Историки ведают, что жил в Темные века в Испании человек, который пришел из "ниоткуда" и занял вестготский трон, а потом также исчез в "никуда". Рассказывая о его деяниях, смерти и происхождении древнии хронисты настолько рознятся, что уже при жизни тайна его появления и ухода обросла многочисленными легендами. Из обрывков подтертых ветрами времени сведений и составлен сей сказ.
Не любила вестготская знать собственных королей, каковых считала вовсе не владыками Испании, но лишь первыми среди равных. Между тем, готские графья понимали, что без сильного монарха они истощают друг друга в бесконечных междуусобных распрях и превращают собственную страну в легкую добычу для иноземных захватчиков.
В один из эпизодов, когда всеобщее ослабление в очередной раз навело знать на светлые мысли, дворянским собранием был послан в горы Арунды граф Умр, с целью отыскать человека королевского рода по имени Вамба, и усадить его на готский трон.
С большим трудом Умр пробрался горными тропами, минуя многочисленные заснеженные перевалы в деревушку под названием Пухерра. Остановился на постой в хижине местного пастуха, и стал распрашивать его:
-- Послушай любезный, по слухам, где-то здесь обитает некий Вамба. Ты такого знаешь?
-- Известен мне один человек под таким именем, -- ответил пастух, -- старик уже, но крепкий. Он живет отшельником в пещере неподалеку, заготавливает лед зимой для погребов на время летнего зноя, его еще мой прапрадед знавал, тогда Вамба уже был стар.
Удивился граф Умр такому ответу, но постарался виду не подавать, вызнал у хозяина хижины местонахождение пещеры Вамбы, и отправился на ее поиски.
Небезопасны козьи тропки, ведущие в обитель седого отшельника, конь Умра споткнулся на шаткой кочке, и соскользнул вместе с всадником через можевеловые кусты в яму. Зажег, чудом уцелевший Умр факел, и осмотрелся: яма была изнутри обложена камнем, дно выстеленно толстым слоем конопляной дранки. Умр, копнул ее немного, и обнаружил под ней слой снега, утрамбованного почти до состояния льда.
-- Кто здесь? -- прозвучал низкий голос сверху.
-- Я -- граф Умр, посланник готского собрания владык холмов, равнин и весей Испании, ищу Вамбу.
-- Что тебе до него? -- прозвучал очередной вопрос.
-- С кем имею честь беседовать?
-- С Вамбой. -- отозвался незнакомец сверху, и эхо сотрясло стены ямы-колодца, вылетело наружу, коснулось пика Сьерры дель Ниеве, и грохот сползающей лавины вторил ему.
-- Помоги мне выбраться! -- крикнул обрадованный Умр, -- и я возведу тебя на готский трон.
-- Зачем я вам понадобился? -- снова спросил Вамба.
-- Объединить страну, дать отпор внешним врагам, прирастить земли вестготов. Сами не справимся, ибо за каждым кланом своя корысть водится...нужен человек королевского роду, но, чуждый любому из родов, что землями правят.
Долгим молчанием ответил Вамба Умру, а потом заговорил так:
-- Уже сто пятьдесят лет живу я в этих горах, и в каждые десять годин, является такой как ты, и вещает об одном...
-- Как же ты прожил столь долго?
-- Лед, которым промышляю, сохраняет мое тело, как не дает он сгнить мясу в крестьянских погребах летом, непрестанный зов с графских земель придает силы жить дальше. Каждое поколение писарей, подтирает дату моего нарождения на свет божий, и продливает молву о том, что я еще жив. Вы не меня кличете на трон, но мечту, которая способна сплотить вас...волею судьбы, мечта обрела мое имя и все еще жив я вашими надеждами. Но, я слишком много пожил, и знаю, что неспособны вы сохранить мечту о единой сильной державе в девственной чистоте...передеретесь снова, начнете плести интриги за моею спиной...мне этого не надобно, не лучше ли мечте оставаться в дальних далях?
-- Клянусь, о избранный старец, -- Умр прижал кулак к груди, -- Пока я жив, буду тебе верным соратником, и стану пресекать всеми своими силами, и силами моего рода, все козни.
Пламенную клятву графа, услышал его раненый конь, заржал истошно и испустил дух. Предсмертный стон, услыхал стервятник в небе, спустился в яму, не страшась присутствия людей, и принялся клевать еще теплую мертвечину.
Подивился этому Вамба, счел за знаки свыше, помог Умру выбраться из ледяного колодца, и позволил отвести себя на готский трон.
Восемь славных лет Вамба правил Испанией: примирил графьев, усмирил соседей, укрепил границы государства.
Когда графья перестали ощущать угрозу от иноземцев, то стали роптать на Вамбу, и первым его ненавистником сделался Умр.
Одни легенды гласят, что дворянское собрание заставило короля принять яд, другие ведают, что Вамбу принудили уйти в монастырь, где он прожил остаток лет, отпущенных судьбой, но никто не знал истины доподлинно уже тогда. Одно точно: мечта о сильном владыке была вероломно попрана, и умерла.
Вскоре, раздираемое междуусобицами королевство вестготов было завоеванно маврами, но и по сей день, если житель Испании хочет сказать, мол, такое-сякое событие случилось давныыым-давно, то он говорит:"Это было еще при Вамбе".