Найти тему

Муслим бин Акил начинает восстание в Куфе

МУСЛИМ БИН АКИЛ ПРИГЛАШАЕТ ИМАМА ХУСЕЙНА (МИР ЕМУ) В КУФУ

Приглашение Хусейну (мир ему) Муслим отправил за 27 дней до своей смерти. В своем письме он написал следующее:

«Несомненно, человек, которого послали найти ночлег, не своим людям не будет лгать. Сегодня мне присягнуло 18 тысяч из жителей Куфы.

Когда мое письмо дойдет до тебя, то поторопись. Потому что весь народ с тобой.

Никто из них не поддерживает и не имеет благосклонности к династии Омейядов. Прощай»[1].

Муслим узнал о речи человека Йазида Убайдуллаха (речь Убайдуллаха бин Зийада), он в это время находился в доме Мухтара бин Абу Убайды[2] или же Муслима бин Авсаджа[3].

Однако, для безопасности они перебрался в дом Хани бин Урвы аль-Муради и продолжил свою деятельность отсюда[4].

Он отправил выше указанное письмо после того, как перебрался в дом Урвы.

Когда он был в доме Хани бин Урвы, то отправил письмо имаму Хусейну(мир ему) вместе с Абу Шабибу'ш-Шакири. В этом письме было написано следующее:

«Несомненно, человек, которого послали найти ночлег, не своим людям не будет лгать. Сегодня мне присягнуло 18 тысяч из жителей Куфы.

Когда мое письмо дойдет до тебя, то поторопись. Потому что весь народ с тобой.

Никто из них не поддерживает и не имеет благосклонности к династии Омейядов. Прощай»[5].

-2

ПОПЫТКИ УБИТЬ УБАЙДУЛЛАХА

Пока Убайдуллах искал Муслима на улицах Куфы, Муслим бин Акил не сидел без дела. Он вместе с другом Хани Шариком пытался убедить Хани бин Урву поднять восстание[6].

Несмотря на то, что у него было две возможности убить Убайдуллаха, он ни разу не решился это сделать. Одним из этих случаев было посещение Убайдуллахом Хани бин Урвы, когда он заболел.

«Хани бин Урва заболел. В это время в его доме скрывался Муслим. В связи с этим Хани, не будучи больным, был вынужден сделать вид, что заболел. Он выпил красной глины, и его начало тошнить с нее.

Убайдуллах же, получив известие, что Хани харкает кровью, пошел его навестить. Так как Хани был в числе людей, которых ценил Убайдуллах. И Хани захотел убить Убайдуллаха, который собирался его навестить[7].

Однако, когда он пришел, Муслим заколебался, стоит ли убивать[8].

Есть другое предание о произошедших событиях от заболевшего Шарика бин Авара:

«Когда я стал гостем в доме Хани бин Урвы, то тяжело заболел. Когда об этом услышал Убайдуллах бин Зийад, то пришел его навестить. Шарик предложил Муслиму подготовиться и убить Ибн Зийада и сказал: «Твоя цель и твоих сторонников уничтожить этот идол (тагут). И Аллах дает тебе такую возможность. И он приходит навестить тебя. Иди и спрячься в кладовке. Когда он сядет рядом со мной, убей его. Затем войди во дворец правителя и стань наместником. Никто не выступить против тебя»[9].

«Шарик сказал Муслиму: «Я обращусь к вам со словами «Принесите мне попить воды». Ты в этот момент выйдешь и убьешь его».

Муслим сказал: «Можно»[10].

«Он почувствовал, что Муслиму не нравится идея убить Убайдуллаха в доме Хани. Поэтому он не послушал совета Шарика.

Когда Убайдуллах покинуд дом, Шарик воскликнул с горечью и грустью: «Ты почему его не убил?». Муслим ему ответил так:

«От этого меня удержали две вещи. Одно из них - это нежелание убивать в доме Хани, а другое - это слова Посланника Аллаха (С): «Вера не позволяет совершить подлое убийство, запрещает злое намерение. Верующий никого предательски не убьет»[11].

Согласно другому преданию, это произошло неделю спустя после болезни Хани. Однако, тогда Муслим, хотевший убить Убайдуллаха, не смог это реализовать[12].

-3

УБАЙДУЛЛАХ БИН ЗИЙАД УЗНАЛ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ МУСЛИМА

Убайдуллах, зная о том, что в Куфе прячется человек имама Хусейна (мир ему), подготовил коварный план и узнал его местоположение. Он поручил эту миссию человеку по имени Ма'кил и дал ему 3 тысяч дирхемов. Он потребовал, чтобы он представился человеком из Химса и пришел дать присягу Хусейну (мир ему). В это время Ма'кил должен был сказать, что хочет передать эти деньги Муслиму и таким образом планировалось установить его местоположение[13].

Ма'кил с помощью Муслима бин Авсаджа установил место Ибн Акиля. Он передал ему полученные от Убайдуллаха деньги и присягнул, как потребовал Муслим.

После этого он стал сообщать Убайдуллаху новости о Муслиме и его сторонниках[14].

Когда Убайдуллах узнал, что Муслим прячется в доме Хани, то позвал Хани к себе, не назвав причину.

«Когда к Ибн Зийаду вошли и поздоровались с ним представители куфийской знати Мухаммад бин Аш'аш и Асма бин Хариджа, то Ибн Зийад спросил у них: «А что делает Хани бин Урва?».

Ибн Аш'аш и Ибн Хариджа сказали: «О, эмир. Он уже многие дней болеет».

Ибн Зийад воскликнет: «Как так? Как я слышал, он целыми днями сидит перед дверьми своего дома. Что препятствует ему в том, чтобы навестить нас? Разве его правом и обязанностью не является навестить нас и поприветствовать нас?».

Ибн Аш'аш и Ибн Хариджа сказали: «Мы сообщим ему, мы сразу же, не откладывая, отправимся к нему и скажем»[15].

Мухаммад бин Аш'аш и Асма бин Хариджа покинули Ибн Зийада и пошли к Хани бин Урве. После того, как они пересказали слова Ибн Зийада, свой ответ и слова ему, то стали настаивать: «Мы клянемся тебе, для того, чтобы убрать из сердца Ибн Зийада вспыхнувшую к тебе ненависть, вражду, пошли вместе с нами к нему».

После этого Хани привел своего мула. Он сел на него и отправился вместе с Мухаммадом бин Аш'ашем и Асмой бин Хариджем.

Когда они приблизились к дворцу наместника, то в сердце Хани запал страх. Он сказал своим товарищам: «В мое сердце закрылся страх к этому человеку».

Товарищи ему в ответ заявили: «Почему в мое сердце закрался страх? Ты - чистый и пожилой человек, не задира».

Хани вместе с ними вошел к Ибн Зийаду. Там был судья (кади) Шурайх.

Когда Ибн Зийад увидел Хани, то прочитал двустишье, начинавшееся словами «Я хочу, чтобы он жил и пребывал в добре, а он хочет моей смерти»[16].

Между ними возник спор о выдаче Муслима бин Акиля и Хани заявил, что не выдаст Муслима.

Хани проявил решительность словами «Клянусь Аллахом, даже если он будет находится под моими ногами, я не подниму ногу и не выдам его»[17].

Убайдуллах из-за этого поведения Хани раздваил его голову посохом[18].

Когда мазхиджийцы узнали о произошедшем с Хани, а в пути уже узнали о его смерти, то собрали отряд из 4 тысяч всадников и под предводительством своего вождя Амра бин Хаджджаджа и осадили дворец наместника. Однако, когда они узнали, что Хани не убит и в случае, если они не снимут осаду, то сами и Хани будут убиты, то разошлись[19].

В связи с судьбой Хани есть различные предания.

По другому преданию же, по приказу Убайдуллаха, Хани схватили и отвели на рынок, где и повесили[20].

Согласно другому преданию, Убайдуллах убил Хани, его бездыханное тело сбросили с крыши дворца в толпу, которая обступила дворец.

