Завтра – родительская суббота. Поминовение ушедших в храме. Люди пойдут на кладбища. Все это понятно и правильно.
А вот почему – с едой поминают? Блины, например, пекут. Когда-то думала, что за глупость, похоронили человека – и за стол. Поняла, что не глупость, когда папа умер. Поминки были дома. Все за стол не поместились. Три раза люди менялись. И всем мама, прожившая с папой много лет в любви и согласии, что-то рассказывала о нем, что-то вспоминали и сидящие за столом. Не знаю, надо ли было это папе, но для мамы это было хорошо, а значит, правильно!
Папа когда-то рассказывал про поминки какого-то очень компанейского человека. Друзья долго сидели, вспоминали, выпивали, а в конце кто-то баян потребовал. Покойник уважал такую музыку.
У меня поминки с едой сами получились. Когда-то в детстве была с папой на ВДНХ. Тогда там зимой, а это было зимой, расчищали только главную аллею. На ней торговали булочками с горячими сосисками. Папа купил, мы залезли на сложенные на зиму скамейки, такие деревянные диванчики из планок, и ели. Теперь грею сосиску с булкой в микроволновке, сажусь и вспоминаю папу.
Когда была студенткой, по выходным много ездили с сестрой – смотрели старые усадьбы, подмосковные музеи. Я в электричку или автобус приезжала из общежития, а сестра из дома и с едой в дорогу. Не успевал наш транспорт тронуться, как я все съедала. Почти весь наш дорожный запас. Потом, через много лет, у нас с ней была игра – она меня угощала бутербродами с какой-нибудь ветчинкой, а я хотела-не хотела, притворялась голодной студенткой. Вот такими бутербродами я теперь иногда поминаю сестру.
Но это все так – сосиски, бутерброды – игра, хоть и очень грустная, живут наши родные в наших сердцах.
Недавно на кладбище видела очень неприятную картину. Кто-то привел в порядок родные могилы, огородил большую территорию, выложил кафелем. А весь мусор – и много! – вывалил в начале ряда могил. Пакеты от цемента, ведра от краски, огромная куча. Причем совсем близко место для мусора, откуда, хоть и редко, но его вывозят. Да еще вывалено все на чьи-то заброшенные могилы, на деревенском кладбище много таких. Вот как? Хочется забыть, а не получается.
Возможно, это сделали наемные рабочие. Давайте помечтаем, завтра придут родственники, увидят это безобразие и уберут. Я съезжу, посмотрю и сообщу вам. Но уже в другой диссертации, как говорил Михаил Жванецкий, который умер сегодня. Светлая память всем ушедшим!
Всегда радуюсь новым подписчикам, читателям, комментариям. Спасибо!