянином, чужестранцем и иноверцем, что совершенно опровергает его принадлежность и преданность иудаизму. Никаким иудеям и ни в каком храме он проповедовать не мог, Его бы туда просто не пустили – так что это важное замечание.

«51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» - вот она, еще одна искомая нами золотая крупица истинного речения Иисуса, смерть более не властна над «соблюдшими слово» Иисуса, то есть поверившими Ему («Вот дело божие – веровать в того кого Бог послал») и через веру в Него Родившихся Свыше Духом в Жизнь Вечную.

«52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее» - опять двадцать пять, за рыбу деньги. Так и норовят иудействующие хоть куда что-нибудь свое да всунуть, пусть и явно не к месту, ни к селу ни к городу опять про своего бога-иегову, которого Иисус познал а злые иудеи – нет, и заодно опять про своего Абрама – кто про что, а вшивый все про баню.

Олег ЧЕКРЫГИН