С древнейших времен перед человечеством стояла задача выразить связь вещей, явлений и идей окружающего мира неким всеобщим и понятным всем языком. По мере решения этой задачи сначала были открыты некие обобщенные образы, а затем и абстрактные понятия, получившие названия символов (от греческого symbolon - опознавательная примета, знак).
История символизма человеческой цивилизации уходит в глубь веков, так первые символы и знаки были обнаружены археологами на стоянках первобытного человека эпохи палеолита.
"Символообразующими" факторами становились ритуалы и традиции, природные и социальные явления, биологические процессы, творческая активность и эмоциональное состояние человека, а также наблюдаемые людьми таинства и получаемые ими откровения.
По мере дальнейшего развития человеческого общества и культуры язык символизма приобретает универсальное значение, а символы приобретают все более абстрактный характер и становятся элементами некоего всеобъемлющего знания зашифрованного в них.
Следы такого мирового всеобъемлющего знания мы встречаем на всех древнейших памятниках архитектуры, в текстах Священных писаний, ритуалах посвящений и таинств, знаках и печатях магических гримуаров и алхимических трактатов, эмблемах геральдики и т.д. Как правило они тождественны, хотя и несут на себе особенности той или иной культуры.
Совершенство символа заключается в удовлетворении всех аспектов человеческой природы, а именно: духа, разума, чувств, эмоций и в какой-то степени даже тела (он должен быть достаточно прост и удобен в изображении). Кроме того, критерием универсальности символа является его способность отвечать запросам разных эпох, религий, культур и цивилизаций.
Так например, пентаграмма, написанная одной линией, – самый древний из всех символов, которыми мы владеем, была широко известна как оберегающий от всякого зла знак; вера в её оберегающие свойства была столь глубока, что в Древнем Вавилоне её изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. Для посвящённых она являлась могущественным знаком власти. В том же Вавилоне этот знак часто встречается на царских печатях, олицетворяя собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света»
Древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира). Пифагорейцы пользовались этой фигурой, вычерчивая ее на песке, для того чтобы приветствовать друг друга. Она служила паролем их тайной организации, была символом здоровья и счастья.
В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах.
В XVI веке в эпоху Возрождения была принята ещё одна символика пентаграммы. Если вписать в неё человеческую фигуру, связав её опять же с пятью элементами: Огонь, Вода, Воздух, Земля, и Дух или Эфир, — то получится изображение микрокосма, знака оккультной «духовной работы» на «материальном плане». Впервые об этом написал в 1531 году знаменитый маг Корнелий Агриппа во второй книге своей «Оккультной философии».
Более поздняя символика пентаграммы: пять чувств, выраженные пятью точками; гармония, здоровье и мистические силы. Пентаграмма также символ безопасности, охранения, благополучного возвращения домой и победы духовного над материальным,
В связи с последним выделенным, интересным является факт, замены в период 1935-1937 гг. большевиками, являющимися на словах ярыми сторонниками материализма, двуглавых царских орлов пятиконечными звездами на шпилях башен Московского Кремля. Как видно в советском государстве, несмотря на сугубо атеистический характер идеологии, мистике и символизму все же придавалось значение.
Надо отметить, что символы царизма двуглавые орлы довольно долго не сдавались большевикам и провисели над четырьмя башнями Московского Кремля до октября 1935 г. Вопрос о замене царских орлов красными звёздами возник вскоре после революции, их демонтажа несколько раз требовал В.И. Ленин. Заменить орлов звездами в первые годы советской власти не удалось по причине высокой стоимости работ и нехватки средств у молодого советского государства. Только в конце декабря 1931 года на заседании секретариата ЦИК СССР было вынесено постановление о выделении на снятие орлов и замену их гербами СССР 95 000 рублей. К выполнению самой операции приступили лишь в августе 1935 года. Проведение работ курировали НКВД и комендант Кремля Петр Ткалун.
