Найти тему
Trаvel/History

Путешествие по залам Меншиковского дворца на Васильевском.

Дворец А.Д.Меншикова на Васильевском острове.
Дворец А.Д.Меншикова на Васильевском острове.

Александр Данилович Меншиков известная фигура в Истории России. С 1700 по 1721 гг. Меншиков командовал крупными силами пехоты и кавалерии, отличился при осаде и штурме крепостей, а также во многих сражениях. Был приближенным Петра I, сопровождая его в военных походах и поездках.

Меншиков А.Д. Портрет из яндекс-картинки
Меншиков А.Д. Портрет из яндекс-картинки

Выходец из простого народа Алексашка Меншиков в 14 лет поступил на службу Петру 1 денщиком и смог быстро приобрести не только доверие, но и дружбу царя, стать его наперсником во всех затеях и увлечениях. После смерти Ф. Я. Лефорта Меншиков стал первым помощником Петра, оставаясь его любимцем многие годы. Наделённый от природы острым умом, прекрасной памятью и большой энергией, Александр Данилович никогда не ссылался на невозможность исполнить поручение и делал всё с рвением, помнил все приказания, умел хранить тайны, как никто другой (в то время), мог смягчать вспыльчивый характер царя.

С 1703 года Меншиков являясь первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга, руководил строительством города и Кронштадта. В 1707 году Петр подарил ему огромную территорию — Васильевский остров. Именно здесь расположилась усадьба князя Меншикова, центром которой являлся Меншиковский дворец.

Васильевский остров первой четверти 18 в. Яндекс-картинки
Васильевский остров первой четверти 18 в. Яндекс-картинки

Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра 1.

Усадьба Меньшикова с цветником и садом тянулась через весь Васильевский остров – от Большой до Малой Невы. Чего здесь только не было: и бани, и хлебопекарня, и кузня, и медоварня. Меншиковский дворец царь Петр называл Посольским домом: почти все ассамблеи, праздничные пиры и торжественные обеды проводились именно в нем. В Посольском доме играли свадьбу сына Петра I царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой-Софией, а также свадьбу племянницы Петра, будущей императрицы Анны Иоанновны с Фридрихом-Вильгельмом, герцогом Курляндским.

Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г. Яндекс -картинки
Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г. Яндекс -картинки

Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др. Интерьер залов выполнен в самых разных стилях: например, в предспальне стены выложены фаянсовыми плитками, в западной приемной оклеены шелковыми обоями, а в «ореховой» отделаны натуральным деревом.

Макет Меншиковского дворца. Личное фото экспозиции музея
Макет Меншиковского дворца. Личное фото экспозиции музея

Экскурсия во дворце начинается с макета дворца, кухни и большой палаты, зал для парадных приёмов.

Кухня дворца. Личное фото экспозиции музея
Кухня дворца. Личное фото экспозиции музея

Кухня у Меншикова считалась одной из лучших в Петербурге. Колпак над плитой - настоящая работающая вытяжка.

Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены стоит древнеримская скульптура Аполлона II века н.э..

Большая палата. Личное фото экспозиции музея
Большая палата. Личное фото экспозиции музея

В центре зала на персидской ковровой скатерти стоит серебряная лохань для льда. А в углу - итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» из брекчии с пальцами из оникса. Такие «раритеты» очень ценились в петровское время.

Серебряная лохань для льда. Яндекс-картинки
Серебряная лохань для льда. Яндекс-картинки
Нога колосса. Личное фото экспозиции музея
Нога колосса. Личное фото экспозиции музея

также на первом этаже находится Кордегардия для почетной губернской охраны

Кордегардия. Личное фото экспозиции музея
Кордегардия. Личное фото экспозиции музея

Гости во дворец заходили через центральный вход и оказывались в больших сенях. Сени дворца построены в стиле тосканского ордена с массивными колоннами.

Лестница ведет на второй этаж дворца. Личное фото экспозиции музея
Лестница ведет на второй этаж дворца. Личное фото экспозиции музея

Стены сеней расписаны под мрамор, пространство заполняют скульптуры. Первое скульптурное изображение в России был портрет хозяина дворца, которое выполнил архитектор Б.К. Растрелли. Скульптурный портрет демонстрировал социальное положение хозяина. Меншиков изображен в доспехах и мантии с Орденом Святого Андрея Первозванного, с регалиями польского Ордена Белого орла и прусского ордена Черного Орла.

