В июле 1017г. Борис вышел в поход на Киев из Переяславля. Но Ярослав снова знал за 2 недели о его планах. Войско остановилось на подходе к Киеву на ночёвку недалеко от истока реки Альты, на границе дубового леса и степи. На этот раз Ярослав решил действовать наверняка и избежать битвы. Путята поведал всё при тайной встрече, всё было тщательно спланировано.
Отряд верных Ярославу наёмников под командой Эймунда в количестве 12 человек встречает отряд верных Путяте вышгородцев (их имена Талец, Еловит, Ляшко) и следуют по указанному Путятой маршруту до лагеря Бориса.
В ночь с 24 на 25 июля 1017 года они врываются в шатёр, указанный Путятой, орудовали копьями, проткнув и Бориса и его товарища Георгия Угрина. Обезглавили не Бориса, а Угрина. Но прихватили раненого второго человека, понимая, что могли ошибиться. После небольшой стычки «спецназ» Ярослава ушёл от погони.
Утром предоставили голову Ярославу, он был в ярости и, конечно, приказал добить раненого Бориса, Эймунд поразил его в сердце на глазах Ярослава. Именно так окончил свой жизненный путь Борис (Борислав) Владимирович 25 июля 1017 года. Ярослав приказал похоронить брата тем же троим вышгородцам, что участвовали в убийстве. Его тело отвезли в Вышгород в церковь святого Василия. Осенью Ярослав снова ушёл зимовать в Новгород.
30 января 1018 года Болеслав король польский заключает мир с императором Генрихом, теперь он мог начать подготовку к войне с Ярославом.
Убийство Бориса значительно меняло расклад сил на Руси:
- Из двух «ненавидимых» всеми братьев, один погиб.
- Клятва верности Борису, которую Владимир заставил принести своих сыновей 14 сентября 1014 года, прекратила своё действие.
- К Святополку ни у кого из малых князей претензий не было. Его права на престол считались абсолютно законными.
Князья Святослав Древлянский и Глеб Муромский решили поддержать его со своими дружинами и ополчением. Остальные (Брячислав, Мстислав и Судислав) продолжали сохранять враждебный нейтралитет к Ярославу, но «дружественный» к Святополку.
В итоге сложилась коалиция из польского короля Болеслава Храброго и русских князей Святополка, Святослава и Глеба. Сбор был назначен в Турове, где должны были соединиться войска Турова, Волыни, Древлянской и Муромской земли. Затем, к ним должно было присоединиться войско поляков во главе с Болеславом и Святополком.
Первым, в апреле вышел Глеб, т.к. его Муром находился от Турова дальше всех. 1 мая Глеб достиг Смоленска. Там, травмировавший в пути ногу князь (упал с запнувшегося и повалившегося коня), решил перебраться на корабль. Основная часть войска продолжала двигаться конным способом. От Смоленска ушли не далеко. Наступила ночь. Глеб с немногочисленной охраной ночевал на корабле, дружина же – на берегу. Недалеко от впадения в Днепр реки Смядыни.
Ярослав, в свою очередь, укомплектовывался и менял отряды датских наёмников.
20 апреля выдвинулся из Новгорода. Ярослав понимал всю серьёзность ситуации, и отступать ему уже было не куда. Единственный шанс – это не дать объединиться всем.
Первая цель – это Глеб с муромцами. И он едва успел. Если бы Глеб не остановился на ночёвку на Смядыне, ехал бы и дальше верхом, миновал бы устье Катынки до появления армии Ярослава у берега Днепра!
Продолжение в пятой части.