4,8K подписчиков

"ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ": КАК НА РУСИ ФОРМИРОВАЛОСЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

576 прочитали
С.В. Иванов. Юрьев день. Картина 1908 г. (здесь и далее фото из открытых источников)
С.В. Иванов. Юрьев день. Картина 1908 г. (здесь и далее фото из открытых источников)

Продолжение

Предыдущие статьи: Начало: князь и царь Продолжение-1: Новгород и Псков Продолжение-2: свержение ига Продолжение-3: было ли иго? Продолжение-4: централизация государства Продолжение-5: раздача поместий

Речь в данной статье пойдет о первых этапах закрепощения крестьян. Начало данного процесса связано с Судебниками Ивана III и Ивана IV.

Принятый в 1497 году Иваном III Судебник, помимо всего прочего, определил срок крестьянских переходов. Что это означало?

Означало начало закрепощения крестьян.

Судебник 1497 года положил начало закрепощению крестьян.

До появления Судебника Ивана III года мы говорили только о поземельной зависимости крестьян. Зависимые крестьяне жили на землях вотчин и поместий и назывались в XV веке владельческими. Владельческими стали называть и монастырских крестьян. Они несли обычные феодальные повинности. В XV веке это был преимущественно натуральный оброк. То же положение было у дворцовых крестьян, живших на землях Дворца. Барщина, пока на Руси существовали холопы, развита почти не была. Господское поле обрабатывали холопы, за что и получали в вотчине или поместье небольшой надел земли. По своему положению они были приближены к крепостным: имели свое хозяйство, но не могли уйти с барской земли, не имели личной свободы.

Владельческие крестьяне в XI—XVII веках имели одно очень хорошее право - право перехода на землю к другому феодалу (на Руси: боярину, помещику, на земли монастыря, на дворцовые земли). Это право называлось крестьянским выходом.

Крестьянским выходом в XI—XVII веках называли право крестьянина на переход от одного феодала к другому.

Что изменилось в положении владельческих крестьян после выхода Судебника Ивана III?

Был установлен единый срок для перехода крестьян от одного владельца к другому. Теперь крестьянин, если хотел совершить выход, должен был уложиться в определенный срок. Этим сроком стал день святого Георгия (Юрьев день, 26 ноября). Крестьянину давалось две недели до и две после Юрьева дня; этот период утвердился как время крестьянских переходов. Кроме того, Судебник установил плату за "пожилое". "Пожилое" - это выкуп, который крестьянин уплачивал владельцу за проживание на его земле. День был выбран не случайно: поздней осенью заканчивался сельскохозяйственный год и крестьянин отдавал оброк. "Юрьев день осенний"...

Установление единого Юрьева дня как срока крестьянского выхода явилось первым ограничением свободы крестьянских переходов и началом закрепощения крестьян.

Вот так в правление Ивана III было положено начало крепостному праву на Руси.

А что Иван IV? Ну, а что Иван IV. Он продолжал политику своего великого деда. В 1550 г. молодой царь Иван IV издал новый Судебник. Он дополнил Судебник 1497 г.,в частности, подтвердил право крестьянских переходов в Юрьев день. Правда, молодой Иван Грозный был законник: так, в его Судебнике содержался уточненный порядок выплаты "пожилого", в чем ранее творилось немало беззакония.

Судебник 1550 г. подтвердил право крестьянских переходов и уточнил порядок выплаты "пожилого".

Опричнина Ивана Грозного вкупе с чумой и неурожаями вызвали массовое бегство крестьян из вотчин и поместий. Правящий класс также терпит бедствия и, как может, пытается привязать крестьян к земле.

В 1581 году, при жизни Ивана Грозного, Юрьев день был временно запрещен. Вводились т.наз. заповедные лета (от слова заповедь - запрет). Так назвали годы, в которые крестьянам переходы... запретили. "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день", - родилась вот такая горькая поговорка.

Заповедными летами назвались годы, в которые запрещались крестьянские переходы. Первые сведения о заповедных летах относятся к 1581 году.

Впрочем, справедливости ради отметим, что здесь много неясностей. Указ об отмене Юрьева дня историками не известен. Среди русских историков были сторонники "безуказной" теории закрепощения крестьян (В.О. Ключевский, П.Н. Милюков). Указа не было, а закрепощение происходило по факту.

Обопремся на мнение специалиста в данном вопросе. Д.и.н., проф. Р.Г. Скрынников, проведя тщательный анализ письменных источников, утверждал, что Иван Грозный не издавал такого указа (см.,например, его книгу: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: Наука, 1980). И вообще, "заповедные лета" имели отношение не к крестьянам, а к податному населению в целом. Посадских людей и крестьян привязывали к их дворам и земельным наделам.

Р.Г. Скрынников, д.и.н. проф. СПбГУ, считал, что Иван Грозный не издавал указа о "заповедных летах".
Р.Г. Скрынников, д.и.н. проф. СПбГУ, считал, что Иван Грозный не издавал указа о "заповедных летах".

(дальнейшее формирование крепостничества, этапы развития крепостного права на Руси - см. здесь)

И последнее. Закрепощение тесно связано с развитием поместной системы. Поместье в XV-XVI по размерам значительно уступало вотчине. Хозяйственные неурядицы и бегство крестьян могли разорить иного малопоместного дворянина. Поэтому дворяне-помещики в большей мере, нежели старое боярство, настаивают на прикреплении крестьян к земле.

Продолжение

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!