Найти тему
Tallirr Art Historian

Сандро Боттичелли и его таинственная «Весна»

Сандро Боттичелли (настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи) — один из самых выдающихся художников эпохи Возрождения. В то же время, он является одним из самых обсуждаемых: дело в том, что некоторые (кстати, самые известные) картины Сандро Боттичелли не имеют точной интерпретации, ведь не известно ни имя заказчика, ни точная дата создания, ни философская программа, легшая в основу сюжета. Да, не удивляйтесь, эпоха Возрождения вообще часто характеризуется совмещением науки и искусства (Леонардо да Винчи — самый выдающийся пример), а относительно античных сюжетов это выражено наиболее ярко, ведь эпоха Ренессанса основана на переосмыслении ценностей и эстетики античной цивилизации.

Автопортрет. Фрагмент алтарной композиции "Поклонение волхвов», 1475 г.
Автопортрет. Фрагмент алтарной композиции "Поклонение волхвов», 1475 г.

Алессандро Филипепи родился во Флоренции в 1445 году, в семье кожевника Мариано Филипепи. О ранних годах художника сохранилось довольно мало информации, известно только, что до прихода в живопись Алессандро обучался мастерству ювелира, что потом весьма ярко отразится в полотнах Боттичелли (Обратите внимание на точность деталей и обилие золота).

Много споров вызывает и прозвище мастера, под которым тот стал известен. Многие исследователи отмечают сходство между «фамилией» Botticelli и итальянским словом botticella (бочонок), в связи с этим бытует мнение, что прозвище Сандро получил в наследство от своего старшего брата. Однако, встречается мнение о том, что Botticelli — это фамилия ювелира, ставшего первым учителем юноши.

Джорджо Вазари отмечает, что между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других. Потому, когда Сандро решил посвятить свою жизнь живописи, он без особых трудностей поступил на обучение в мастерскую Фра Филиппо Липпи. Липпи знакомил своего ученика не только с основами живописи, но и с религиозной символикой, необходимой для изображения библейских персонажей. Помимо обучения у Липпи, Боттичелли какое-то время посещал мастерскую Андреа Верроккио, среди учеников которого был и сам Леонардо да Винчи. Уже в 1970 году Сандро открыл собственную мастерскую.

Постепенно юноша становился все более известным, получал престижные заказы, потому нет ничего удивительного в том, что вскоре он попал в круг интересов семьи Медичи, бывших правителями Флоренции. Считается, что «Весна» («Примавера»), как и легендарное «Рождение Венеры», были выполнены именно для Лоренцо Великолепного.

«Весна» («Примавера»), 1480 г. (Датировка согласно галерее Уффици)
«Весна» («Примавера»), 1480 г. (Датировка согласно галерее Уффици)

Весна — одна из самых известных работ Сандро Боттичелли, которая считается отражением идей неоплатоников (философское течение, призванное переосмыслить идеи Платона) в искусстве. На картине отражены 9 героев античной мифологии, которые условно делят полотно на 3 части.

Сандро Боттичелли. «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами», 1469 г.
Сандро Боттичелли. «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами», 1469 г.

Как это ни странно, но центральной фигурой «Весны» является вовсе не Флора, а богиня любви Венера. Таким образом, мы понимаем, что именно любовь является основной темой данной работы. Надо сказать, что красный и синий цвета, использованные художником для изображения накидки, отсылают нас к образу Мадонны, что делает полотно более сакральным.

-4

На левой части полотна мы видим посланца богов Меркурия (его не трудно узнать по крылатому шлему) и три танцующие Грации, которые в философских изысканиях XV века отождествляются с целомудрием, красотой и любовью. Интересно, что часть исследователей (в частности, Леви Д’Анкона) предполагают, что композиция левой части должна отсылать зрителя к мифу о Суде Париса, в котором, как мы помним, торжествовала богиня любви Афродита.
Эта часть полотна преисполнена гармонией, но, в то же время, представляет собой нечто хрупкое и отстраненное, меланхоличное. Фигура слепого Купидона, готовящегося выстрелить, создает ощущение некой тревожности.

-5

Не менее примечательна правая часть полотна, которую условно можно назвать «преображение», ведь она отсылает нас к истории о появлении Флоры. Согласно Овидию, Зефир, бог западного ветра, влюбился в прекрасную нимфу Хлориду, которую и сделал своей женой. Таким образом скромная нимфа цветов и роста стала богиней. На этой части полотна мы видим и процесс «похищения» и обе ипостаси Хлориды, что ярко показывает зрителю отсутствие времени в этом таинственном и замкнутом пространстве.

-6

Особое внимание надо уделить не только фигурам, но и пространству: трава не приминается под ногами героев, что показывает нам их призрачность и эфемерность. Сами растения прописаны с такой точностью, что исследователи смогли идентифицировать не менее 130 различных растений! Такое обилие цветов чаще всего трактуют как намек на «цветущий город» — Флоренцию.

-7

Особую важность для исследования представляют собой растения, занимающие почти весь задний план: не трудно опознать в них апельсиновые деревья, которые могут трактоваться как намек на семью Медичи. Согласно данным галереи Уффици во Флоренции (именно там хранится рассматриваемая работа), в XV веке в Италии цитрусы называли «mala medica», которые, благодаря созвучию, считаются эмблемой знаменитого семейства.

Это полотно — гимн любви, весны, цветения и надежды на будущее, которые,тем не менее, омрачены тревожностью меланхолией. Это полотно — яркий пример мировоззрения художника в тот период, пока он был близок «ко двору» Медичи. В дальнейшем, после смерти Лоренцо, захвата власти Джироламо Саванаролой (Да, кто играл во второй Assassin's Creed сейчас вспоминают миссию про костры тщеславия) Сандро все больше будет погружаться в вопросы религии. Так завершится путь от воздушных грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка.

Сложно поверить, что в в 1510 году Боттичелли умрет одиноким и забытым всеми. Лишь в середине XIX века у творчества великого Флорентийца найдутся страстные почитатели, благодаря которым имя Сандро Боттичелли станет одним из самых узнаваемых во всем мире.

Об искусстве, с любовью,
Tallirr.

#Tallirr_об_искусстве