Людей охватил страх. Все разбрелись по домам[21].

Подобно тому как есть труды, где говорится, что Хани убили раньше Муслима бин Акила[22], то и есть те, кто пишет, что он был убит после смерти Муслима бин Акиля[23].

-4

МУСЛИМ БИН АКИЛ НАЧИНАЕТ ВОССТАНИЕ

После того, как Хани был арестован, то Убайдуллах, опасаясь восстания, пришел в мечеть и выступил с успокаивающей речью. Как только он закончил говорить, ему сообщили, что Муслим перешел к действиям.

Ибн Акил начал восстание в 8-й день месяца Зульхиджджа в 60-й год по хиджре. Муслим объявил паролем слова «Йа Мансур» и поднял флаг против Убайдуллаха. После этого вокруг него собралось много людей и отряд двинулся к дворцу наместника. Убайдуллах, услышав об этом, велел закрыть ворота дворца[24].

Согласно Табари, Муслим бин Акил, начавший восстание с 4 тысячами всадниками[25] (согласно Ибн Хиббану, было 3 тысячи всадников[26]), к концу дня остался один[27].

Убайдуллах распространил среди людей весть о том, что к ним на помощь идет армия из Сирии[28].

«Муслим бин Акил отчаянно сражался около дворца. Он тяжело был ранен. Некоторые из его товарищей погибли. Находящиеся в дворце люди вышли на крышу и стал метать камни и стрелы, не давая людям приблизиться к дворцу. Они продолжали это делать до самого вечера.

Аш'ас, Ка'ка бин Шавр и Шабас бин Риб'и до вечера бились с товарищами Муслима бин Акиля.

Шабас бин Риб'и говорил: «Подождите ночи, эти все разбредутся, уйдут».

Ка'ка в ответ сказал: «Ты закрыл выходы в город для людей. Открой пути, пусть рассеются, уйдут».

Ибн Зийад позвал Касира бин Шихаба бин Хусайна. Он, припугнув его наказанием султана, приказал ему отозвать с битвы подчиняющихся ему соплеменников из племени Музхидж и оставить Ибн Акила.

Он приказал Мухаммаду бин Аш'асу призвать к себе выходцев из племен Кинда и Хадрамаут и повелел вывесить флаг амнистии для тех, кто придет к нему.

Такой же приказ он отдал Ка'ке бин Шавру и Шабасу бин Риб', Хаджджару бин Абджару и Шимру бин Зилджавшану.

Ибн Зийад побоялся остаться в полном одиночестве и в окружении малого числа людей, держал около себя представителей знати Куфы.

Когда Касир бин Шихаб, Мухаммад бин Аш'ас и Ка'ка бин Шавр вместе со своими соплеменниками и зависимыми от них племенами собрались рядом с Ибн Зийадом, Касир бин Шихаб сказал Ибн Зийаду: «Пусть Аллах воздаст добром повелителю. Во дворце вместе с тобой есть много людей, включая знать, охрану, домочадцев и вольноотпущеников. Если хочешь, то выйди вместе с нами биться с теми, кто окружил дворец».

Ибн Зийад отказал выходить. Он обвязал знаменем Шабаса бин Риб'и и выставил наружу. Люди пребывали вместе с Муслимом бин Акилом и произносили слова такбира. Ибн Зийад обратился к собравшимся знатным людям Куфы: «Покажитесь людям. Кто покорен, тем пообещайте, что вознаградите с излишком. Смутьянам же говорите, что их надежды не сбудутся, и они буду наказаны. Сообщите им, что против них идут воинские отряды из Сирии.

Первым к людям обратился Касир бин Шихаб:

«О, люди, разойдитесь и вернитесь к своим семья. Не распространяйте и не разжигайте зло и вред. Не бросайте в гущу, чтобы вас убили. И против вас идет войско повелителя правоверных Йазида. Если вы продолжите бороться с Ибн Зийадом и не разойдетесь до ночной молитвы, то он поклялся, что он сделает запретным хорошее отношение к вашему потомству, в случае столкновения с сирийцами, когда вы будете рассеяны, тон они накажут вместо больных здоровых, вместо тех, кто укроется после боя, он отловят не участвовавших в стычках и будут придерживаться этого поведения, пока не останется смутьянов из вашего числа».

