Техническая документация – важная часть информационного обеспечения технических устройств и систем. На протяжении жизненного цикла этих устройств и систем необходимость в информационной поддержке возникает по различным поводам у различных групп персонала, взаимодействующих с техническим объектом.
При эксплуатации технических устройств или систем иногда возникают ситуации, в которых сложно без дополнительной информационной поддержки обеспечивать их правильное функционирование. Персонал, сталкивающийся с проблемами подобного рода, вынужден обращаться к инструкции или руководству по эксплуатации, входящему в комплект поставки технического объекта. Такая документация, как правило, может быть представлена в виде бумажного документа, структура которого позволяет выполнять поиск интересующей информации благодаря оглавлению, иногда – перечню ключевых слов. В большинстве случаев объем информации, стиль и полнота ее изложения позволяют персоналу получить краткие сведения о перечне управляющих воздействий на технический объект, которые требуется выполнить для получения искомого результата.
Однако, на практике нередки случаи, когда требуемая информация в руководстве отсутствует, либо сведения, представленные в ней, не поддаются уяснению ввиду некоторых причин, среди которых недостаточная полнота представленных сведений, необходимость интерпретации большого количества узкоспециализированных терминов или вовсе недоступность информации на родном языке. В таком случае персоналу приходится использовать дополнительные источники сведений о техническом объекте, в качестве которых выступают и те, достоверность которых не может быть установлена доподлинно, что потенциально может привести к неблагоприятным последствиям, вплоть до выхода объекта или его составной части из строя.
Описанные неблагоприятные ситуации в настоящее время на практике встречаются довольно редко благодаря наличию нескольких факторов – повсеместный доступ к глобальной сети Интернет для получения технической информации об интересующем объекте от представительства или компании-разработчика, а также распространенная парадигма минимализма в технике, состоящая в том, что ключ к рыночному успеху технического продукта состоит в более простом дизайне и более простом управлении (по сравнению с конкурирующими продуктами).
С развитием информационных технологий широкое применение получает электронная документация, представляемая в различных формах. Для устройств «гражданского» назначения распространена практика размещения PDF-версий руководств по эксплуатации на официальном сайте в сети Интернет, что позволяет в любое время суток получить требуемую документацию практически в любом месте эксплуатации устройства. С учетом неоспоримой достоверности онлайн-инструкций, размещаемых на официальном ресурсе организации-разработчика или изготовителя, для распространенных категорий технических устройств и систем в Интернете существует значительное количество независимых информационных ресурсов энтузиастского характера: форумов, обсуждений в социальных сетях, в онлайн-магазинах, что также позволяет составить определенное впечатление о различных характеристиках устройств, их режимах работы, а также о некоторых дополнительных параметрах, не отражаемых в официальной документации.
Вместе с тем, в технике часто встречаются устройства, обеспечивающие в эргономическом смысле вполне угадываемый, интуитивно понятный человеко-машинный интерфейс, построенный как на близости к анатомически обусловленному удобству использования технического объекта, так и на радикально малом количестве органов управления, обеспечивающих полноценное выполнение задач по предназначению. Часто за счет совместного применения этих эргономических приемов при проектировании устройства у персонала в процессе эксплуатации этого устройства возможность совершить ошибочное действие значительно ниже, чем возможности выполнить правильное действие.
Несмотря на оба упомянутых фактора, снижающих необходимость использования технической документации в традиционном (бумажном) формате, существует значительное множество технических объектов и систем, которые в силу особенностей своего предназначения имеют сложную структуру, содержат в своем составе высокоточную, разнородную аппаратуру, перечень и объем компонентов которой не позволяет осуществлять управление ими без специальных навыков или на интуитивном уровне. В более значительной степени это исключительное обстоятельство относится и к технической эксплуатации таких объектов и систем – устранение неисправностей при ремонте требует информационной поддержки, подчас выходящей за рамки поиска сведений о проявлениях отказа в сопроводительной бумажной документации, и сопряжено с запросом дополнительных информационных ресурсов, ориентированных на высококвалифицированный обслуживающий персонал.
- «Серфинг» вместо чтения или поиска
- сквозная терминология вместо разночтений
- оперативное изучение непонятного через понятное
Где может применяться?
В «установившихся» знаниях, где нет новых, непроверенных, «экспериментальных» знаний, а готовые устройства основаны на известных знаниях. То есть технические устройства на 100% подходят для сетевого построения технической документации.
Как определяется точка входа в сеть?
Через контекст, передаваемый по ключевым словам, по языковым запросам на естественно-подобном языке (ЕПЯ), по QR-коду, по AR через камеру смартфона.
Контекст может быть определен интересующим объектом – «сущностью», так и ситуацией – проявлением. Объект может находиться как в исправном, так и в неисправном состоянии.
Исходными данными для сетевого построения ТД выступают технические описания, электрические схемы, таблицы неисправностей – всё, что формирует ДМ объекта. С точки зрения сетевого построения, всё это контент.
На втором, «предметном» уровне исходными данными являются информационные источники, формирующие описание предметной области – нормативка, ГОСТы, учебники и так далее.