Найти тему
Tallirr Art Historian

«Слабоумие и отвага»: ТОП-10 эпичных краж произведений искусства в XXI веке

Коронавирус, казалось бы, полностью парализовал культурную жизнь в мире. Тем не менее, сводки новостей не сводятся к тому, что "котики в Эрмитаже чувствуют себя комфортно".
30 марта из закрытого на карантин музея «Зингер» в городе Ларене была похищена картина Винсента Ван Гога "Весенний сад". По поводу кражи ведется расследование, а я, тем временем, предлагаю вспомнить несколько обескураживающих похищений произведений искусства данного столетия.

10. 55 млн. долларов за 3 минуты.

Дерзкое ограбление музея в Сан-Паулу (Бразилия) 20 декабря 2007 года всколыхнуло общественность по всему миру. Всего за 3 минуты злоумышленники смогли пробраться в музей и вынести 2 ценнейшие картины: «Портрет Сюзанны Блох» Пабло Пикассо и «Сборщик кофе» бразильского живописца Кандидо Портинари.

Вооруженные домкратом и монтировкой грабители весьма хорошо продумали преступление: сигнализация в музее была отключена из-за технических проблем, охрана находилась на пересменке, произведения искусства не были застрахованы, а грабители настолько хорошо разбирались в расположении экспонатов, что забрали картины из разных залов, не попавшись на глаза сотрудникам музея.

Несмотря на наличие камер, найти преступников по «горячим следам» не удалось, из-за плохого качества изображения. Искусствоведы и следователи сразу высказали предположение о том, что похищение было совершено по заказу, ибо известность полотен не позволяла продать их на черном рынке.

К счастью, пропажу обнаружили дома у одного из подозреваемых уже 8 января 2008 года. Картины не пострадали и были аккуратно подготовлены для транспортировки. Согласно показаниям подозреваемого, задержанного в тот день, полотна предназначались для коллекционера из Саудовской Аравии.

9. «Из Неаполя, с любовью»

Одним из 10 самых значимых преступлений мира искусства по мнению ФБР стало ограбление музея Ван Гога в Амстердаме 7 декабря 2002 года. Злоумышленники пробрались на крышу музея, разбили окно и похитили полотна «Вид на море у Схевенингена» и «Выход из протестантской церкви в Нюэнене». Выяснилось, что достаточных мер охраны у полотен не было, потому пропажу обнаружили лишь на следующее утро.

Двоих людей, подозреваемых в краже, арестовали и признали виновными уже в 2004 году, однако нати сами полотна так и не удалось.

Руководство музея уже успело потерять надежду отыскать утраченные шедевры, однако спустя 14 лет работы были неожиданно обнаружены у неаполитанской мафии! Несмотря на неподходящие условия содержания, состояние картин было признано «удовлетворительным» и уже в марте 2017 года полотна Винсента Ван Гога вновь вернулись на свои места.

8. Поддельный поп-арт

В сентябре 2015 года в Лос-Анджелесе прогремела новость: в последние несколько лет были украдены 9 шелкографий известного художника и дизайнера Энди Уорхола.

Владельцы обнаружили подмену после того, как два произведения потребовали замены рам и их отправили в специализированную мастерскую. Ее владелец определил, что перед ним подделки, поскольку работы были нечеткими и не содержали подписи Уорхола.

Шесть из украденных полотен входило в серию «Десять знаменитых евреев XX века», созданную в 1980-х годах. Были украдены портреты Луиса Брандейса, Мартина Бубера, Джорджа Гершвина, Сары Бернар, Гертруды Стайн и Зигмунда Фрейда. Другие похищенные полотна принадлежали серии «Исчезающие виды» 1983 года. Среди них — изображения тигра, орла, барана.

Практически сразу после того, как новость получила широкую огласку, две работы ( «Амурский тигр» и «Толсторогий баран») были возвращены. Адвокат человека, владевшего несколько лет этими работами, утверждал, что его клиент не мог знать о том, что картины были похищены.

Судьба остальных полотен не известна.

7. Корпоратив по-киргизски.

Эта часть статьи могла бы начинаться с фразы: «Если ваш корпоратив не похож на что-то такое, то даже не зовите меня на него».

В конце декабря 2013 года стало известно, что из Национального музея Киргизии исчезла картина Ивана Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» стоимостью свыше 40 тысяч долларов. Пропажа картины известного русского художника была обнаружена на утро после корпоратива, организованного сотрудниками музея в фойе здания 26 декабря.

