Найти в Дзене
O K

Лобное место - трибуна древней Москвы или эшафот?

Лобное место - один из древнейших исторических памятников на Красной площади. Его история за века обросла разными мифами и легендами. По мнению большинства исследователей, такое необычное название памятника связано с его местом расположения на высоком берегу - "взлобье" - Москвы-реки. Одни сравнивают Лобное место с Голгофой, другие - с эшафотом. Долгие годы считалось, что на Лобном месте совершались казни. Способствовал распространению таких мифов и Михаил Лермонтов , так описывая казнь своего героя в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова":
"А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить..."
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною, -
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася."

На Красной площади действительно в былые времена при разных правителях устанавливали эшафот. В ту пору рубить головы на плахе публично было делом привычным, но вряд-ли подобные экзекуции совершались на Лобном месте. Большинство историков считают, что Лобное место было изначально предназначено не для казней, а для публичных выступлений.

Памятник, предположительно, появился на Красной площади в 1534 году. В конце XVIII века Лобное место было перестроено М.Ф. Казаковым, и тогда приобрело привычный нам облик с парапетом и облицовкой из белого камня. Вплоть до 1918 года высшее духовенство совершало молебны на Лобном месте, а в стародавние времена цари с этого возвышения говорили со своим народом и представляли ему своих наследников. По древней традиции, упразднённой в 1678 году, с Лобного места патриарх благословлял народ в Вербное воскресенье после Шествия на осляти.
В Смутные времена этой публичной площадкой пользовались бунтари и самозванцы. Н.М. Карамзин в главе IV "Царствование Лжедмитрия" "Истории государства российского" так описывает события, происходившие в Москве после расправы над Шуйским:
"В глубокой тишине народ теснился вокруг Лобного места, где стоял осуждённый боярин (как бывало в Иоанново время!) подле секиры и плахи, между дружинами воинов, стрельцов и казаков..., и Пётр Басманов, держа бумагу, читал народу от имени царского: "Великий боярин, князь Василий Иванович Шуйский, изменил мне, законному государю вашему, Дмитрию Иоанновичу всея России; коварствовал, злословил, ссорил меня с вами, добрыми подданными: называл лжецарём, хотел свергнуть с престола. Для того осуждён на казнь: да умрёт за измену и вероломство!" "
Смертный приговор тогда не был исполнен, вовремя подоспело "помилование", которое у лжецаря вымолила царица-инокиня, убедившая мнимого сына не казнить Шуйского.
Вполне вероятно, что в Иоанново время, как утверждал Карамзин, действительно на Лобном месте стояла плаха. Хотя, при Иване Грозном, судя по свидетельствам летописцев, у царя с его взбалмошным и жестоким нравом, быстрым на расправы, вряд-ли дело доходило до приговора. Впрочем, в XVI веке все правители отличались жестокостью, а кровожадным тираном был назначен только Иван Грозный.
С конца XVI века до начала XVIII века около Лобного места стояла
Царь-пушка, видимо, для придания солидности царским словам. При царствовании сына Ивана Грозного - Фёдора Иоанновича - его волю оглашал Борис Годунов, которому царь фактически передал власть. А заговорщики в Смутное время стремились легитимизировать свою власть, надеясь уговорить выступить от своего имени на Лобном месте Патриарха Гермогена, но он отказался помогать смутьянам.
После окончания смуты в 1612 году на Лобном месте поздравляли народ с победой Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, а троицкий архимандрит Дионисий провёл молебен в честь избавления Москвы от иноземных захватчиков.
В 1671 году на Красной площади был четвертован на эшафоте Степан Разин. Где конкретно находился эшафот, история умалчивает, но в народе долгое время считали, что казнили Степана Разина именно на Лобном месте.
Формирование стереотипа об использовании Лобного места в качестве эшафота, видимо, закрепилось в петровские времена, когда в южной части Красной площади действительно был установлен эшафот для исполнения смертных приговоров. За казнями наблюдали, в том числе, иностранные послы, которые в своих отчётах могли для "красного словца" сообщить, что экзекуции совершались на Лобном месте.
В 1775 году (это во время правления "прогрессивной" Екатерины II) в Москве был казнён четвертованием ещё один заговорщик - Емельян Пугачёв, но казнили его не на Красной, а на Болотной площади.
Интерес иностранцев к первопрестольной ослаб в XVIII веке после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, но Красная площадь и её исторические памятники не утратили своего значения.

