Найти тему
Быть мамой легко

В Детский сад без слез! Как?

Картинка взята из открытых источников Яндекс.Картинки
Картинка взята из открытых источников Яндекс.Картинки

В 2020 году моему младшему сыну исполнилось 3 года, и он пошел в детский сад. Я изучила много информации как помочь адаптироваться ребенку и ходить в детский сад с удовольствием и без слез.

Наверное, самое главное, это комфортная среда, если ребенку хорошо, если ребенку спокойно, если ребенку интересно, то он будет с радостью ходить в детский садик. Хорошо бы найти такой детский сад и воспитателей, которые обеспечат комфорт и спокойствие ребенка. Но не всегда есть возможность выбора, иногда бывает детский сад один, и воспитателей выбрать нет возможности, приходится привыкать к тому, что есть. Как помочь ребенку адаптироваться?

Личное фото автора. Мой сын 1 сентября 2020 года. Первый раз в детский сад.
Личное фото автора. Мой сын 1 сентября 2020 года. Первый раз в детский сад.

Во-первых, к походу в детский сад ребенка нужно подготовить. Рассказать ему, что он подрос и скоро пойдет в детский сад. Рассказать не один раз, я начала рассказывать ребенку о детском садике за месяц до первого посещения. Хорошо, если можно гулять рядом с садиком и показывать «вот твой детский сад, видишь там гуляют ребята, ты тоже вырос и скоро ты пойдешь в детский сад». Так же, если ребенок заболел или по другой причине не посещал детский сад неделю, две и больше, то нужно опять же заранее рассказать ему, что скоро он опять начнет ходить в детский садик. В рассказах о детском учреждении, детский сад должен представляться как уютное, интересное место, которое создано специально для детей, чтобы им было интересно и весело проводить время. Ни в коем случае нельзя говорить, что детский сад, это работа ребенка, что он должен и обязан туда ходить.

Во-вторых, к посещению детского сада без утренних слез, и с радостью, очень помогают детские сказки, придуманные самими родителями и ролевые игры в детский сад. Можно предложить ребенку поиграть в куклы, машинки, другие фигурки, как они посещают детский садик, в игре рассказать о распорядке дня, о правилах, о возможных сложных ситуациях и как ребенку в них себя вести. Если кто-то обидел, если отняли игрушку, если ребенку стало грустно. Каждый вечер, когда мой ребенок только начал ходить в детский сад, я рассказывала ему перед сном сказку о мальчике, который пошел в детский сад. В сказке я предлагала разные варианты развития событий, рассказывала, как мальчик сначала волновался, боялся остаться один, без родителей, но потом понял, что в детском саду весело, там много игрушек и друзей, там интересные прогулки и занятия, песни и танцы, когда детки устают они ложатся спать на тихий час, когда проголодались их кормят и т.п. Только представлять детский сад нужно в положительном свете.

В-третьих, родителям нужно успокоится самим. Часто мама или папа сами боятся, что их ребенок не справится, что ему плохо в детском саду, и транслируют это ребенку. Даже если вы переживаете (все переживают, это естественно, ведь дети еще такие малыши), сделайте все, чтобы не транслировать ни словами, ни собственным настроением, ни своим поведением свои переживания ребенку.

Картинка взята из открытых источников Яндекс.Картинки
Картинка взята из открытых источников Яндекс.Картинки

В-четвертых, когда ребенок уже начал посещать детский сад, нужно внимательно следить за его состоянием. Если ребенок плачет, говорит, что он категорически не хочет идти в детский сад, необходимо выяснить причину и исключить травмирующие обстоятельства. Возможно, кто-то обижает ребенка, а он не знает, как постоять за себя, возможно что-то сказали воспитатели и ребенок испугался, не поняв высказывание, возможно он боится что его не заберут. Ребенок будет спокойно ходить в детский сад, когда будет чувствовать себя уверенно, то есть будет знать, что, например, если Петя начнет отнимать мои игрушки, то нужно громко ему сказать: «Так нельзя! Отойди от меня!» и обратиться к воспитателю, или если, например, ребенок не хочет есть какую-то еду, он просто может сказать: «я это не хочу» и его не будут заставлять. Да, вопрос о еде нужно обсудить с воспитателями заранее, и твердо сказать свою позицию, это наши дети и мы принимаем решение, как их кормить. Например, я сразу предупредила, что нельзя заставлять моего сына есть, если не хочет не надо.

