Найти тему

Душевный мазохизм

Оглавление
(Художник: Арнольд Бёклин)
(Художник: Арнольд Бёклин)

Душевный мазохизм

  • Несколько загадочная тема на самом деле уже изначально не должна никого смущать подобным названием,
  • ибо речь идет не больше не меньше как о попытке разъяснения одного, в общем-то, достаточно распространенного факта.

Однако — именно подсознательная его основа, иной раз, и не позволяет его проникновению в наше сознание.

А ведь зачастую только то, что уже появилось в сознании (из подсознания или бессознательного, минуя цензуру — защиту — предсознание) может быть нами более-менее ясно осознанно.

Однако в начале мы сделаем небольшое отступление.

  • Как известно, почти всю мотивацию наших поступков следует искать исключительно в бессознательном.
  • И уже тогда, именно бессознательное — та область, в которой заключается первопричина наших (и мотивированных и немотивированных) дальнейших действий.
Структурная схема психики, предложенная в начале прошлого века Фрейдом,
подразумевает наличие трех составляющих: бессознательного, предсознания, сознания.

Из них наиболее понятно, наверное, сознание.

  • Но в процентном отношении сознание занимает довольно незначительную часть и на самом деле почти ничего не объясняет в модели поведения (мотивации поступков) человека.

Самое основное — это бессознательное.

Бессознательное — это наши потаенные желания, действительно страстные — и оттого скрываемые — устремления, т. е. все то, в чем иной раз мы боимся признаться даже себе.

Тогда как предсознание — цензура, и ее основная функция — не пропускать в сознание весь тот негатив, который находится в бессознательном.

Это в двух словах.

Теперь вернемся к попытке объяснения нашей теории. Итак.

Как бы это ни показалось парадоксальным, но для того, чтобы действительно чего-то добиться в нашей жизни (в основной своей части все это, вероятно, касается интеллектуальных устремлений)

необходимо не только периодически, а быть может и постоянно — в зависимости от развития оных, заглушать все наши желания (в данном случае не вызывает сомнений синонимичность понятий «желание — удовольствие»),
сознательно (подсознательно) идя на душевный мазохизм (в результате которого человек уже изначально испытывает определенную долю неудобства), но и понимать, что весь этот дискомфорт оказывается не
иначе как «оправданно-необходимым».

Основной разъясняющей позицией может быть то, что стоит нам поддаться силе искушения (берущей свое начало, как мы уже знаем, в бессознательном), как почти тот час же начинает ослабевать вероятность достижения интеллектуально поставленных (раннее) целей.

И тогда уже именно отсюда следует, что нам необходимо сознательно и бессознательно идти на внутренний дискомфорт (т. е. рассматривая это уже как вынужденную меру),

в результате которого вполне искусственно (и как окажется - более чем оправданно) будут заглушаться все в перспективе имеющие место быть стремления к получению удовольствия. Необходимость подобного связана с тем,
что и научная и литературная деятельность требуют определенного аскетизма в работе.

И в каком-то роде, для достижения результата индивиду просто необходимо оградить себя даже от мыслей о каком-либо варианте возникновения, а тем более реализации, удовлетворения, соблазнов.

Таким образом — не только психическая энергия будет прямиком направлена на решение поставленных перед нами целей и задачей,
но и испытываемая в душе неудовлетворенность (а все виды порока непременно связаны с получением удовольствия)

будет способствовать возникновению той «рабочей злости», сублимировав которую в нужное нам русло —

мы получим известный и запрограммированный для нас результат.

Сергей Зелинский

чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг