Этот текст был написан в 2009 году, но, думаю, и сегодня вполне интересен для уважаемой публики.
Однажды ко мне просьбой отыскать информацию о месте гибели своего прадеда, Останина Абрама Тимофеевича, уроженца города Бийска, обратился Александр Останин, проживающий в Московской области. Абрам Тимофеевич, судя по письмам с фронта, служил в 5-м дорожно-эксплуатационном полку, который был в основном сформирован у нас в городе.
Ветеранов уже нет
Александр также попросил рассказать поподробнее об этом подразделении, его истории. Попутно мы попытались через СМИ отыскать какие-либо сведения от ветеранов или их родственников - возможно, у кого-то там тоже воевал прадед, дед или отец. Но никаких откликов не поступило.
Я обратился за помощью в Бийский краеведческий музей имени В. Бианки. Заведующий историческим отделом Константин Ярославцев сразу заметил, что тема эта еще не была должным образом исследована. Причины очевидны. 5-й ОДЭП - подразделение, которому суждено было встретить самую тяжелую и кровавую пору первого года войны. Ветеранов этого полка в живых уже не осталось.
Перед фронтом
С началом Великой Отечественной войны дислоцировавшаяся во втором военном городке Бийска воинская часть была развернута в 5-ый отдельный дорожно-эксплуатационный полк (ОДЭП, полевая почта 422 и 235). Формировавшиеся подразделения полка были пополнены приписным рядовым и сержантским составом из Бийска, Бийского, Зонального и других районов, призыв которого начался с 23 июня 1941 года. В городе Бийске набирались водители и специалисты из ЧВТ (Чуйский военизированный тракт) и Бийского управления дороги. Полк также был пополнен приписным офицерским составом из Бийска, Барнаула и Горного Алтая.
В своем составе полк имел управление (штаб), взвод ПВО, отдельную роту связи, два батальона (по шесть рот в каждом). В состав батальона входили автомобильная, техническая, строительная, дорожно-комендантская роты, кабельно-шестовая рота связи и рота регулирования движения. Каждая рота имела 186 человек, 6-7 грузовых автомашин (кроме автомобильных рот).
За каждой автомашиной были закреплены два водителя. В техническое оснащение подразделений полка помимо грузовых автомашин входили трактора (в том числе и грейдеры), мотоциклы, велосипеды. Общая численность полка около 2500 человек.
Командиром полка был назначен майор Прокопенко, которого на фронте сменил капитан Вертий, нач штаба полка - Волжин, начальником мастерских - майор Косинчук. Одним из батальонов командовал капитан Вертий. Командирами рот были старший лейтенант Сорокин (строительная рота), Ковшук, Бойко, старший лейтенант Шалов (кабельно-шестовая рота), лейтенант Крылов, старший лейтенант Гайлуков (8-ая техническая рота) и другие.
Боевые будни
3 июля 1941 года 5-й ОДЭП был направлен на фронт. (По словам Александра Останина, его прадед отправил письмо из эшелона, когда они стояли в городе Омске, от 16 июля 1941 г.) Переброска личного состава и техники осуществлялась по железной дороге. Эшелоны полка прибыли в Москву, где находились около суток, после чего началось их выдвижение к передовой линии наших войск. В городе Вязьме Смоленской области полк выгрузился из эшелонов и был включен в состав 24-й армии Резервного (затем Западного) фронта.
В походных колоннах подразделения полка под постоянными ударами немецкой авиации вышли к ст. Семлево под городом Дорогобуж Смоленской области, где приступили к выполнению поставленных задач: строили мосты, перевозили топливо для автотранспорта, доставляли в действующие части продовольствие, регулировали движение на дорогах, поддерживали в рабочем состоянии линии связи. Подразделениями полка были построены мосты через реку Десну и Угру под городом Ельня Смоленской области. Все работы полка проходили под постоянным воздействием авиации противника.
24-я армия, в которую входил бийский дорожно-эксплуатационный полк, — родоначальница советской гвардии. Именно ее дивизии, совместно с 43-й армией провели Ельнинскую операцию, В ходе нее войска армии прорвали оборону врага, разгромили 20-й армейский корпус противника и 6 сентября освободили город Ельню.
Эта наступательная операция была одной из первых, которую успешно провела после долгого времени отступлений и оборонительных боев Красная армия.
Вяземский котел
Немцы в свою очередь ответили на ельнинский «выпад» Жукова операцией «Тайфун». Создав подавляющее преимущество на узких участках, немецкие войска прорвали фронт советской обороны.
7 октября немецкие войска замкнули кольцо окружения войск Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы. В окружение попали 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК и управления 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий. В кольце немецких войск оказался и пятый ОДЭП. 3 октября подразделения полка начали отход на восток в общем потоке отступления частей и соединений своей армии. Немецкая авиация постоянно наносила удары по колоннам.
4-5 октября в селе Стайки Ельнинского района Смоленской области была отрезана немцами от основных сил полка 3-я дорожно-комендантская рота (около 40 человек). В ходе завязавшегося боя она вся погибла.
От населенного пункта Гнездилово Смоленской области подразделения пятого ОДЭПа выходили из окружения по двум направлениям - на восток и на северо-восток. Технику пришлось сжечь или взорвать. Солдаты и офицеры полка группами и поодиночке выходили из кольца окружения вдоль Минского шоссе через город Гжатск - ныне город Гагарин Смоленской области в район города Можайска Московской области, а так же пробивались в Калужскую область. После выхода из окружения пятый ОДЭП был расформирован, а остатки личного состава направлены в 134-ый отдельный дорожно-эксплуатационный батальон, 5-ю и 1-ю гвардейские стрелковые дивизии, а также в другие части.
Куда приехать, поклониться?
Участь советских солдат, попавших в окружение, была незавидной. Многие до сих пор числятся в списке пропавших без вести. Что говорить о простых бойцах, если в этой мясорубке сложил голову командир 24-ой армии. Константин Ракутин? Ему, кстати, непосредственно и подчинялся 5-й ОДЭП.
По словам поисковиков, действующих на местах «Вяземского котла», на старом большаке Ельня - Вязьма братские могилы отмечены в районе деревень Волочек и до Сенной через каждые 200-300 м. Надо сказать, что поисковики только от автора этого материала и получили сведения, что, к примеру, искать останки бойцов Красной армии надо у села Стайки (выше уже сказано, что в этом месте была уничтожена 3-я дорожно-комендантская рота 5 ОДЭП).
Непосредственно найти следы конкретного полка, наверное, теперь невозможно. Но ведь наверняка проводились поиски и раскопки в вышеуказанных местах: Вязьма, Семлево, Ельня, Гнездилово?
Руководитель смоленского поискового отряда «Долг», Нина Куликовская:
Поисковые экспедиции практически во всех Вами названных районах у нас проводились и проводятся. (Правда. Гнездилово _ это уже Калужская область). Отдельно какой-либо информацией по 5 ОДЭП мы не располагаем. Погибших солдат в районе Вязьмы, Семлево и Ельни находим много, практически все они без вести пропавшие (это ведь 41-й год) и поскольку по ним нет боевых донесений, а числятся они в списках без вести пропавших по подворному опросу, то нет информации о принадлежности погибших к каким-либо формированиям. Я имею в виду объединенную базу данных Министерства Обороны, в которой сканированы списки безвозвратных потерь и донесения по ним. В итоге мы не можем отследить по именам солдат их принадлежность к 5 ОДЭП.