«Морской пейзаж в Крыму», 1866 г.
«Морской пейзаж в Крыму», 1866 г.

Изначально полотно попытались найти своими силами, которых хватило лишь на констатацию факта: экспонировавшаяся на втором этаже музея картина, переданная Россией Министерству культуры Киргизии в 1955 году, вырезана из рамы и неизвестно, где находится.

Правоохранительные органы придали делу широкую огласку, и в середине января 2014 года неизвестный принес полотно в редакцию местной газеты, после чего усилия, направленные на поиск похитителей, были удвоены.

31 января стало известно, что похититель сам пришел с повинной в органы полиции Бишкека. Согласно показаниям преступника, похищение не было спланировано: он зашел в музей вечером для того, чтобы посетить уборную, однако увидев, что на втором этаже отсутствуют сотрудники, снял первую попавшуюся картину, вырезал ее из рамы и беспрепятственно покинул здание музея.

6. Целью было «хайпануть».

Беспрецедентная кража произошла 27 января 2019 года: мужчина подошел к картине Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», снял её со стены и просто ушел из Инженерного корпуса Третьяковской галереи на глазах у посетителей.

Уверенная походка и отсутствие сигнализации убедили окружающих в том, что преступник просто является сотрудником музея.

«Ай-Петри. Крым», 1898–1908 гг.
«Ай-Петри. Крым», 1898–1908 гг.

С помощью камер наружного наблюдения, преступника удалось вычислить и уже 28 января подозреваемого задержали в поселке Заречье Одинцовского района Подмосковья. Там же на строящемся объекте нашли и картину. Полотно не пострадало.

Преступником оказался крымчанин Денис Чуприков, который изначально отрицал свою виновность и утверждал, что не имеет никаких проблем с законом. Однако, официальный представитель МВД России Ирина Волк сообщила, что мужчину в декабре 2018 года задерживали за хранение наркотиков.

На суде мужчина сознался в совершенном преступлении и сообщил, что целью похищения было привлечение внимания.

Я собирался вернуть картину на следующий день. При этом я полностью раскаиваюсь и признаю вину в полном объеме

5. «Слишком плохая система охраны бросалась в глаза»

26-27 апреля 2003 года из галереи "Уитуорт" в Манчестере были украдены три полотна кисти Ван Гога, Пикассо и Гогена, общая стоимость которых оценивалась в 8 млн. долларов.

Однако похищение завершилось необычно - картина Ван Гога "Укрепления Парижа с домами", полотно Пикассо "Бедность" и работа Гогена "Таитянский пейзаж" были найдены на следующий день возле общественного туалета рядом с галереей.

В заявлении полиции говорится, что "в результате анонимного звонка была получена информация о том, что картины находятся в трубе около туалета». Многие издания также утверждают, что к полотнам была приложена записка, излагавшая цель похищения: «слишком плохая система охраны бросалась в глаза».

4. Самое средневековое похищение.

В августе 2003 года замок Драмланриг в Шотландии стал местом крупного преступления. Как и многие аристократические постройки, замок Драмланриг открыт для посетителей, чем и воспользовались преступники, прикинувшиеся туристами.

Когда экскурсовод демонстрировал картинную галерею четырем туристам, в руках одного из них неожиданно появился топор. Перепуганного экскурсовода отпихнули в сторону, картину вынули из рамы, затем грабители удрали через окно. Автомобиль, на котором скрылись похитители, обнаружили впоследствии брошенным в нескольких километрах от замка.

Леонардо да Винчи. «Мадонна с веретеном», ок. 1501 г.
Леонардо да Винчи. «Мадонна с веретеном», ок. 1501 г.

Похищенная картина, "Мадонна с веретеном", авторство которой приписывается великому художнику Леонардо да Винчи, оценивалась в 65 миллионов долларов. Тем не менее, продать ее не удалось и уже спустя 4 года картину обнаружили в Глазко и вернули в замок.

3. «Человек-паук» совершил «ограбление века» в парижском музее

20 мая 2010 года из музея современного искусства в Париже пропали пять картин, в том числе работы Пабло Пикассо и Анри Матисса. Грабитель взломал замок железной ограды и вырезал стекло в одном из окон галереи. Утром сотрудники музея обнаружили пропажу «Голубя с зеленым горошком» Пабло Пикассо, «Пасторали» Анри Матисса, «Оливы близ Эстака» Жоржа Брака, «Женщины с веером» Амедео Модильяни и «Натюрморта с подсвечниками» Фернана Леже. Стоимость картин — более 100 миллионов евро.