Скульптурный портрет А. Меншикова. Личное фото экспозиции музея
Скульптурный портрет А. Меншикова. Личное фото экспозиции музея

Для скульптуры в Больших сенях сделаны специальные ниши. В них установлены статуи Героя, Геракла, Париса и Флоры. Все они римской работы 1 - 2 вв. н.э. Кроме античной скульптуры здесь есть скульптура 18 в. из коллекции Петра 1: "Венера в раковине", "Диана с Амуром и собакой".

Скульптуры в сенях. Личное фото экспозиции музея.
Скульптуры в сенях. Личное фото экспозиции музея.

Был во дворце и двусветный зал, располагавшийся на втором этаже.

Двусветный зал. Личное фото экспозиции музея
Двусветный зал. Личное фото экспозиции музея

В двусветном зале для приемов и ассамблей торжественно встречали иностранных дипломатов, устраивали пиры и маскарады в честь побед в Северной войне, праздновали шумные свадьбы. Стены украшает золоченая лепнина и картины. В торце зала – уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу. Многочисленных гостей развлекала «живая» музыка оркестра и пение крепостного хора. Часто под руководством царя здесь устраивали Петровские ассамблеи, во время которых знать обязана танцевать и культурно общаться. Обязательной считалась одежда по-европейски. Мужчины должны являться на ассамблеи чисто выбритые. Большой зал украшен 14 золочеными напольными подсвечниками с фигурами купидонов и австрийскими хрустальными люстрами. Здесь заседала военная коллегия.

В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.

Часы-орган. Личное фото экспозиции
Часы-орган. Личное фото экспозиции

Западная часть дворца принадлежала супруге Светлейшего князя Дарье Михайловне. Ее покои открываются "Передней" - первой комнатой перед Большим залом дворца. стены обиты тканью.

"Передняя" Дарьи Михайловны. Личное фото экспозиции музея
"Передняя" Дарьи Михайловны. Личное фото экспозиции музея

В центральной части стены размещено зеркалов ореховой рамке по обе стороны которого разместили портреты дочерей четы Меншиковых.

Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.

В комнате обращают на себ внимание изделия из массивного серебра На деревянных витых подставках-геридонов установлены массивные шандалы - серебряные подсвечники прибалтийской работы 18 в. Над дверьми висят массивные серебряные блюда, выполненные в Аугсбурге с изображением мифологических существ: Минервой, Марсом и музыкантами.

Также комнату украшают китайские фарфоровые тарели, относящиеся ко времени правления китайской династии Цинь, расписанные зеленой глазурью.

Фарфоровые тарелки  китайской династии Цинь. Личное фото экспозиции
Фарфоровые тарелки китайской династии Цинь. Личное фото экспозиции

Следующая комната - западная приемная (столовая). чное фото экспозиции музея

Личное фото экспозиции музея
Личное фото экспозиции музея

Верхняя часть комнаты украшена китайскими шелковыми обоями. Роспись по шелку была выполнена натуральными красителями. Шелк расписывался мастерами- ремесленниками высокого класса. Шелк расписывался на сюжеты китайских классических произведений литературы.

Нижнюю часть стен отделали панелями, составленными из плиток пурпурного цвета с рисунком "Розы на стеблях". Мебель в виде двух стульев и столика выполнена из ореха и сделана в Нидерландах.

Камин. Личное фото экспозиции
Камин. Личное фото экспозиции

В боковом крыле дворца расположены два зала. Первый зал, обтянутый красным сукном и обставленный резной мебелью получил название "Портретная". Здесь представлены портреты Российских государей: алексей Михайлович, Петр 1, Екатерины Алексеевны (первой), Петра II, цесаревича Алексея и крон-принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Здесь же с Российскими государями соседствуют портреты французского короля Людовика XIV и его сына великого дофина.

Портретная. Личное фото экспозиции
Портретная. Личное фото экспозиции

Еще один зал называется"кабинет живописи".

Кабинет живописи. Личное фото экспозиции
Кабинет живописи. Личное фото экспозиции

В центре комнаты размещено редкое произведение мебельного искусства - кабинет с шестью живописными вставками. Среди картин представлены работы нидерландских и фламандских художников, а также мастеров французской и итальянской школ.

Во дворце очень часто встречали придворных вместе с Петром 1. Особенно в первые годы строительства Санкт-Петербурга. Дворец не маленький, но в целом его посещение займет около двух часов. Материалы использованы из личных архивов, полученных при посещения музея.

Подписывайтесь на мой канал Trаvel/History узнаете много интересного.