Найти тему
Tallirr Art Historian

Натюрморты Винсента Ван Гога

"Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь" ©Винсент Ван Гог.

Сложно представить себе человека, ни разу не слышавшего о трудной судьбе одного из величайших художников XIX века. История и творения Винсента Ван Гога настолько известны, что само словосочетание "Ван Гог" уже стало неким "брендом": его картины собирают десятки миллионов долларов на аукционах, о нем пишут романы, стихи, песни, снимают фильмы и прочее. Увы, такая известность порождает огромное количество мифов, плотно укоренившихся в сознании людей.
Итак, давайте рассмотрим жизнь этого великого голландца и становление его таланта.

Автопортрет. Сентябрь 1889 г.
Автопортрет. Сентябрь 1889 г.

Биография Винсента Ван Гога

Винсент ван Гог родился в семье голландского священника Теодора Ван Гога и его супруги Анны Корнелии 30 марта 1853 года. Надо сказать, что Винсент не был первым ребенком пары: 30 марта 1852 года у пары уже родился сын, которого назвали Винсент Ван Гог, но тот скончался в младенчестве. С этим фактом связывается немало предположений: юный Винсент ходил каждое воскресенье на проповеди своего отца мимо могильного камня с собственным именем, что, как считают некоторые исследователи, могло породить в юноше склонность к тематике смерти и даже сомнения в собственном существовании. Тем не менее, справедливости ради, надо сказать, что имя Винсент было не редкостью даже в семье Ван Гогов (дядю художника звали Винсент), да и младенческая смертность не была уникальным явлением.

Семейные отношения художника нельзя было назвать счастливыми: он не был понят своими родными, многие его решения, особенно касающиеся спутниц жизни, вызывали гнев отца, с которым было множество ссор. Единственный человек, с которым у Винсента были стабильные доверительные отношения — его брат Тео, переписка с которым является основным источником, повествующим о жизни и взглядах художника.

Карьера Винсента Ван Гога изначально была далека от занятий творчеством: он работал продавцом картин, однако, был вынужден покинуть работу и заняться помощью бедным, сначала в качестве учителя, а затем священника. В этот период он проявил одни из ярчайших сторон своего характера: любовь к людям и невероятная страсть к делу, доходящая до фанатичности. Работая в бедном шахтерском городке Боринаж Винсент понял, что ухоженный и сытый пастор не может вызвать доверие у людей, каждый день которых наполнен тяжким трудом. Тогда молодой священник начал помогать беднейшим, раздавая деньги и одежду, работать наравне с ними и не стеснялся вести проповеди, вымазанный в угле.

Надо сказать, что страсть к искусству проявилась у Винсента еще до того, как тот лишился должности священнослужителя, однако, он пишет о том, что не может погружаться в рисование, дабы не отвлекаться от своих обязанностей. Тем не менее, все его письма изобилуют описаниями различных картин великих художников.

В последние, темные дни перед Рождеством выпал глубокий снег, и пейзаж стал напоминать средневековые картины Брейгеля Мужицкого и многих других художников, так убедительно умевших передать своеобразный эффект красного и зеленого, черного и белого. То, что видишь здесь, ежеминутно наводит на мысль о работах Тейса Мариса или, скажем, Альбрехта Дюрера. Тут встречаются лощины, заросшие колючим кустарником и старыми искривленными деревьями с причудливо изогнутыми корнями; эти лощины выглядят точь-в-точь как дорога на гравюре Дюрера «Рыцарь и смерть».
Письмо от 26 декабря 1878, Боринаж, Эно

Карьера миссионера у художника не сложилась, его сняли с должности за чрезмерное рвение и отсутствия благоразумия. После этого юноша вернулся к родителям и начал серьезно заниматься искусством. Брат обеспечивал Винсента деньгами и пригласил к себе в Париж, где тот смог ознакомиться с работами современных художников. Именно в этот период появляется его любовь к цвету и тот самый уникальный, узнаваемый стиль.
Солнечная Франция дала Винсенту вдохновение и особое видение света и цвета, но, в то же время, привела к ухудшению здоровья, которое подрывалось также и употреблением абсента. Тем не менее, в этот период он знакомится со многими художниками и даже загорается идеей создать что-то вроде коммуны художников, во главе которой он видел Гогена.
В попытках воссоздать свою идею Винсент приглашает Гогена жить к нему, тот соглашается (хотя и без особого удовольствия, большую роль в итоге сыграла финансовая поддержка Тео).

Жизнь двух художников не была безоблачна: две яркие, сильные личности с совершенно разным взглядом на творчество не могли ужиться под одной крышей, хоть были и продуктивные моменты (например, Гоген уговорил Ван Гога писать не с натуры, а по памяти).
1888 год завершился знаменитым инцидентом: Винсент Ван Гог лишился мочки уха. Многие исследователи пишут, что это было следствием драки с Полем Гогеном и вообще именно этот художник так навредил коллеге. Однако, исходя из текста писем к Тео мы можем заключить, что скорее это было действие самого Ван Гога, так как в начале января 1889 года он извиняется перед Тео, что доставил тому немало неудобств и заставил волноваться. Тем не менее, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. Январь 1889 года
Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. Январь 1889 года

Интересно, что данная история получила настолько широкую известность, что ныне существует «Синдром Ван Гога» при котором люди наносят себе увечья в виде порезов или ампутации конечностей, либо настаивают на хирургическом вмешательстве.