В ходе следствия выяснилось, что преступником был вор Вьеран Томич, который получил в СМИ прозвище «Человек-паук» за способности к паркуру.

Данное преступление не было первым для Томича, ведь на его счету довольно большое количество преступлений, в том числе и ограбление частных домов. Сбывать краденое Томичу помогал бизнесмен и владелец небольшой галереи Жан-Мишель Корве. Изначально проникновение в музей было запланировано ради полотна Фернана Леже «Натюрморт с подсвечниками».

Подготовка к ограблению была хорошо продумана: на протяжении недели Томич по ночам выворачивал винты в одном из окон, заменяя их муляжами. В итоге, после проникновения в музей, он не удержался и прихватил вместе с «заказанным» полотном еще четыре. По словам Томича картины «манили его».

В ходе следствия был выявлен еще один соучастник преступления: Джонатан Бирн, 40-летний часовщик, прятавший у себя какое-то время украденные полотна.

Местонахождение шедевров в настоящий момент неизвестно: Бирн сообщил, что уничтожил картины, однако ни суд, ни следователи, ни даже сам Вьеран Томич его словам не верят.

2. Наглость — второе счастье?

Вероятно, это будет самая печальная история данного ТОПа. В ночь с 15 на 16 октября 2012 года из музея Kunsthal в Роттердаме были похищены 7 полотен, общая стоимость которых может достигать сотен тысяч долларов! В музее отсутствовали охранники, так как система безопасности была полностью автоматизирована. Прибывшие через несколько минут сотрудники полиции преступников на месте не обнаружили.

Среди похищенных шедевров были работы Клода Моне, Пабло Пикассо, Поля Гогена, Анри Матисса, Мейера де Хаана и Люсьена Фрейда.

Расследование дела приняло огромные масштабы и уже в начале 2013 года были арестованы трое подозреваемых. Один из них — румын Раду Догару.

Мать преступника, Ольга Догару, рассказала следователям, что после ареста в январе ее сына она первоначально спрятала картины в заброшенном доме, а затем на кладбище в деревне Караклиу. Затем, чтобы избавиться от улик, она их выкопала и сожгла в печи. Затем от этого заявления отказались и Ольга и ее сын, однако экспертиза золы показала содержание материалов XIX века, в связи с чем доказано уничтожение как минимум 3 полотен.

Кроме этого, приговоренный Раду Догару пригрозил подать в суд на ограбленный им музей Кунстхалле (Kunsthal) в Роттердаме, обвиняя руководство музея в халатности, благодаря которой, похитить произведения искусства было необычайно легко.

  1. Побег на лодке и взрывающиеся машины.
-11

События 22 декабря 2000 года похожи скорее не на реальные события, а на краткий пересказ боевика: трое вооруженных мужчин ворвались в Национальный музей Швеции в Стокгольме и похитили 3 картины: «Автопортрет» Рембрандта, «Молодая парижанка» и «Разговор» Огюста Ренуара. Похитители скрылись с места преступления на моторной лодке, ожидавшей возле музея. Стоимость картин оценивалась в 36 миллионов долларов. Выглядит пока что вполне обыденно, не правда ли?

Тем не менее, в момент ограбления в полицию стали поступать звонки с информацией о том, что в одном из районов Стокгольма загораются автомобили. В связи с этим, драгоценное время было утрачено и музею понадобилось целых 5 лет для того, чтобы вернуть шедевры на место. «Разговор» неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году.

Кроме этого, в книге «Идеальные преступники» Анатолий Бернацкий пишет:

«В момент ограбления в полицию позвонили с десяток человек с паническими сообщениями о том, что в отдаленном районе города якобы горят машины и происходят беспорядки. Это был отвлекающий маневр. Пока полицейские выясняли, что это за пожары, заняв все телефонные линии, пока патрульные и спецназ по ложной тревоге мчались на окраину Стокгольма, музейные грабители без помех растворились в ночи. Когда же, наконец, ревя сиренами, машины с мигалками подкатили к музею, они прокололи шины на железных колючках, которые воры предусмотрительно разбросали на асфальте.»

Увы, иных подтверждений данному факту я не нашла, однако такие подробности делают события еще более захватывающими.