По информации инсайдеров, Касым-Жомарт Токаев потихоньку подталкивает соответствующие госструктуры на поиск компрометирующих материалов против нескольких известных в стране людей. В частности, в отношении бывшего премьер-министра РК и акима Алматы и Астаны Имангали Тасмагамбетова.
«Дело в том, что хотя Тасмагамбетов покинул в 2019 году госслужбу, он был и остается одним из негласных лидеров западного клана (и казахских националистов, которые, правда, сильно разобщены). И он вполне может сыграть неожиданную, но ключевую роль, если вдруг казахстанская правящая элита пойдет по украинскому или кыргызскому пути. То есть расколется и начнет воевать за власть.
По информации инсайдеров, компрометирующие материалы на Имангали Тасмагамбетову будут искать главным образом в Министерстве обороны РК, а также в проектах его зятя Кенеса Ракишева, связанных с разработкой техники и вооружений для казахстанской армии», говорится в статье KZ.expert.
Если судить по казахстанской прессе, то врагов у Токаева нет. Трудно сказать, какую роль в этом играет внутриполитическая вторичность Касым-Жомарта Кемелевича, а какую его заведомая осторожность (та самая, которую его недоброжелатели частенько именуют трусостью), а также неудачливость Токаева и членов его семьи в «приватизации» госсобственности, но факт остается фактом.
Ирония судьбы состоит в том, что эти минусы Токаева в глазах элиты оказались плюсами в глазах елбасы. К тому же после своей отставки с поста премьера Токаев занимал исключительно дипломатические должности и, соответственно, не мог и не смог сформировать собственный клан или группу влияния.
Именно эта относительная равноудаленность Токаева ото всех и его осторожность сыграли главную роль в том, что он стал преемником Нурсултана Назарбаева на посту президента.
Елбасы прекрасно понимает, что созданные им политическая система и государственный механизм не слишком устойчивы. И что, если его не станет, они могут рухнуть в одним момент. Поэтому он предпочитает держать в качестве своего местоблюстителя человека, который если и имеет собственные политические амбиции, то умело их прячет, а самое главное – он настолько слаб политически, что будет стараться держать везде и во всем равновесие.
Тем не менее, судя по косвенным свидетельствам и отрывочным утечкам из Акорды, у Токаева имеется собственный взгляд на то, каким должны быть Казахстан и государственная политика. Правда, пока он вынужден действовать с многочисленными оглядками как на Библиотеку и ее обитателей, так и на многочисленные элитные кланы, в первую очередь родственников «лидера нации». Пока, похоже, это ему удается. Более того, инсайдеры утверждают, что Токаев смог договориться с одним из ближайших родственников елбасы о политическом союзе.
В последние месяцы эта персона набирает «политический вес», плюс договорилась о союзе с влиятельной фигурой — председателем Комитета национальной безопасности РК Каримом Масимовым.
Можно говорить, что острая борьба внутри кланов Казахстана еще впереди.