Найти тему
moltes moltes

БОГАТЫЙ КРАЙ. ГОРОД ЛАЧЫН.(с дополнениями)

Продолжаем наш путь вокруг Карабаха. Последняя четверть века Лачин славится лишь своим важным стратегическим положением. Однако, пришло время вспомнить, что этот богатый край достоин упоминания и оценки не только военных экспертов и политиков. Лачын в самом деле богатый край, богат настолько, что обладание им определяет положение сторон.
Продолжаем наш путь вокруг Карабаха. Последняя четверть века Лачин славится лишь своим важным стратегическим положением. Однако, пришло время вспомнить, что этот богатый край достоин упоминания и оценки не только военных экспертов и политиков. Лачын в самом деле богатый край, богат настолько, что обладание им определяет положение сторон.

Лачын(Laçın) расположен на левом берегу реки Хакари. Первоначально был основан на месте селения Абдаллар, топоним которого восходит к тюркским племенам "белых гуннов" и происходит "Абдал" от названий Эфтал или Гептал. Согласно сведениям средневекового историка Кавказской Албании Мусы Каланкатуйского тюрки-абдалы, проживавшие на севере Азербайджана, были придерживались религиозных верований Гама. В современном мире известна субэтническая группа уйгуров под названием "абдалы". Этот этноним отразился на топонимики края в названиях гор в районе Товуза и Ордубада (горы Абдал), ряда сёл в Губатлы (Абдаланлы), Агдаме (Абдал-Гюлаблы), Борчалы (Абдаллар), Иреване (Абдаллы, Абдалоглу), зимовьях Ходжавенда.

Как и у соседних районов Лачын имеет сложную административную историю. В 1923 г. Абдаллар, ставший центром Курдистанского уезда, был переименован в Лачын в 1926 г. Инициатива принадлежала Таги Шахбази, известному под псевдонимом Симург писателю начала 20 в. и первому азербайджанцу ректору Бакинского Университета. Переименование в Лачын (означает на тюркском языке "сокол") старого названия Абдаллар было связано с фактом превращения селения в город. Таги Шахбази при этом, видимо, учитывал рельеф местности и природу его жителей. Возможно, выбор топонима связан и с одноимённым племенем южного Туркменистана, впервые упомянутого во время не обошедших и Лачын монгольского нашествия 12-13 в.в.

В 1929 г. Лачын вошёл в состав вновь образованного Карабахского округа, с 1930 г. был центром Курдистанского округа, и наконец, в результате упразднения последнего был образован Лачинский район.

Есть у города и малоизвестное, вошедшее в обиход после оккупации этого района, но в очень узком кругу употребляемое название, Бердзор.

-2

Свидетельства ранних поселений на территории района, а также сохранившиеся (надеюсь!)памятники материальной культуры различных государственных образований в регионе не единственное достояние для страны.

Пожалуй, стоит уделить внимание природе этого удивительного края. Здесь растёт железное дерево (парротия), большое количество лекарственных растений, залежи и месторождения кобальта, урана, ртути, золота, железа, мрамора различных цветов и множество минеральных вод. В Лачине было много полезных источников воды, имевших лечебное свойство. В народе эти источники так называли- родник для головы, родник для глаз, родник для зубов, родник для желудка и т.д. Эти источники находились, в основном, вблизи населённых пунктов Минкенд, Молла-Ахмедли, Мирик и т.д. В Лачине издавна занимались, в основном, животноводством, пчеловодством, садоводством и земледелием.

Но вернёмся к свидетелям прошлого, к каменным хранителям исторической правды.

Старое кладбище и монастырь Агоглан 9 в., построенный на фундаменте храма в селе Косалар.

https://moscow-baku.ru/news
https://moscow-baku.ru/news

Дворец (или сарай) Солтан Ахмеда (1761 г.) в селе Султанлар (Хюсюлю), который был сперва разрушен во время оккупации, а позже отстроен и использовался как гостиница. Там же находится старое кладбище 14 в.

https://moscow-baku.ru/news
https://moscow-baku.ru/news

Албанский Храм Варазгун (2-5 в.в.) и развалины Варазхан.

https://moscow-baku.ru/news
https://moscow-baku.ru/news

Девичья Башня 15 в., курганы железного века, Курган Девичья Могила, кладбище средневековья, могила Ашыг Сары в селе Гюлябирд.

https://moscow-baku.ru/news
https://moscow-baku.ru/news

Мавзолей Мелик Аждар (13-15 в.в.), Кар гюмбяз-гробница (17 в.), Камень Пастуха и старое кладбище средневекового периода в селе Джиджимли.

https://moscow-baku.ru/news
https://moscow-baku.ru/news

Историко-краеведческий музей Лачына, здание которого было построено в 1924 г., в эксплуатацию был сдан в 1983 г. В конце 80-х г.г. музей стал победителем Всесоюзного конкурса-смотра музеев. В 1-ю Карабахскую войну музей был разрушен, а экспонаты, судя по всему стали трофеем оккупационных сил.

https://moscow-baku.ru/news
https://moscow-baku.ru/news

Мемориальный музей Сары Ашуга, жившего в 17 в. , был открыт в 1989 г. и разрушен во время оккупации.

https://moscow-baku.ru/news
https://moscow-baku.ru/news

Родники 17 в. в селах Сус, Сеййидляр, старый мост на реке Пирджанчай

Курган в лесу Ризвана, относящийся к железному веку в селе Зийрик.

Пещера в селении Ходжаз.

Старое кладбище в селе Бозлу, рядом Камень Хачын. Старое кладбище, родник в селе Хаджилар. Гробница Халифа 17 в., старое кладбище и Мост Сыныг в селе Малхяляф.

Мост на берегу Минкенд 15 в. в селе Минкенд, Мост в местности Абахейир. Там же Храм. Мост на дороге Фараджан Гюлябирд, старое кладбище в селе Ашагы Фяряджан.Мост в селе Забух (1988 г. был разрушен), Биртаглы в селе Шейтанлы.

Мечеть, и кладбище в местности Гарагёль.

Пир (святилище) Дямировлу, мечеть и Аг Гая 11 в. в селе Гарыгышлаг. Башня Ушаг 15 в. , Большой Родник, Родник Корча и в селе Гошчу. Крепость 15 в., храм в селе Мирик. Гробницы Шейх Ахмеда и Солтанбаба в селе Зейвя. Старое кладбище. Крепость Говур 11 в., Родник 17 в. в селе Пирджахан. Храмы в селах Пичяниш, Горчу, Шяльвя, Корчабулаг, Ашагы Фяряджан(10 в.), Вагазин, Союгбулаг, Ахмедлы ("Вянг"), Садынлар (17в.)

https://moscow-baku.ru/news
https://moscow-baku.ru/news

Мемориальный комплекс героям Великой Отечественной Войны в городе Лачын.