Проведя 2 года в лечебницах 27 июля 1890 художник стреляет себе в грудь и спустя еще 2 дня умирает от потери крови. Этот момент тоже часто вызывает сомнения: исследователи полагают, что это было вовсе не самоубийство. Тем не менее, авторы большинства медицинских работ, посвященных психическому здоровью художника, утверждают, что самоубийство вполне соответствует истории болезней Винсента Ван Гога.

Большую часть жизни художник не мог самостоятельно себя обеспечивать (работы практически не продавались) и жил на деньги Тео, который взамен получал его работы и мог их продать в дальнейшем. Тем не менее, читая переписку братьев, мы можем однозначно утверждать, что подобное положение его не устраивало и весьма сильно тяготило: практически в каждом письме Винсент ведет подробный отчет о том, куда и сколько потратил денег и убеждает (даже скорее себя, а не брата), что его новая картина уж точно будет продана.

Натюрморты

Винсент Ван Гог известен, прежде всего, своими пейзажами и портретами. Тем не менее, его натюрморты представляют большой интерес и часто носят символический характер. Естественно, рассмотреть все натюрморты Винсента Ван Гога не представляется возможным, так как он писал многочисленные композиции из фруктов и цветов, отрабатывая навыки владения цветом. В данной статье мы рассмотрим самые, на мой взгляд, интересные работы, которые позволят проследить основные этапы жизни и творчества художника.

Натюрморт с открытой Библией. Октябрь 1885 года
Натюрморт с открытой Библией. Октябрь 1885 года

Кандидат философских наук Людмила Сергеевна Пестрякова утверждает, что после смерти пастора Теодора Ван Гога (отца художника) в 1885 году Винсент создает один из наиболее символичных своих натюрмортов «Натюрморт с открытой Библией», посвященный памяти отца. Старинная книга принадлежала самому Теодору и является своеобразным символическим портретом главы семьи. Ее изображение монументально и занимает большую часть полотна, чем показывает значимость этого элемента. Надо заметить, что художник весьма ярко подчеркнул тот факт, что Библия открыта на книге Исайи. Учитывая непростые взаимоотношения с отцом можно предположить, что Винсент намекал на ту часть религиозного текста, где написано «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня». Таким образом Ван Гог мог подчеркивать трудность общения между собой и отцом, отсутствие понимания в семье.

Рядом изображена маленькая жёлтая книга Эмиля Золя «Радости жизни», которая, как и многие другие выбранные Винсентом книги, вызывала у благочестивого пастора неодобрение.

Погасшая свеча символизирует ушедшую жизнь, после окончания которой осталась лишь холодная (что выражается в цветовой гамме) комната, тонущая во мраке.

Следующий натюрморт является одним из самых необычных и весьма разнообразно интерпретируемый. «Череп с горящей сигаретой» был написан художником во время обучения в академии изящных искусств в Антверпене и представляет собой весьма ироничное изображение курящего скелета.

Череп с горящей сигаретой. Зима 1885-1886 гг.
Череп с горящей сигаретой. Зима 1885-1886 гг.

Анри Перрюшо считает, что данное изображение в большей степени отражает ощущение близости конца и должно вызывать у зрителя трепет и ужас, ведь череп- отражение смерти, которая иронично и зловеще усмехается.
Надо сказать, что письма Ван Гога на тот период отражают деятельность, хоть тот и испытывал нужду, он не оставлял попыток продвинуть свои работы и найти моделей, которые согласятся ему позировать.
Интересна точка зрения, говорящая о том, что данный натюрморт — насмешка над требованиями академии. В тот период изображение скелета было одним из основных заданий. Тем не менее, сам Винсент хотел изображать душу людей, впечатление, которые те оказывают, о чем неоднократно говорил брату в переписке.

Пара ботинок. 1886 год.
Пара ботинок. 1886 год.

Одним из известнейших сюжетов для натюрмортов Ван Гога является обувь — символ жизненного пути, лишенного пафоса и вычурности. Именно старая, заношенная обувь показывает, сколь долог и тяжел был путь их обладателя. Они, как и обладатель, изрядно побиты и поношены, но все же не лишены возможности идти дальше. Некоторые исследователи полагают, что этот образ был навеян романом Джона Боньяна «Путешествие Пилигрима».

Ветка цветущего миндаля в стакане и книга. 1888 год.
Ветка цветущего миндаля в стакане и книга. 1888 год.

Во время пребывания в Париже Винсент Ван Гог увлекается культурой Японии и, в частности, японскими гравюрами, копии которых неоднократно делает. Арль, в который переезжает художник, предстает в его воображении некой Французской Японией. И снегопад, столь редкий на юге Франции, который он застал еще больше в этом убеждает.

Здесь же, в Арле, местность кажется ровной. Я видел великолепные участки красной почвы, засаженные виноградом; фон - нежно-лиловые горы. А снежные пейзажи с белыми вершинами и сверкающим, как снег, небом на заднем плане походят на зимние ландшафты японских художников.
Арль, 21 февраля 1888

Несмотря на лежащий повсюду снег, в Арле зацветал миндаль. Голые, темные ветки, украшенные маленькими светлыми цветами напомнили Винсенту цветущую сакуру с гравюр японцев. Явное влияние гравюр мы видим в том, что границы ветки продублированы темным, что сильнее выделяет ветвь из общей картины. Винсент пишет миндаль в простом стеклянном стакане, делая таким образом одним из основных элементов картины именно свет. Интересно также то, что в отличие от предыдущих работ, художник не обозначает, что за книга лежит на столе. Это скорее обобщенное изображение книги вообще, чем отражение какого-то конкретного произведения.

Об искусстве, с любовью,
Tallirr.

#Tallirr_об_искусстве.