Мухаммад бин Аш'ас, Ка'а бин Савр, Шабас бин Риб'и, Хаджджар бин Абджар и Шимр бин Зилджавшан обратился к народу со следующими словами:

«О, куфийцы! Бойтесь Аллаха. Не спешите сеять смуту и раскол. Не ломайте посох этой общины и не разделяйте ее надвое. Не призывайте против себя сирийскую конницу. Вы вкусили их вкус, мы испытали на себе мощь и силу Омейядов».

Когда люди, находившиеся рядом с Муслимом бин Акилем, услышали слова земляков, то стали терять стойкость. Они принялись расходиться. Касир бин Шихаб отозвал от Ибн Акила 2 тысячи человек из племени Кальб. Он схватил юношу из сыновей Фитйан, который собрался идти к Муслиму бин Акилю и отослал его Ибн Зийаду. Тот приказал юношу заключить под стражу. Мухаммад бин Аш'ас встал в квартале сыновей Умара. Когда он узнал, что Умара бин Салхабу'л-Азди вооружился и собрался идти к Муслиму бин Акилю, то схватил его и отправил Ибн Зийаду. Тот заточил его.

-5

Пришел один человек из куфийцев, который обратился к своему сыну, брату и сыну дяди со словами «вернитесь, потому что людей здесь достаточно, в вас нет необходимости». Пришла еще одна женщина и не уходила, пока не вернула сына, мужа и брата. Пришел еще один человек, который со словами «Завтра ко мне придут сирийцы. Что ты сделаешь в этой войне против зла? Возвращайся», забрал сына или брата.

Все, кто там находился к вечеру разделились и разбрелись. Рядом с Муслимом бин Акилем осталось 500 человек. Затем и их число уменьшилось до трехсот, а в конце осталось только 30 человек»[29].

[1] Динавари, Китаб'л Ахбар, с. 243
[2] аль-Иршад, т. 2, с. 41
[3] Тахзибу'т-Тахзиб, т. 2, с. 349
[4] Масуди, Мурудж'уз-Захаб, т. 3, с. 67
[5] Динавари, Китаб'ул Ахбар, с. 243
[6] Динавари, с.96
[7] Ибн Аби Раббих, т. 4, с. 378
[8] Ибн Кутайба, Имама, т.2, с. 4
[9] Илам'ул-Вара, т. 1, с. 428
[10] Табари, т.6, с. 202
[11] И'ламу'л-Вара, т. 1, с. 428
[12] Табари, т. 5, с. 363
[13] Исфахани, Макатил, с. 97; Табари, т. 5, с. 348
[14] Динавари, с. 217 -218; Табари, т. 5, с. 362-364
[15] Динавари, Китаб'ул Ахбар, с. 235-237
[16] Динавари, Китаб'ул Ахбар, с. 237
[17] Ибн Касир, т. 8, с. 154
[18] Масуди, Мурудж'уз-Захаб, т. 3, с. 67
[19] Масуди, Мурудж'уз-Захаб, т. 3, с. 67
[20] Масуди, Мурудж, т.3, с. 69
[21] Ибн А'сам, аль-Футух, т. 5, с.83
[22] Сират'ул-Аиммати'л-Иисна, с. 63; И'ламу'л-Вара, т. 1, с. 441
[23] ИбН Асам, аль-Футух, т.5, с. 83
[24] Ибн Асир, аль-Камиль, т.4, с.30
[25] т.5, с. 369
[26] с. 556
[27] Балазури, Ансаб, т.3, с. 422-423
[28] Ибн Касир, т. 8, с. 154, 155
[29] см. Табари, Тарих; Ибн Асир, аль-Камиль

Источник: Доктор Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",

Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"