Первоначально установленные кремлевские звезды были изготовлены из высоколегированной стали и красной меди с золотым покрытием. По центру каждой звезды располагался бронзово-стальной каркас перекрещенных серпа и молота, инкрустированный уральскими самоцветами. НКВД СССР как основному куратору работ особым постановлением Правительства было выделено 67, 9 кг золота для их покрытия. Вес звезд достигал тонны, а парусная поверхность равнялась 6,3 м². Обветшавшие перекрытия сводов башен и кремлевские шатры не были рассчитаны на такую нагрузку и пришлось усиливать кирпичную кладку верхних этажей башен, а также сделать дополнительные металлические стяжки по периметру. Шатёр же Никольской башни оказался в столь плачевном состоянии, что его полностью разобрали и возвели заново.
Однако первый вариант замены был неудачным. Недостатки обнаружились быстро: звезды получились несоразмерно большими и своими видом нарушали архитектурный ансамбль Кремля, а драгоценные камни и золотое покрытие от воздействия климата потускнели. В мае 1937 года было решено установить новые, рубиновые звёзды на пяти башнях, в том числе на Водовзводной вместо флюгера.
Учитывая мистический характер пентаграммы как оберега и символа победы, безопасности, охранения, благополучного возвращения домой, не последнюю роль сыграло и введение ее как отличительного знака на головных уборах военнослужащих РККА, а позже и Советской Армии. Звезда рисовалась также на плоскостях советских военных самолетов и танковой броне, являлась обязательным элементом штандартов и знамен военных подразделений вооруженных сил СССР.
И несколько слов о перевернутой пентаграмме, называемой также копытом дьявола. В первые века христианства перевёрнутая пентаграмма не имела отрицательного смысла и трактовалась как символ Христа. Перевёрнутая пентаграмма имеется на печати равноапостольного римского императора Константина I Великого, сделавшего христианство государственной религией.
В 1405 году иконописец Андрей Рублев изобразил Христа на фоне перевёрнутой пентаграммы на иконе «Преображение Господне».
Перевернутую пентаграмму мы можем наблюдать на многих религиозных объектах христианской культуры
Каким же образом древний христианский символ стали ассоциировать с Сатаной? Свой отрицательный смысл, сохраняющийся до настоящего времени, перевернутая пентаграмма приобрела с подачи французского оккультиста и таролога XIX века Альфонса Луи Констана , больше известного как Элифас Леви, который в своей работе "Учение и ритуал Высшей магии", написанной в 1854—1856 гг., определил ее как символ Сатаны и сатанизма.
Он был посвящен в дьяконы Римской Католической церкви в 1835 году, но вынужден был отказаться от своего плана стать священником, так как был расстрижен. Это радикальное наказание было предпринято против Альфонса, когда он серьезно увлекся изучением оккультизма. В конце концов Альфонс решил взять себе псевдоним Элифас Леви Захед (Eliphas Levi Zahed) и написать книгу на оккультные темы. В своих писаниях Альфонс показал, что знаком со старинным иудейским ритуалом Дня Искупления, когда грехи народа символически перекладывались на «козла отпущения», после чего козёл изгонялся в пустыню. Когда Альфонс опубликовал свою первую книгу, то упомянул там этот библейский образ, с целью отомстить таким образом Римской Католической церкви.
Ныне ни один из сатанинских обрядов и ритуалов дьяволопоклонников не проходит без указанной атрибутики.
Однако несмотря на свой нынешний явно зловещий и сатанинский смысл, перевёрнутая пентаграмма и сегодня активно используется в своем положительном значении и изображена на таких высших государственных наградах государств, как Орден Красного Знамени СССР и Медаль Почета США.
Во времена диктатуры пролетариата пентаграмма использовалась в агитационной деятельности большевиков как в прямом, так и в перевернутом своем значении причем для пропаганды одних и тех же ценностей и призывов.
Данной статьей я открываю цикл своих статей о знаках и символах. В дальнейших статьях будут рассмотрены важнейшие символы человеческой культуры: мифологические, религиозные, научные и пр. и их влияние на человека и окружающий мир.
Понравилась статья? Тогда ставьте большие пальцы вверх, подписывайтесь на мой канал и поделитесь статьей с друзьями. Благодарю, что дочитали до конца!