На старинных дореволюционных фотографиях 1890-х годов видно, что на Красной площади у Лобного места рядом с Покровским собором разъезжают извозчики и стоят фонари. Прогресс не стоял на месте, и в 1892 году на Красной площади было проведено электрическое освещение. Первые фонари установили около памятника Минину и Пожарскому. В то время он стоял ещё не на привычном нам месте, а у Верхних торговых рядов. К Покровскому собору памятник перенесли в 1930 году.

Москва вновь обрела столичный статус в 1918 году, после революции. К празднованию 1 Мая, в 1919 году на Лобном месте установили временный памятник Степану Разину. И Ленин даже произнёс на открытии памятника пламенную речь с Лобного места, напомнив собравшимся о представителе мятежного крестьянства, который сложил голову в борьбе за свободу. Памятник Степану Разину простоял недолго, и вскоре вместо него на Лобное место положили порванные кандалы, как символ освобождения от "оков царизма".

После революции значение Лобного места явно пришлось переосмысливать, впрочем, как и всю историю царской России. Пришлось большевикам после своей победы и куранты на Спасской башне перенастраивать на новый лад. 1 мая 1918 года Ленин поднялся на Спасскую башню, расспросил помощника комиссара Кремля, в каком состоянии находится часовой механизм, повреждённый во время боёв в 1917 году, и произнёс историческую фразу: "Надо, чтобы и эти часы заговорили нашим языком". Для выбора новой мелодии колокольного звона была создана специальная комиссия. Очевидцы событий в своих дневниках писали, что именно на Лобном месте члены "музыкальной" комиссии "заслушали" несколько вариантов колокольного звона курантов Спасской башни, которые вызванивали новые революционные мелодии. Выбор комиссии пал на Интернационал. Часовщики быстро починили механизм, и перенастроили куранты на новую мелодию. Уже в августе 1918 года пожелание Ленина было исполнено, и "часы заговорили "революционным" языком".
С тех пор прошло чуть больше ста лет, в стране за это время ещё раз успели переосмыслить историю, и куранты снова пришлось перенастраивать. В 1990-е годы колокола на Спасской башне вызванивали мелодию из оперы "Славься" и "Патриотической песни Глинки", а с нулевых - куранты стали исполнять фрагменты из российского Гимна. Совсем недавно звонницу Спасской башни заново переоснастили, и теперь новые колокола, отлитые по специальному заказу, видимо, будут вызванивать Гимн ещё чище, продолжительнее и выразительнее.
Не считая поломки часового механизма в 1917 году во время трагических революционных событий, куранты ещё едва не пострадали во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона взорвали часть кремлёвской стены.

Лобное место. Октябрь 2012
Лобное место. Октябрь 2012

200-летнему юбилею победы России в Отечественной войне 1812 года был посвящён фестиваль Спасская башня 2012 года. Наши места на трибуне тогда оказались как раз напротив Лобного места, в секторе, примыкавшем к Спасской башне.

Началось представление ещё засветло, с костюмированного бала на Красной площади, а закончилось - поздним вечером световым лазерным шоу, фейерверками и салютом. С наших мест - с видом на Лобное место - можно было снимать выход каждого музыкального коллектива на Красную площадь. Очень колоритно смотрелись шотландские волынщики в лучах прожекторов на фоне Лобного места.

На трибуне, мимо которой проходили участники фестиваля, были установлены флаги всех стран, отправивших свои лучшие военно-музыкальные коллективы в Москву.
Многие помнят наверняка, как в праздничные дни в советские годы флагами часто украшали Лобное место, используя его постамент в качестве пьедестала. С 1965 года, когда День Победы был внесён в список государственных праздников, Лобное место стали использовать для установки декоративного оформления Красной площади.
Лобное место внесено в список Объектов культурного наследия РФ, как памятник средневекового русского зодчества, как и Покровский собор, о котором можно прочитать в моих предыдущих статьях с
историческими подробностями и фотографиями интерьеров.

Серия статей, посвящённых историческим памятникам Москвы будет продолжена. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.