Смотрел я как-то сайт Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД), смотрел расписания поездов. Ну основные были ясны — Ереван-Тбилиси и Ереван-Гюмри. Поезда между двумя столицами и между двумя крупнейшими городами Армении. Но ещё на сайте ЮКЖД был обозначен поезд Ереван-Ерасх.
«Что ещё за Ерасх такой?» — подумал я. Глянул на карту — всё оказалось просто: Ерасх находится возле границы Армении, Турции и азербайджанской Нахичеванской автономной областью. Естественно, дальше Ерасха уже не проехать. Раньше было можно, пока тут был Советский Союз и было мирно. А теперь — увы…
Конечно же, мне захотелось посетить этот край Армении. В январе 2019-го я впервые приехал в эту прекрасную страну, и одним январским утром, едва проснувшись и попив чайку, двинулся в сторону ереванского железнодорожного вокзала. За день до этого я узнал, что в нужную мне сторону маршрутки ходят с автостанции, которая находится возле ж/д вокзала. Всего же в Ереване несколько автовокзалов. Самый главный находится северо-западнее, на проспекте Адмирала Исакова.
В ереванском метрополитене не было электронной оплаты — только жетоны, стоимость каждого составляла 100 драмов (13 рублей по курсу на тот момент).
Ехать нужно было до станции "Давид Сасунский". Собственно, статуя Давида и украшает привокзальную площадь Еревана.
Добрался я моментально, благо, что между "Площадью Республики" и "Давидом Сасунским" всего одна станция — "Зоравар Андраник". На выходе из метро я спросил у местного полицейского, в какую из двух сторон надо идти, чтобы попасть на автостанцию. Полицейский не только подсказал, он проводил меня почти до самой станции.
На перроне стояло несколько автобусов — и потрёпанные ПАЗики, и техника поновее. Я спросил у водителей, как бы мне доехать до Ерасха. Они показали на автобус, идущий до Арарата. Не до горы Арарат, а до города Арарат, что в 50 километрах к юго-востоку от Еревана. Там мне нужно было бы пересесть на другой автобус.
До отправления оставалось около 20 минут, я успел сходить купить пару пирожков, пообщаться с водителем и одним из пассажиров. ПАЗик постепенно наполнялся людьми, и, наконец, мы выехали. Хотя путь занимал менее 50 километров, ехали мы часа полтора — во-первых, всё-таки это ПАЗ, во-вторых, мы двигались не по магистрали "Север-Юг", а по параллельной ей старой дороге, от одного посёлка к другому, и, соответственно, останавливались во многих из них.
Наконец, мы прибыли в Арарат. Я заплатил за проезд 400 драмов (то бишь 53 рубля). Водитель сказал, что в 2 часа дня будет автобус до Ерасха. Расстояние от центра Арарата до Ерасха — всего 16 километров. Я резонно предположил, что своим ходом и автостопом я преодолею это расстояние гораздо быстрее, нежели буду ждать автобус.
Новые и старые машины на улицах Арарата:
Собственно, почему именно Арарат стал Араратом? Этот город отнюдь не самый близкий к горе Арарат, есть города и посёлки и поближе — что на турецкой стороне, что на армянской. Но город Арарат (а тогда ещё просто посёлок) начал свою жизнь в 1939 году при строящемся цементном заводе. Соответственно, и название давалось в духе времени. Видимо, это был намёк туркам, такой же намёк, как гора Арарат на гербе Армянской ССР — мол, один Арарат у нас уже есть, скоро и главный вернём. Турция, кстати, сразу за горами, расстояние от Арарата до границы — менее 5 километров по прямой.
Население Арарата — более 20 тысяч человек, статус города он носит с 1962 года, но до сих пор больше всего напоминает большое село, хотя многоэтажных домов в городе хватает. Пятиэтажные «хрущёвки» с армянским колоритом, старые ГАЗики и «Жигули», всюду холодно-жёлтые оттенки зимней Армении… Было довольно прохладно — около нуля градусов, хотя солнце светило ярко.
Когда я выходил пешком на главную улицу сельской части Арарата, рядом со мной затормозила иномарка неплохого вида с двумя молодыми мужчинами внутри.
— Барэв дзэз! — поздоровался парень за рулём машины.
— Привет! — улыбнулся я.
— Ммм, эээ, братуха, ты местный? — спросил армянин.
— Нет, я русский.
— Да мы тоже неместные, ты не знаешь, как в Арарат проехать?
— А вот здесь направо поверните, — показал я рукой на путь, которым сам шёл только что.
— Спасибо, братуха, удачного года тебе! — пожелали армяне и поехали в город.
Мне только одно интересно — неужели я настолько похож на армянина, что ребята сразу заговорили со мной по-армянски? Или, что более вероятно, туристы в этом районе — редкое явление.
Я шёл дальше в сторону выезда из города. По пути мне попался и тот самый цементный завод (он действует), и район со строящимися новыми домами — что ж, неплохо.
Рядом со стройкой бродили стада местных коров.
В районе вот этих новостроек я начал пытаться стопить.
Машин проезжало достаточно, часть из них сигналила, а водители показывали вперёд рукой — мол, туда иди. В чём же дело? Стоял я в нормальных местах, удобных для остановки. Да в Закавказье водитель может остановиться ради попутчика и в неудобном месте.
Спасибо за внимание! Продолжение следует!