Александр Данилович Меншиков известная фигура в Истории России. С 1700 по 1721 гг. Меншиков командовал крупными силами пехоты и кавалерии, отличился при осаде и штурме крепостей, а также во многих сражениях. Был приближенным Петра I, сопровождая его в военных походах и поездках.
Выходец из простого народа Алексашка Меншиков в 14 лет поступил на службу Петру 1 денщиком и смог быстро приобрести не только доверие, но и дружбу царя, стать его наперсником во всех затеях и увлечениях. После смерти Ф. Я. Лефорта Меншиков стал первым помощником Петра, оставаясь его любимцем многие годы. Наделённый от природы острым умом, прекрасной памятью и большой энергией, Александр Данилович никогда не ссылался на невозможность исполнить поручение и делал всё с рвением, помнил все приказания, умел хранить тайны, как никто другой (в то время), мог смягчать вспыльчивый характер царя.
С 1703 года Меншиков являясь первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга, руководил строительством города и Кронштадта. В 1707 году Петр подарил ему огромную территорию — Васильевский остров. Именно здесь расположилась усадьба князя Меншикова, центром которой являлся Меншиковский дворец.
Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра 1.
Усадьба Меньшикова с цветником и садом тянулась через весь Васильевский остров – от Большой до Малой Невы. Чего здесь только не было: и бани, и хлебопекарня, и кузня, и медоварня. Меншиковский дворец царь Петр называл Посольским домом: почти все ассамблеи, праздничные пиры и торжественные обеды проводились именно в нем. В Посольском доме играли свадьбу сына Петра I царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой-Софией, а также свадьбу племянницы Петра, будущей императрицы Анны Иоанновны с Фридрихом-Вильгельмом, герцогом Курляндским.
Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др. Интерьер залов выполнен в самых разных стилях: например, в предспальне стены выложены фаянсовыми плитками, в западной приемной оклеены шелковыми обоями, а в «ореховой» отделаны натуральным деревом.
Экскурсия во дворце начинается с макета дворца, кухни и большой палаты, зал для парадных приёмов.
Кухня у Меншикова считалась одной из лучших в Петербурге. Колпак над плитой - настоящая работающая вытяжка.
Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены стоит древнеримская скульптура Аполлона II века н.э..
В центре зала на персидской ковровой скатерти стоит серебряная лохань для льда. А в углу - итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» из брекчии с пальцами из оникса. Такие «раритеты» очень ценились в петровское время.
также на первом этаже находится Кордегардия для почетной губернской охраны
Гости во дворец заходили через центральный вход и оказывались в больших сенях. Сени дворца построены в стиле тосканского ордена с массивными колоннами.
Стены сеней расписаны под мрамор, пространство заполняют скульптуры. Первое скульптурное изображение в России был портрет хозяина дворца, которое выполнил архитектор Б.К. Растрелли. Скульптурный портрет демонстрировал социальное положение хозяина. Меншиков изображен в доспехах и мантии с Орденом Святого Андрея Первозванного, с регалиями польского Ордена Белого орла и прусского ордена Черного Орла.
Для скульптуры в Больших сенях сделаны специальные ниши. В них установлены статуи Героя, Геракла, Париса и Флоры. Все они римской работы 1 - 2 вв. н.э. Кроме античной скульптуры здесь есть скульптура 18 в. из коллекции Петра 1: "Венера в раковине", "Диана с Амуром и собакой".
Был во дворце и двусветный зал, располагавшийся на втором этаже.
В двусветном зале для приемов и ассамблей торжественно встречали иностранных дипломатов, устраивали пиры и маскарады в честь побед в Северной войне, праздновали шумные свадьбы. Стены украшает золоченая лепнина и картины. В торце зала – уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу. Многочисленных гостей развлекала «живая» музыка оркестра и пение крепостного хора. Часто под руководством царя здесь устраивали Петровские ассамблеи, во время которых знать обязана танцевать и культурно общаться. Обязательной считалась одежда по-европейски. Мужчины должны являться на ассамблеи чисто выбритые. Большой зал украшен 14 золочеными напольными подсвечниками с фигурами купидонов и австрийскими хрустальными люстрами. Здесь заседала военная коллегия.
В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.
Западная часть дворца принадлежала супруге Светлейшего князя Дарье Михайловне. Ее покои открываются "Передней" - первой комнатой перед Большим залом дворца. стены обиты тканью.
В центральной части стены размещено зеркалов ореховой рамке по обе стороны которого разместили портреты дочерей четы Меншиковых.
Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.
В комнате обращают на себ внимание изделия из массивного серебра На деревянных витых подставках-геридонов установлены массивные шандалы - серебряные подсвечники прибалтийской работы 18 в. Над дверьми висят массивные серебряные блюда, выполненные в Аугсбурге с изображением мифологических существ: Минервой, Марсом и музыкантами.
Также комнату украшают китайские фарфоровые тарели, относящиеся ко времени правления китайской династии Цинь, расписанные зеленой глазурью.
Следующая комната - западная приемная (столовая). чное фото экспозиции музея
Верхняя часть комнаты украшена китайскими шелковыми обоями. Роспись по шелку была выполнена натуральными красителями. Шелк расписывался мастерами- ремесленниками высокого класса. Шелк расписывался на сюжеты китайских классических произведений литературы.
Нижнюю часть стен отделали панелями, составленными из плиток пурпурного цвета с рисунком "Розы на стеблях". Мебель в виде двух стульев и столика выполнена из ореха и сделана в Нидерландах.
В боковом крыле дворца расположены два зала. Первый зал, обтянутый красным сукном и обставленный резной мебелью получил название "Портретная". Здесь представлены портреты Российских государей: алексей Михайлович, Петр 1, Екатерины Алексеевны (первой), Петра II, цесаревича Алексея и крон-принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Здесь же с Российскими государями соседствуют портреты французского короля Людовика XIV и его сына великого дофина.
Еще один зал называется"кабинет живописи".
В центре комнаты размещено редкое произведение мебельного искусства - кабинет с шестью живописными вставками. Среди картин представлены работы нидерландских и фламандских художников, а также мастеров французской и итальянской школ.
Во дворце очень часто встречали придворных вместе с Петром 1. Особенно в первые годы строительства Санкт-Петербурга. Дворец не маленький, но в целом его посещение займет около двух часов. Материалы использованы из личных архивов, полученных при посещения музея.
Подписывайтесь на мой канал Trаvel/History узнаете много интересного.