Найти в Дзене
12 лет в школе

Необычный ученик

Он пришел в первый класс два года назад, совершенно для меня неприметно - хотя обычно ребят направляют на собеседование к школьному психологу, но мама принесла документы 30 августа, а я была в отпуске... Сейчас я тщетно пытаюсь вспомнить его в первой четверти позапрошлого года - тихого парнишку с длинными светлыми ресницами - не получается. А ведь я его видела. Вот его рисунок семьи, вот красный кружочек, обозначающий "Да" при ответе на вопрос "Нравится ли тебе в школе?"

Во второй четверти мальчик в школу не пришел - по семейным обстоятельствам, с большой фантазией изобретаемым мамой - об этом можно написать отдельную статью - но пока нет настроения. Если коротко, все "обстоятельства" сводились к тому, что папа малыша был на вахте, а мама не могла привести ребенка в школу, потому что спать очень хотела. И весь учебный год прошел в увлекательном танце с посещениями семьи, вызовами папы с работы, ходатайствами в опеку - ребенок то появлялся в школе, то пропадал и в итоге программу не освоил - читал с трудом, под диктовку не писал. Папа на то, чтобы оставить сына на второй год разрешения не дал, обещал водить его в школу на занятия и нанять репетитора - но, в итоге отвез мальчишку к родственникам на все лето - его понять можно, у него сезон.

Тимур пришел во второй класс, слегка подзабыв то немногое, чему научился в первом - читая слов 20 в минуту, решая примеры в пределах 10 и умея писать печатными буквами. Его нужно было сажать в первый класс. Но родители не хотели, только удивлялись почему их ребенок не может списать упражнение из учебника - ответ - "потому что он пропустил 78 учебных дней в первом классе" - почему-то им в голову не приходил. Мама, пообщавшись со своей соседкой в общежитии, решила, что все проблемы от того, что ее ребенок умственно отсталый. Потому что у соседского мальчишки было "то же самое" (хотя совершенно не "то же"), а потом его перевели в школу, "которая для дураков" - и теперь он там отличник. В итоге отправились они на ПМПК. Но конечно никто в здравом уме не мог отправить Тимура в школу 8 вида. В заключении ему прописали педагогическую запущенность, дисграфию, ФФНР - рекомендовали АОП и отправили учиться в родную школу.

А у меня, как у психолога появились часы для коррекционной работы с ним.

За 12 лет моей работы в школе это был первый ребенок, который пришел на коррекционные занятия, обладая уровнем развития памяти, внимания и мышления на уровне "средний" и "выше среднего". Не было абсолютно никакого смысла поэтому заниматься развитием этих познавательных процессов. И я стала заниматься тем, чем имело смысл - изучением программного материала за первый класс - мы работали в прописях, изучали азбуку, учились списывать печатный текст и писать под диктовку, решать примеры с переходом через десяток.

Сначала Тимур все эти занятия воспринимал с покорной обреченностью - словно удар судьбы, от которого не скрыться. Затем, осмелев, принялся возмущаться: "Почему опять я?! Так нечестно!!!" За первый класс он привык, что школа такое место, в котором можно покушать, побегать-попрыгать на перемене, покачаться на стуле во время урока и иногда что-то где-то пописать.

Оказалось, что можно замотивировать красивыми тетрадками и ручками, карандашами, а также обещаниями дать возможность поиграть с конструктором, если задание будет выполнено красиво и правильно.

К февралю Тимур овладел письмом настолько, что смог написать диктант вместе с классом - правда почти в каждом слове были ошибки - где не дописано, где буква пропущена, ну и орфограммы конечно. С орфограммами была беда - теоретически, все понимает, разбирает свои и чужие ошибки, как только доходит до диктанта - ошибка на ошибке.

-Невозможно везде чу и щу с у писать! - заявил мне как-то парнишка. - Ю же слышится!

Иду ва-банк. Обещаю подарить ему матрешку, если в чу-щу, ча-ща и жи-ши не будет ошибок. На матрешку Тимур засматривался давно - его любимая игрушка в моем кабинете. Две перемены подряд бедный ребенок не носится с одноклассниками, пишет буквосочетания на руках, ходит, бормочет себе под нос. Диктант после написания впервые проверяет тщательно. Ошибки есть, но все чу и щу написаны правильно.

-Могу же когда хочу! - хвастается мальчишка, - Это получается вообще можно без ошибок писать, если стараешься?! Если я на каникулах буду каждый день писать, то прям на четыре диктант напишу! - воодушевленно заявляет он.

-После каникул посмотрим, - отвечаю я.

После каникул началась самоизоляция.