«Любимый художник Гитлера». Громкая фраза, не правда ли? Такая яркая характеристика сопровождает статьи о многих художниках, но чаще всего таковым называют швейцарского живописца Арнольда Бёклина (1827-1901 гг.)
Будущий художник родился в Базеле в семье торговца тканями и был третьим из восьми детей. Еще в детстве Арнольд проявил свое влечение к искусству, однако отец, не считавший подобное занятие прибыльным, всячески отговаривал сына. К счастью, другу семьи и матери художника удалось убедить главу семейства отдать мальчика в Академию художеств в Дюссельдорфе, хотя наибольший расцвет его творчества пришелся на период жизни в Италии.
Как итог, Арнольд Бёклин является одним из известнейших художников XIX столетия: его творчество оказало влияние на дальнейшее развитие искусства не только в Европе, но и в России. Работы Бёклина вдохновили таких художников как Макс Эрнст и Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали посвятил мастеру картину «Истинное изображение «Острова мёртвых» Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы» 1932 г., а Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых» 1909 г. Тем не менее, в России его имя практически не упоминается.
Как же складывалась жизнь мастера? Художник очень много путешествовал: в 1847 году после окончания Академии Бёклин, как и большинство выпускников, совершает длительное путешествие, в котором он посетил Страсбург, Аахен, Мангейм, Брюссель, Антверпен, некоторое время жил в Женеве, а в 1848 году отправился в Париж. Вдохновленный работами старых и современных мастеров юноша собирался вернуться на родину, однако этому помешали революционные события в Германии.
В 1850 году Арнольд отправляется в Италию. Можно сказать, что именно эта страна, по сути ставшая для художника второй родиной, стала ключевой в его жизни и карьере: в Италии наиболее полно раскрылось влечение художника к античным мифам, он открывает для себя красоту морских видов, пишет большое количество пейзажей. Именно там он нашел свою судьбу: Арнольд женится на Анджеле Паскуччи.
Природа, окружавшая художника, и любовь к мифам привели к тому, что Арнольд начал создавать полотна, показывающие неразрывную взаимосвязь данных явлений. Например, неожиданный камнепад в Палестрине вызвал ощущение того, что явление не проявилось само по себе, а вызвано неким существом. Результатом размышлений стала работа «Пан, пугающий пастуха» (ок. 1860 г.).
Особо интересно цветовое решение полотна: кожа Пана сливается со скалами вокруг него, создавая ощущение того, что зрителю просто почудилось.
Существует предание, что пристрастие Бёклина к изображению обладающих копытами персонажей не было случайным: дом его родителей в Базеле находился неподалеку от заведения «У трех козлов» («Zu dеn drei Восkеn»). Так или иначе, эти существа часто появлялись на картинах художника.
Большой интерес представляют полотна, на которых подчеркнуто слияние персонажей и природы. Наиболее ярким примером можно назвать работу «Рождение Венеры» 1868-69 гг., которая напоминает одноименный шедевр Сандро Боттичелли. Как и на более известной картине, рыжая красавица стыдливо прикрывает наготу, но не локонами, а тонкой тканью, принесенной купидонами. Обернутые ноги постепенно растворяются в синеве, сливаясь с водой, из которой родилась богиня. Таким образом, она и является отдельным, полноценным персонажем, и все еще является частью морской воды.
Несмотря на все многообразие работ, самой известной картиной художника был и остается «Остров мёртвых», который Арнольд Бёклин написал аж в пяти экземплярах!
За мелкими исключениями, сюжет картины один: маленькая лодка с гробом и женщиной в белом подплывает к одинокому каменистому острову, сердце которого скрыто за высокими, темными кипарисами. Образ острова напоминает строки из «Чистилища» Данте Алигьери:
Что самый ловкий был бы устрашен.Уже пред нами вырос горный склон,
Стеной такой обрывистой и строгой
Несмотря на общую концепцию, настроение полотен слегка отличается: спокойная, практически бездвижная воды, отсутствие ветра и серое небо первой и второй версии создает ощущение тревоги, грусти и предчувствие гнетущего одиночества.
Третья версия рождает ощущение перехода из одной реальности в другую: спокойная, зачаровывающая, зеркальная гладь воды, которую, кажется, даже не колеблют движения лодки переходит в беспокойное небо. Покой и движение равноправно царят в этом месте. Именно Берлинская версия картины получила широкую известность и звание «любимой картины Гитлера»
К сожалению, сохранившаяся фотография четвертой версии картины не дает нам возможности проанализировать колористику и детали работы, сгоревшей во время бомбардировки Роттердама. Тем не менее, по изображению кипарисов мы можем предполагать, что работа была похожа на третью версию, но с более активным обозначением ветра.
Пятая версия наиболее мрачна и гнетуща: тяжелое грозовое небо, разбивающиеся о скалы волны и даже пригнувшаяся фигура в белом создают ощущение беспокойства, тревоги, даже страха перед тем, что прячется в глубине острова.
Как и картины Каспара Давида Фридриха, полотна Бёклина захватывают зрителя, погружая в выбранную автором атмосферу.
Единение реальности и вымысла, тонкая игра существующего и «кажущегося» сделали художника одним из предвестников нового искусства XX столетия.
Арнольд Бёклин: "Каждая картина должна рассказывать о чем-то, заставлять зрителя думать, подобно поэзии создавать у него впечатление музыкального аккорда."
Об искусстве, с любовью,
Tallirr.