В-пятых, вопрос об утренних слезах. Вообще наша цель не чтобы ребенок не плакал, мы не должны всеми силами заставить его не плакать, мы должны помочь ему адаптироваться, а вот когда он адаптируется он и плакать не будет, зачем плакать если он чувствует себя комфортно. Поэтому если ребенок утром плачет на первых порах привыкания к детскому саду, это не плохо. Плохо, если вы нанесете ему травму своей реакцией на его слезы. Например, одним утром, я привела своего сына в детский сад и пока мы переодевались, я стала свидетелем сцены между бабушкой и другим мальчиком из нашей группы. Мальчик плакал, бабушка его отчитывала, говорила ему, чтобы он прекратил нытье, что он плакса и нюня, что вон посмотри мальчик не плачет, давила, давила и давила на несчастного мальчика. Если мы не хотим психологической травмы своему ребенку, так делать не нужно. Нужно обнять и поддержать, да, столько сколько потребуется. Ни в коему случае не уходите тайно, или с помощью обмана, ребенку будет очень больно, у него возникнет ощущение предательства. Скажите честно, что он остается играть с ребятами, а вы уходите на работу, в магазин или куда вы уходите, но обязательно много раз повторите, что вы обязательно за ним вернетесь и заберете его, что вы придете, как только они пообедают, или поспят, или покушают после сна, или погуляют после сна, обозначьте период. Да, ребенку страшно идти одному, без мамы или папы к незнакомым воспитателям и детям. Поддержите, скажите, что понимаете его страхи, но всем ребятам нужно ходить в детский сад, что он уже вырос и ему там будет обязательно весело. Здесь очень поможет домашняя подготовка, когда вы много рассказывали о детском садике, когда были добрые сказки, ролевые игры. Сказки и ролевые игры о детском садике могут и должны продолжаться и тогда, когда ребенок уже посещает детский сад, когда он уже адаптировался. Когда ребенок уже привык и хорошо чувствует себя в детском саду, все равно иногда можно продолжать играть в детский сад, так вы узнаете как ребенок проводит день в детском саду, с какими трудностями сталкивается, и там же в игре научите его как справиться со сложными ситуациями.

Хочу также поделиться интересной находкой. Каждое утро, когда мой малыш уже одет для того, чтобы идти в группу, я раскладываю много-много поцелуйчиков ему в карманы, за пазуху, просто в ручки, на шейку, щечки. Я говорю ему, что, если ему станет грустно, он может достать мамин поцелуйчик и ему станет тепло, как будто мама рядом. Нам это очень помогает, возможно поможет и вам.

Я перечислила все основные моменты адаптации к детскому саду. Хочу еще отметить, что есть рекомендации чтобы водил в детский сад ребенка, кто-то, но не мама. Я не согласна с данной рекомендацией. Да ребенок плачет, с мамой возможно сильнее, чем с бабушкой или папой. Но плачет он потому, что доверяет маме, верит, что она поддержит, поймет, защитит, так это именно то, чего мы и пытаемся дать ребенку, чтобы он адаптировался. Его и нужно поддержать, понять и защитить. И кто как не мама сделает это лучше всех. Если мы не хотим нанести психологическую травму своим детям, давайте дадим им немного времени, поддержим их, поможем им и они с радостью будут ходить в детский садик, а потом и в школу.

Картинка взята из открытых источников Яндекс.Картинки
Картинка взята из открытых источников Яндекс.Картинки

Ответы на самые частые вопросы:

Сколько длится период адаптации? – От месяца до шести месяцев, это очень индивидуально. Но нужно иметь в виду, дети часто болеют, и перерыв в посещении, это новый период адаптации, но есть и хорошая новость, он будет короче.

Как расспросить ребенка о его дне в детском саду? – Часто дети на прямой вопрос родителей не могут прямо рассказать, как прошел их день. Нужно придумать простые вопросы, например: «С кем ты сегодня подружился?»; «Что хорошего сегодня было?»; «Что такое вкусное ты сегодня съел в детском саду?»; «А что было самое интересное сегодня?» и т.д.

Что делать если ребенок пришел с укусом/синяком/ссадиной и т.п.? – Для начала спокойно обсудить с воспитателем. Многие родители считают, что виноват воспитатель, отчасти да, но как правило у нас в стране очень большие группы, детей много и действительно уследить трудно. У нас дома 1-2-3 ребенка, а у воспитателя 10-20-30. После того как выяснили ситуацию, обсудите ее с ребенком. Если он не виноват, а его укусили/ударили, нужно научить его как выйти из подобной ситуации. Не давать сдачи, конечно!) Другой ребенок вряд ли просто так проходя мимо будет кусаться, как правило есть причина, не поделили игрушку, мешал играть, еще что-то подобное. Значит нужно объяснить своему ребенку, что, если кто-то отнимает, скажи громко «Нельзя!» и иди к воспитателю. Бывают агрессивные дети, тогда нужно объяснить своему ребенку, чтобы он не играл с этими детьми, если у них не получается без драк и укусов.

Что делать если мой ребенок кого-то укусил/ударил и т.п.? – Ребенок ведет себя агрессивно по двум причинам, либо он наблюдает это отношение к себе, как правило дома, и просто не знает, как общаться по-другому, либо он не знает как защитить себя. Ну, в первом случае все понятно, исключите агрессию дома, не шлепайте, не бейте, не кричите, не давите, и это не станет сценарием поведения вашего ребенка. Во втором случае, дайте ребенку рецепт, научите его как защищаться без агрессии. Очень хорошо это можно сделать в сказках и играх.

А как пошли в детский сад ваши дети? Как быстро адаптировались? Или еще в процессе? Добавьте к моему списку свои советы по помощи детям в адаптации к детскому саду.

Если вам понравилась статья, буду благодарна за лайк. Спасибо, что прочитали до конца. Подписывайтесь, на канале будет много интересного, про воспитание, эмоции, любовь, успешность, взаимоотношения.